28. Живопись постимпрессионизма (на примерах творчества Ван Гога и Поля Гогена).
Постимпрессионизм – общее название различных течений в живописи XX века, возникших после импрессионизма. К течениям постимпрессионизма относятся: символизм, дивизионизм, экспрессионизм, кубизм, фовизм и т. д. В более узком понимании – относительно короткий период развития французской живописи – от последней выставки художников-импрессионистов в 1886 г. до 1906г. – начала кубизма. Каждый художник этого направления шёл своим путём, поэтому постимпрессионисты в отличие от импрессионистов были разобщены. Характерно: усиление уже начатых в импрессионизме аналитических тенденций, и, несмотря на отдельные формальные достижения, является, в сущности, кризисным периодом развития европейского изобразительного искусства, поскольку этим художникам не хватало целостности мироощущения и ясности мышления.
Винсент Ван Гог – выдающийся французский художник-постимпрессионист, родоначальник живописного экспрессионизма. По происхождению голландец. Приехав в Париж и перепробовав множество профессий, в тридцать три года начал заниматься живописью. Учился самостоятельно, копируя картины Милле и Делакруа и наблюдая за работой импрессионистов. Однако рисунок ему так и не удавался. В 1888 году он уехал из Парижа в Арль (городок во Франции в Провансе), где нашёл то, что хотел – яркие краски и ослепительное солнце юга. В полном одиночестве, находясь часами под палящими лучами солнца, он создавал одну за другой картины, поражающие экспрессией цвета, динамикой мазка, эмоциональным напряжением. Цвет, по мысли Ван Гога, должен не характеризовать внешность изображаемых объектов, а выражать состояние души художника. Это было результатом неистового внутреннего горения, что в конце концов и свело его с ума. Мучимый ужасными головными болями, художник в припадке сначала отрезал себе ухо, а затем добровольно отправился в психиатрическую лечебницу. Фактически, то, что было представлено публике – это было отражением его галлюцинаций, но в его картинах, несмотря на их формальное несовершенство, чувствуется присутствие гения («Натюрморт с подсолнухами в вазе», «Автопортрет с трубкой», «Звёздная ночь», «Дорога в Провансе (Кипарис у дороги»).
Поль Гоген – выдающийся французский художник-постимпрессионист. Он провёл детство в Перу и, вероятно, экзотика этой страны наложила отпечаток на его творческие интересы в будущем. Гоген очень поздно, в двадцать шесть лет начал заниматься живописью, но довольно быстро пришёл к собственному ярко выраженному стилю, основанному на сочетании локальных, очень ярких и чистых цветов. Это был путь преодоления импрессионистического метода, путь дальнейшего поиска нового в живописи. В 1888 году он становится лидером понт-авенской группы. Понт-Авен – деревня на севере Франции, известная своим патриархальным укладом жизни и живописными видами. Туда отправлялись художники из разных уголков Европы, чтобы отдохнуть от шума столиц и вдохновиться непосредственностью природы. Художники этой группы во главе с Гогеном пытались найти свой стиль, названный впоследствии синтетическим символизмом. Наиболее полно эти искания выразились в произведениях Гогена, созданных на острове Таити – одной из французских колоний в то время, куда он уехал в поисках нового, не связанного с традициями европейской культуры стиля. Там под влиянием примитивных форм полинезийского искусства он писал картины, отличавшиеся декоративной стилизацией, плоскостностью, упрощением форм, локальными соотношениями почти чистых, удивительных по красоте цветов. Свои таитянские картины он привозил или пересылал в Париж, где публика их принимала с большим интересом. Живописи Гогена свойственна и особая выразительность линии, в чём многие видели параллель с искусством Ар Нуво, поэтому стиль Гогена можно назвать экзотическим вариантом культуры Модерна. Наиболее известные произведения Гогена: «Автопортрет с жёлтым Христом», «Таитянские пасторали», «Женщина, держащая плод», «Чудесный источник»).
- 1. Древнеегипетская архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 2. Древнеегипетское изобразительное искусство. Стилистические особенности и анализ наиболее известных произведений.
- 3. Древнегреческая архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 4. Древнегреческая скульптура. Стилистический анализ наиболее известных произведений периодов классики и эллинизма.
- 5. Древнеримская архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений императорского периода.
- 6. Древнеримское изобразительное искусство. Стилистический анализ наиболее известных произведений императорского периода.
- 7. Характеристика художественной культуры и искусства Византии (папки 7.1, 7.2)
- 8. Характеристика художественной культуры и искусства романского периода.
- 9. Характеристика художественной культуры и искусства готического периода.
- 10. Творчество Джотто и его современников.
- 11. Архитектура и скульптура кватроченто (на примерах творчества ф. Брунеллески, л. Б. Альберти, Донателло).
- 12. Живопись кватроченто (на примерах творчества Мазаччо, а. Мессина, с. Боттичелли).
- 13. Творчество Рафаэля.
- 14. Творчество Леонардо да Винчи.
- 15. Творчество Тициана.
- 16. Архитектурное творчество Микеланджело.
- 17. Творчество Микеланджело как скульптора и живописца.
- 18. Творчество а. Дюрера.
- 19. Итальянская архитектура и скульптура эпохи барокко. Стилистический анализ наиболее известных произведений.
- 20. Творчество м. Караваджо.
- 21. Творчество Рембрандта.
- 22. Творчество п. П. Рубенса.
- 23. Архитектура Франции XVII века. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 24. Живопись Франции XVII века (на примерах творчества наиболее известных мастеров).
- 25. Живопись французского романтизма (на примерах творчества т. Жерико и э. Делакруа).
- 26. Живопись французского импрессионизма (на примерах творчества к. Моне и о. Ренуара).
- 27. Архитектура европейского модерна. Конструктивные особенности наиболее известных сооружений во Франции, Австрии, Испании.
- 28. Живопись постимпрессионизма (на примерах творчества Ван Гога и Поля Гогена).
- 29. Творчество ф. Л. Райта и о. Нимейера.
- 30. Древнерусская архитектура X-XIV веков (характеристика наиболее известных сооружений).
- 31. Древнерусская архитектура в XV-XVII веках (характеристика наиболее известных сооружений).
- 32. Древнерусская иконопись (на примерах наиболее известных произведений).
- 33. Творчество ф. Грека и а. Рублёва.
- 34. Общая характеристика художественной культуры в Петровскую эпоху.
- 35. Русская живопись во второй половине XVIII века (на примерах творчества ф. Рокотова, д. Левицкого и в. Боровиковского).
- 36. Творчество ф. Б. Растрелли (Растрелли Младшего).
- 1. Зимний дворец в Петербурге (сооружение с открытым внутренним двором, выходящее своими фасадами на Неву и Дворцовую площадь).
- 2. Екатерининский дворец в Царском Селе.
- 4. Строгановский дворец в Петербурге.
- 37. Русская скульптура в конце XVIII - начале XIX века. Характеристика наиболее известных произведений.
- 38. Архитектура стиля ампир в России. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 39. Творчество к. П. Брюллова.
- 40. Творчество а. А. Иванова.
- 41. Творчество а. Г. Венецианова и п. А. Федотова.
- 42. Творчество в. Г. Перова и и. Н. Крамского.
- 43. Творчество и. Е. Репина.
- 44. Творчество а. К. Саврасова и и. И. Шишкина.
- 45. Творчество и. И. Левитана и а. И. Куинджи.
- 46. Творчество в. В. Верещагина.
- 47. Творчество в. И. Сурикова.
- 48. Творчество в. Д. Поленова.
- 49. Творчество в. И. Васнецова.
- 50. Деятельность творческого объединения «Мир искусства» (на примерах творчества а. Бенуа, л. Бакста, к. Сомова).
- 51. Творчество в. Э. Борисова-Мусатова.
- 52. Творчество м. С. Сарьяна.
- 53. Архитектура модерна в России. Конструктивные особенности и стилистический анализ наиболее известных сооружений.
- 54. Творчество в. А. Серова.
- 55. Творчество м. А. Врубеля.
- 56. Монументальная скульптура России (на примерах творчества в. Мухиной, е. Вучетича, м. Аникушина).
- 57. Творчество к. Петрова-Водкина и а. Дейнеки.
- 58. Творчество г. Коржева и т. Салахова.