6. Древнеримское изобразительное искусство. Стилистический анализ наиболее известных произведений императорского периода.
Древнеримская культура – одна из самых развитых в Средиземноморье. Она развивалась в период республики (с 5 до 1 веков до н.э.) и в период империи (с 1 века до н.э. до 5 века н.э ). Это языческая культура, но многое в её пантеоне заимствовано из культуры древней Греции, которую римляне справедливо считали самой выдающейся в мире и стремились ей подражать. Римляне были очень воинственны, этим объясняется поклонение богу войны Марсу. Другим важным божеством являлась богиня Венера, которая якобы была прародительницей римских императоров. Богам строились храмы, в их честь устанавливались статуи. Большую популярность имели театры-цирки для зрелищных представлений, рассчитанные на большое количество людей.
Многие особенности, характерные для различных видов древнеримского изобразительного искусства связаны ещё с искусством этрусков. В области круглой скульптуры от этрусков ведёт своё развитие скульптурный портрет. В этой сфере римляне достигли высочайшего уровня мастерства. Поэтому в области скульптуры ярко проявляет себя интерес к реалистичной трактовке человеческого лица, передаче его индивидуальных физиономических особенностей. Особое распространение получают изображения старых и пожилых людей, лица которых дают возможность изобразить морщины, складки кожи, настроение усталости. Подобные изображения, называвшиеся имажинес, выполнялись в обязательном порядке (головы, бюсты) и хранились в каждом доме, согласно представлениям римлян о культе предков. Очень распространены в древнеримской скульптуре и портреты правителей, дошедшие от императорского периода (с 1 до н. э. до 5 века). Самые известные скульптурные портреты созданы в 1 и 2 веках нашей эры. В некоторых случаях это довольно идеализированные изображения (портрет Августа, Август в виде Юпитера), иногда сугубо официальные, представляющие энергичного владыку-воина, выступающим перед своим войском как оратор (статуя Траяна). Та реалистическая тенденция в портрете, которая наметилась в самом начале древнеримской цивилизации, никогда не прерывалась. Известны очень конкретные индивидуализированные характеристики в портретах императоров (бюсты Нерона, Адриана). Римляне, считавшие древнегреческую пластику эталоном для подражания, иногда выполняли произведения в духе скульптуры Древней Греции, то есть с мягкой проработкой классических черт лица (Портрет Антиноя). От второго века чудом сохранилась бронзовая конная статуя Марка Аврелия, принятая позже за изображение императора Константина, причисленного христианской церковью к лику святых (за утверждение христианства). Этой статуе суждено было стать образцом для многих европейских мастеров последующих эпох.
Римские рельефы отличаются высоким уровнем исполнения, любовью к многочисленным деталям, умением передать глубину пространства, но иногда перегруженностью композиции, что затрудняет её прочтение. Таковы рельефы алтаря Мира в Риме (1 в. н. э). Рельефы, посвящённые прославлению военных побед императоров, выполнялись на аттиках триумфальных арок, а также на специально для этого созданных колоннах (колонна Траяна, сооруженная и украшенная рельефами архитектором и скульптором Аполлодором Дамасским).
Наибольшее количество росписей происходит из погибших в результате извержения вулкана Везувий в 79 г. нашей эры городов Геркуланум, Стабии, Помпеи. Выбирались темы на мифологические сюжеты, изображались пейзажи, натюрморты, особой популярностью пользовались росписи, имитирующие перспективные построения архитектурных форм – колонны, пилястры, фронтоны и т.д. В изображении человеческих фигур римские мастера были большими профессионалами, верно передавали пропорции тела, объём, умели выразить настроение (роспись в одном из помпеянских домов, названная Дионисийские мистерии). В изображении перспективных архитектурных построений художники старались «обмануть» зрителя, создавая ощущение глубины пространства, прокладывали тени, отбрасываемые колоннами, включали в поле фресок пейзажные виды, «раскрывающиеся» за окном и т.д. Мастерство иллюзорных росписей-обманок в Италии никогда не будет забыто и воскреснет в эпоху Возрождения, а затем в период барокко.
- 1. Древнеегипетская архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 2. Древнеегипетское изобразительное искусство. Стилистические особенности и анализ наиболее известных произведений.
- 3. Древнегреческая архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 4. Древнегреческая скульптура. Стилистический анализ наиболее известных произведений периодов классики и эллинизма.
- 5. Древнеримская архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений императорского периода.
- 6. Древнеримское изобразительное искусство. Стилистический анализ наиболее известных произведений императорского периода.
- 7. Характеристика художественной культуры и искусства Византии (папки 7.1, 7.2)
- 8. Характеристика художественной культуры и искусства романского периода.
- 9. Характеристика художественной культуры и искусства готического периода.
- 10. Творчество Джотто и его современников.
- 11. Архитектура и скульптура кватроченто (на примерах творчества ф. Брунеллески, л. Б. Альберти, Донателло).
- 12. Живопись кватроченто (на примерах творчества Мазаччо, а. Мессина, с. Боттичелли).
- 13. Творчество Рафаэля.
- 14. Творчество Леонардо да Винчи.
- 15. Творчество Тициана.
- 16. Архитектурное творчество Микеланджело.
- 17. Творчество Микеланджело как скульптора и живописца.
- 18. Творчество а. Дюрера.
- 19. Итальянская архитектура и скульптура эпохи барокко. Стилистический анализ наиболее известных произведений.
- 20. Творчество м. Караваджо.
- 21. Творчество Рембрандта.
- 22. Творчество п. П. Рубенса.
- 23. Архитектура Франции XVII века. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 24. Живопись Франции XVII века (на примерах творчества наиболее известных мастеров).
- 25. Живопись французского романтизма (на примерах творчества т. Жерико и э. Делакруа).
- 26. Живопись французского импрессионизма (на примерах творчества к. Моне и о. Ренуара).
- 27. Архитектура европейского модерна. Конструктивные особенности наиболее известных сооружений во Франции, Австрии, Испании.
- 28. Живопись постимпрессионизма (на примерах творчества Ван Гога и Поля Гогена).
- 29. Творчество ф. Л. Райта и о. Нимейера.
- 30. Древнерусская архитектура X-XIV веков (характеристика наиболее известных сооружений).
- 31. Древнерусская архитектура в XV-XVII веках (характеристика наиболее известных сооружений).
- 32. Древнерусская иконопись (на примерах наиболее известных произведений).
- 33. Творчество ф. Грека и а. Рублёва.
- 34. Общая характеристика художественной культуры в Петровскую эпоху.
- 35. Русская живопись во второй половине XVIII века (на примерах творчества ф. Рокотова, д. Левицкого и в. Боровиковского).
- 36. Творчество ф. Б. Растрелли (Растрелли Младшего).
- 1. Зимний дворец в Петербурге (сооружение с открытым внутренним двором, выходящее своими фасадами на Неву и Дворцовую площадь).
- 2. Екатерининский дворец в Царском Селе.
- 4. Строгановский дворец в Петербурге.
- 37. Русская скульптура в конце XVIII - начале XIX века. Характеристика наиболее известных произведений.
- 38. Архитектура стиля ампир в России. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 39. Творчество к. П. Брюллова.
- 40. Творчество а. А. Иванова.
- 41. Творчество а. Г. Венецианова и п. А. Федотова.
- 42. Творчество в. Г. Перова и и. Н. Крамского.
- 43. Творчество и. Е. Репина.
- 44. Творчество а. К. Саврасова и и. И. Шишкина.
- 45. Творчество и. И. Левитана и а. И. Куинджи.
- 46. Творчество в. В. Верещагина.
- 47. Творчество в. И. Сурикова.
- 48. Творчество в. Д. Поленова.
- 49. Творчество в. И. Васнецова.
- 50. Деятельность творческого объединения «Мир искусства» (на примерах творчества а. Бенуа, л. Бакста, к. Сомова).
- 51. Творчество в. Э. Борисова-Мусатова.
- 52. Творчество м. С. Сарьяна.
- 53. Архитектура модерна в России. Конструктивные особенности и стилистический анализ наиболее известных сооружений.
- 54. Творчество в. А. Серова.
- 55. Творчество м. А. Врубеля.
- 56. Монументальная скульптура России (на примерах творчества в. Мухиной, е. Вучетича, м. Аникушина).
- 57. Творчество к. Петрова-Водкина и а. Дейнеки.
- 58. Творчество г. Коржева и т. Салахова.