logo
Ответы к госу 2012

50. Деятельность творческого объединения «Мир искусства» (на примерах творчества а. Бенуа, л. Бакста, к. Сомова).

«Мир искусства» - объединение художников, созданное в Петербурге в конце XIX века, заявившее о себе журналом и выставками, от имени которых получило своё название. В «Мир искусства» входили в разное время чуть ли не все передовые русские художники. Мирискусники «первого эшелона» - это Бенуа, Сомов, Лансере, Бакст, Добужинскийяркие индивидуальности, но каждый шёл своим путём, поэтому это объединение не представляло какого-либо художественного течения, направления или школы, просто это было творческое содружество по общим интересам. Лозунгом этого объединения было «искусство для искусства» в том смысле, что художественное творчество само в себе несёт высшую ценность и не нуждается в идейных предписаниях со стороны. Этими установками они противопоставляли себя передвижникам. В начале XX века в Петербурге мирискусниками был организован постоянный салон «Современное искусство», где экспонировались произведения декоративного и прикладного искусства и оформление интерьеров, отражающие новые веяния Модерна. В 1904-1914 гг. под лозунгом «Мира искусства» Сергей Дягилев в Париже устраивал художественные выставки и балетные спектакли. Художники объединения были по преимуществу графиками, иллюстрировали художественный журнал «Мир искусства», выполняли театральные афиши, эскизы театральных декораций, станковые картины небольших размеров в графических техниках. Все они были против дидактики, назидательности искусства, литературности сюжетов, что было характерно для передвижничества. Для всех мирискусников была характерна ретроспективность художественного мышления и «пиетет к культурности», к художественным стилям прошлого. Интересы их творчества в выборе сюжетов фокусировались в области французской и русской истории XVII, XVIII веков. Время Петра I, Людовика XIV и Людовика XV с галантными сценами, красивыми регулярными парками, в которых на фоне партеров и боскетов прогуливается или флиртует придворная публика, лёгкий налёт эротизма, ирония по поводу происходящего, ощущение игры – вот круг образов названных мирискусников.

Организатором домашнего кружка, из которого образовалось общество мирискусников, был Александр Николаевич Бенуаживописец, график, историк искусства, художественный критик, очень эрудированный человек из семьи художников и архитекторов. Учился у частных мастеров. Фактически именно он был направляющей силой в этом объединении. В работах Бенуа как художника ярко проявился его дар стилиста, он прекрасно чувствовал стиль и атмосферу выбранного им времени. Известны его большие графические серии «Версаль» (листы «Прогулка короля», «Фантазия на версальскую тему»), в которых тонкая ирония перемежается с тайным восхищением изображённым временем, его бытом, традициями. Драматичная серия работ создана Бенуа в качестве иллюстраций к «Медному всаднику» Пушкина. Передать дух времени, проникнуться переживаниями главного героя – те задачи Бенуа, с которыми он блестяще справляется.

Бакст Лев Самойлович известен прежде всего как художник театральных костюмов, в чём он достиг подлинного артистизма в трактовке образов, в передаче сценического характера. Вызывающе яркие, динамичные, созданные с великолепным стилизаторским чувством, эскизы его костюмов, приобретшие самостоятельную художественную ценность, всегда современны (работы к балету Римского-Корсакова «Шехерезада», балету Стравинского «Жар-птица»). Его «Ужин» - само воплощение эстетики модерна.

Сомов Константин Андреевич был в объединении профессиональным художником, так как учился в АХ, затем в Париже. Это художник элегического мироощущения с пристрастием к пасторальным мотивам. Одновременно с этим он очень ироничен, порой саркастичен и насмешлив. Его мир – это маркизы, кокетки, Арлекины и Пьеро, очаровательные любовные сценки, смесь игры и ретроспективности («Арлекин и дама»). Сомов силён в портретах, в которых он в полной мере проявил свою прекрасную подготовленность и чувство современности («Дама в голубом», «Портрет А. А. Блока»).

Большая заслуга всех мирискусников в том, что они обогатили русское искусство своего времени новым художественным видением, новыми сюжетами и оригинальными композициями своих работ. Они подняли значение журнальной и книжной графики на небывалую высоту и пропагандировали элитарность искусства вообще, показывая пример широкой эрудированности и высокого уровня внутренней культуры.