50. Деятельность творческого объединения «Мир искусства» (на примерах творчества а. Бенуа, л. Бакста, к. Сомова).
«Мир искусства» - объединение художников, созданное в Петербурге в конце XIX века, заявившее о себе журналом и выставками, от имени которых получило своё название. В «Мир искусства» входили в разное время чуть ли не все передовые русские художники. Мирискусники «первого эшелона» - это Бенуа, Сомов, Лансере, Бакст, Добужинский – яркие индивидуальности, но каждый шёл своим путём, поэтому это объединение не представляло какого-либо художественного течения, направления или школы, просто это было творческое содружество по общим интересам. Лозунгом этого объединения было «искусство для искусства» в том смысле, что художественное творчество само в себе несёт высшую ценность и не нуждается в идейных предписаниях со стороны. Этими установками они противопоставляли себя передвижникам. В начале XX века в Петербурге мирискусниками был организован постоянный салон «Современное искусство», где экспонировались произведения декоративного и прикладного искусства и оформление интерьеров, отражающие новые веяния Модерна. В 1904-1914 гг. под лозунгом «Мира искусства» Сергей Дягилев в Париже устраивал художественные выставки и балетные спектакли. Художники объединения были по преимуществу графиками, иллюстрировали художественный журнал «Мир искусства», выполняли театральные афиши, эскизы театральных декораций, станковые картины небольших размеров в графических техниках. Все они были против дидактики, назидательности искусства, литературности сюжетов, что было характерно для передвижничества. Для всех мирискусников была характерна ретроспективность художественного мышления и «пиетет к культурности», к художественным стилям прошлого. Интересы их творчества в выборе сюжетов фокусировались в области французской и русской истории XVII, XVIII веков. Время Петра I, Людовика XIV и Людовика XV с галантными сценами, красивыми регулярными парками, в которых на фоне партеров и боскетов прогуливается или флиртует придворная публика, лёгкий налёт эротизма, ирония по поводу происходящего, ощущение игры – вот круг образов названных мирискусников.
Организатором домашнего кружка, из которого образовалось общество мирискусников, был Александр Николаевич Бенуа – живописец, график, историк искусства, художественный критик, очень эрудированный человек из семьи художников и архитекторов. Учился у частных мастеров. Фактически именно он был направляющей силой в этом объединении. В работах Бенуа как художника ярко проявился его дар стилиста, он прекрасно чувствовал стиль и атмосферу выбранного им времени. Известны его большие графические серии «Версаль» (листы «Прогулка короля», «Фантазия на версальскую тему»), в которых тонкая ирония перемежается с тайным восхищением изображённым временем, его бытом, традициями. Драматичная серия работ создана Бенуа в качестве иллюстраций к «Медному всаднику» Пушкина. Передать дух времени, проникнуться переживаниями главного героя – те задачи Бенуа, с которыми он блестяще справляется.
Бакст Лев Самойлович известен прежде всего как художник театральных костюмов, в чём он достиг подлинного артистизма в трактовке образов, в передаче сценического характера. Вызывающе яркие, динамичные, созданные с великолепным стилизаторским чувством, эскизы его костюмов, приобретшие самостоятельную художественную ценность, всегда современны (работы к балету Римского-Корсакова «Шехерезада», балету Стравинского «Жар-птица»). Его «Ужин» - само воплощение эстетики модерна.
Сомов Константин Андреевич был в объединении профессиональным художником, так как учился в АХ, затем в Париже. Это художник элегического мироощущения с пристрастием к пасторальным мотивам. Одновременно с этим он очень ироничен, порой саркастичен и насмешлив. Его мир – это маркизы, кокетки, Арлекины и Пьеро, очаровательные любовные сценки, смесь игры и ретроспективности («Арлекин и дама»). Сомов силён в портретах, в которых он в полной мере проявил свою прекрасную подготовленность и чувство современности («Дама в голубом», «Портрет А. А. Блока»).
Большая заслуга всех мирискусников в том, что они обогатили русское искусство своего времени новым художественным видением, новыми сюжетами и оригинальными композициями своих работ. Они подняли значение журнальной и книжной графики на небывалую высоту и пропагандировали элитарность искусства вообще, показывая пример широкой эрудированности и высокого уровня внутренней культуры.
- 1. Древнеегипетская архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 2. Древнеегипетское изобразительное искусство. Стилистические особенности и анализ наиболее известных произведений.
- 3. Древнегреческая архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 4. Древнегреческая скульптура. Стилистический анализ наиболее известных произведений периодов классики и эллинизма.
- 5. Древнеримская архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений императорского периода.
- 6. Древнеримское изобразительное искусство. Стилистический анализ наиболее известных произведений императорского периода.
- 7. Характеристика художественной культуры и искусства Византии (папки 7.1, 7.2)
- 8. Характеристика художественной культуры и искусства романского периода.
- 9. Характеристика художественной культуры и искусства готического периода.
- 10. Творчество Джотто и его современников.
- 11. Архитектура и скульптура кватроченто (на примерах творчества ф. Брунеллески, л. Б. Альберти, Донателло).
- 12. Живопись кватроченто (на примерах творчества Мазаччо, а. Мессина, с. Боттичелли).
- 13. Творчество Рафаэля.
- 14. Творчество Леонардо да Винчи.
- 15. Творчество Тициана.
- 16. Архитектурное творчество Микеланджело.
- 17. Творчество Микеланджело как скульптора и живописца.
- 18. Творчество а. Дюрера.
- 19. Итальянская архитектура и скульптура эпохи барокко. Стилистический анализ наиболее известных произведений.
- 20. Творчество м. Караваджо.
- 21. Творчество Рембрандта.
- 22. Творчество п. П. Рубенса.
- 23. Архитектура Франции XVII века. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 24. Живопись Франции XVII века (на примерах творчества наиболее известных мастеров).
- 25. Живопись французского романтизма (на примерах творчества т. Жерико и э. Делакруа).
- 26. Живопись французского импрессионизма (на примерах творчества к. Моне и о. Ренуара).
- 27. Архитектура европейского модерна. Конструктивные особенности наиболее известных сооружений во Франции, Австрии, Испании.
- 28. Живопись постимпрессионизма (на примерах творчества Ван Гога и Поля Гогена).
- 29. Творчество ф. Л. Райта и о. Нимейера.
- 30. Древнерусская архитектура X-XIV веков (характеристика наиболее известных сооружений).
- 31. Древнерусская архитектура в XV-XVII веках (характеристика наиболее известных сооружений).
- 32. Древнерусская иконопись (на примерах наиболее известных произведений).
- 33. Творчество ф. Грека и а. Рублёва.
- 34. Общая характеристика художественной культуры в Петровскую эпоху.
- 35. Русская живопись во второй половине XVIII века (на примерах творчества ф. Рокотова, д. Левицкого и в. Боровиковского).
- 36. Творчество ф. Б. Растрелли (Растрелли Младшего).
- 1. Зимний дворец в Петербурге (сооружение с открытым внутренним двором, выходящее своими фасадами на Неву и Дворцовую площадь).
- 2. Екатерининский дворец в Царском Селе.
- 4. Строгановский дворец в Петербурге.
- 37. Русская скульптура в конце XVIII - начале XIX века. Характеристика наиболее известных произведений.
- 38. Архитектура стиля ампир в России. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 39. Творчество к. П. Брюллова.
- 40. Творчество а. А. Иванова.
- 41. Творчество а. Г. Венецианова и п. А. Федотова.
- 42. Творчество в. Г. Перова и и. Н. Крамского.
- 43. Творчество и. Е. Репина.
- 44. Творчество а. К. Саврасова и и. И. Шишкина.
- 45. Творчество и. И. Левитана и а. И. Куинджи.
- 46. Творчество в. В. Верещагина.
- 47. Творчество в. И. Сурикова.
- 48. Творчество в. Д. Поленова.
- 49. Творчество в. И. Васнецова.
- 50. Деятельность творческого объединения «Мир искусства» (на примерах творчества а. Бенуа, л. Бакста, к. Сомова).
- 51. Творчество в. Э. Борисова-Мусатова.
- 52. Творчество м. С. Сарьяна.
- 53. Архитектура модерна в России. Конструктивные особенности и стилистический анализ наиболее известных сооружений.
- 54. Творчество в. А. Серова.
- 55. Творчество м. А. Врубеля.
- 56. Монументальная скульптура России (на примерах творчества в. Мухиной, е. Вучетича, м. Аникушина).
- 57. Творчество к. Петрова-Водкина и а. Дейнеки.
- 58. Творчество г. Коржева и т. Салахова.