31. Древнерусская архитектура в XV-XVII веках (характеристика наиболее известных сооружений).
Если в предыдущий период (с X по XIV века) художественная культура Руси находилась под сильным влиянием византийской культуры, то в период с XV по XVII века при сохранении прежних приоритетов наблюдается и отчётливое национальное своеобразие в храмостроении.
С XV века в развитии древнерусской архитектуры лидирующим регионом становится Московское княжество, что было связано с активной объединительной политикой московских князей, направленной на возвышение роли Москвы. В этот период в арсенале русских зодчих, использовавших такие же планировочные схемы, как и раньше, появляются новые мотивы: килевидные закомары и ярусы килевидных кокошников (Спасский собор Андроникова монастыря в Москве). В конце XV – начале XVI века в Москве по инициативе Ивана III предпринимается реконструкция Московского Кремля. Для этого приглашаются северо-итальянские зодчие, мастерство которых в ту пору ценилось чрезвычайно высоко. Стены Кремля были построены по проекту Пьетро Антонио Солари (Солари – фамилия). Успенский собор Московского Кремля был построен Аристотелем Фиораванти, который, выполняя пожелание князя, ездил во Владимир, чтобы увидеть там Успенский собор, а затем построить нечто подобное в Москве. Поэтому и в плане, и в деталях (перспективный портал, аркатурно-колончатый пояс) этот собор является своего рода стилизацией форм владимирского зодчества XII века. Архангельский собор Московского Кремля был построен по замыслу итальянца Алевиза Нового. Он применил распространённые в венецианском зодчестве раковины в верхней части фасада, что затем прочно вошло в арсенал художественных средств русских зодчих (Архангельский собор был долгое время, вплоть до эпохи Петра I усыпальницей русских князей и царей).
Период XVI века считается веком расцвета шатрового культового зодчества. Самым же главным достоянием этого века стали поиски новых объёмно-пространственных схем в основе церковных зданий. Поэтому храмы XVI века отличаются весьма сложной структурой. Подчёркнутая новизна отличает и внешнее убранство церквей: ряды кокошников, смелое применение цвета, использование различных материалов (церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой, собор Василия Блаженного на Красной площади, построенный русскими мастерами Бармой и Постником в период правления Ивана Грозного).
В период XVII века русское культовое и светское зодчество продолжает обогащаться новыми элементами, преимущественно декоративного характера. Появляется многоглавие, асимметрия планов, сложный декор, изобилующий различными стилизованными флоральными мотивами, активно применяются изразцовые плиты в качестве декоративных цветных вставок (церковь Троицы в Никитниках в Москве, Теремной дворец в Москве). Всё это подготовило приход архитектуры барокко. В 90-ые годы XVII столетия появляются произведения так называемого нарышкинского и голицынского барокко (термины условные), так как главными заказчиками выступали представители семьи Голицыных и Нарышкиных (церковь Покрова в Филях под Москвой, церковь Знамения в Дубровицах под Москвой). Эти сооружения, в строительстве которых принимали участие итальянские зодчие, отличаются сугубо барочной трактовкой декора фасадов, обилием скульптуры.
- 1. Древнеегипетская архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 2. Древнеегипетское изобразительное искусство. Стилистические особенности и анализ наиболее известных произведений.
- 3. Древнегреческая архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 4. Древнегреческая скульптура. Стилистический анализ наиболее известных произведений периодов классики и эллинизма.
- 5. Древнеримская архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений императорского периода.
- 6. Древнеримское изобразительное искусство. Стилистический анализ наиболее известных произведений императорского периода.
- 7. Характеристика художественной культуры и искусства Византии (папки 7.1, 7.2)
- 8. Характеристика художественной культуры и искусства романского периода.
- 9. Характеристика художественной культуры и искусства готического периода.
- 10. Творчество Джотто и его современников.
- 11. Архитектура и скульптура кватроченто (на примерах творчества ф. Брунеллески, л. Б. Альберти, Донателло).
- 12. Живопись кватроченто (на примерах творчества Мазаччо, а. Мессина, с. Боттичелли).
- 13. Творчество Рафаэля.
- 14. Творчество Леонардо да Винчи.
- 15. Творчество Тициана.
- 16. Архитектурное творчество Микеланджело.
- 17. Творчество Микеланджело как скульптора и живописца.
- 18. Творчество а. Дюрера.
- 19. Итальянская архитектура и скульптура эпохи барокко. Стилистический анализ наиболее известных произведений.
- 20. Творчество м. Караваджо.
- 21. Творчество Рембрандта.
- 22. Творчество п. П. Рубенса.
- 23. Архитектура Франции XVII века. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 24. Живопись Франции XVII века (на примерах творчества наиболее известных мастеров).
- 25. Живопись французского романтизма (на примерах творчества т. Жерико и э. Делакруа).
- 26. Живопись французского импрессионизма (на примерах творчества к. Моне и о. Ренуара).
- 27. Архитектура европейского модерна. Конструктивные особенности наиболее известных сооружений во Франции, Австрии, Испании.
- 28. Живопись постимпрессионизма (на примерах творчества Ван Гога и Поля Гогена).
- 29. Творчество ф. Л. Райта и о. Нимейера.
- 30. Древнерусская архитектура X-XIV веков (характеристика наиболее известных сооружений).
- 31. Древнерусская архитектура в XV-XVII веках (характеристика наиболее известных сооружений).
- 32. Древнерусская иконопись (на примерах наиболее известных произведений).
- 33. Творчество ф. Грека и а. Рублёва.
- 34. Общая характеристика художественной культуры в Петровскую эпоху.
- 35. Русская живопись во второй половине XVIII века (на примерах творчества ф. Рокотова, д. Левицкого и в. Боровиковского).
- 36. Творчество ф. Б. Растрелли (Растрелли Младшего).
- 1. Зимний дворец в Петербурге (сооружение с открытым внутренним двором, выходящее своими фасадами на Неву и Дворцовую площадь).
- 2. Екатерининский дворец в Царском Селе.
- 4. Строгановский дворец в Петербурге.
- 37. Русская скульптура в конце XVIII - начале XIX века. Характеристика наиболее известных произведений.
- 38. Архитектура стиля ампир в России. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 39. Творчество к. П. Брюллова.
- 40. Творчество а. А. Иванова.
- 41. Творчество а. Г. Венецианова и п. А. Федотова.
- 42. Творчество в. Г. Перова и и. Н. Крамского.
- 43. Творчество и. Е. Репина.
- 44. Творчество а. К. Саврасова и и. И. Шишкина.
- 45. Творчество и. И. Левитана и а. И. Куинджи.
- 46. Творчество в. В. Верещагина.
- 47. Творчество в. И. Сурикова.
- 48. Творчество в. Д. Поленова.
- 49. Творчество в. И. Васнецова.
- 50. Деятельность творческого объединения «Мир искусства» (на примерах творчества а. Бенуа, л. Бакста, к. Сомова).
- 51. Творчество в. Э. Борисова-Мусатова.
- 52. Творчество м. С. Сарьяна.
- 53. Архитектура модерна в России. Конструктивные особенности и стилистический анализ наиболее известных сооружений.
- 54. Творчество в. А. Серова.
- 55. Творчество м. А. Врубеля.
- 56. Монументальная скульптура России (на примерах творчества в. Мухиной, е. Вучетича, м. Аникушина).
- 57. Творчество к. Петрова-Водкина и а. Дейнеки.
- 58. Творчество г. Коржева и т. Салахова.