logo
Ответы к госу 2012

31. Древнерусская архитектура в XV-XVII веках (характеристика наиболее известных сооружений).

Если в предыдущий период (с X по XIV века) художественная культура Руси находилась под сильным влиянием византийской культуры, то в период с XV по XVII века при сохранении прежних приоритетов наблюдается и отчётливое национальное своеобразие в храмостроении.

С XV века в развитии древнерусской архитектуры лидирующим регионом становится Московское княжество, что было связано с активной объединительной политикой московских князей, направленной на возвышение роли Москвы. В этот период в арсенале русских зодчих, использовавших такие же планировочные схемы, как и раньше, появляются новые мотивы: килевидные закомары и ярусы килевидных кокошников (Спасский собор Андроникова монастыря в Москве). В конце XV – начале XVI века в Москве по инициативе Ивана III предпринимается реконструкция Московского Кремля. Для этого приглашаются северо-итальянские зодчие, мастерство которых в ту пору ценилось чрезвычайно высоко. Стены Кремля были построены по проекту Пьетро Антонио Солари (Солари – фамилия). Успенский собор Московского Кремля был построен Аристотелем Фиораванти, который, выполняя пожелание князя, ездил во Владимир, чтобы увидеть там Успенский собор, а затем построить нечто подобное в Москве. Поэтому и в плане, и в деталях (перспективный портал, аркатурно-колончатый пояс) этот собор является своего рода стилизацией форм владимирского зодчества XII века. Архангельский собор Московского Кремля был построен по замыслу итальянца Алевиза Нового. Он применил распространённые в венецианском зодчестве раковины в верхней части фасада, что затем прочно вошло в арсенал художественных средств русских зодчих (Архангельский собор был долгое время, вплоть до эпохи Петра I усыпальницей русских князей и царей).

Период XVI века считается веком расцвета шатрового культового зодчества. Самым же главным достоянием этого века стали поиски новых объёмно-пространственных схем в основе церковных зданий. Поэтому храмы XVI века отличаются весьма сложной структурой. Подчёркнутая новизна отличает и внешнее убранство церквей: ряды кокошников, смелое применение цвета, использование различных материалов (церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой, собор Василия Блаженного на Красной площади, построенный русскими мастерами Бармой и Постником в период правления Ивана Грозного).

В период XVII века русское культовое и светское зодчество продолжает обогащаться новыми элементами, преимущественно декоративного характера. Появляется многоглавие, асимметрия планов, сложный декор, изобилующий различными стилизованными флоральными мотивами, активно применяются изразцовые плиты в качестве декоративных цветных вставок (церковь Троицы в Никитниках в Москве, Теремной дворец в Москве). Всё это подготовило приход архитектуры барокко. В 90-ые годы XVII столетия появляются произведения так называемого нарышкинского и голицынского барокко (термины условные), так как главными заказчиками выступали представители семьи Голицыных и Нарышкиных (церковь Покрова в Филях под Москвой, церковь Знамения в Дубровицах под Москвой). Эти сооружения, в строительстве которых принимали участие итальянские зодчие, отличаются сугубо барочной трактовкой декора фасадов, обилием скульптуры.