16. Архитектурное творчество Микеланджело.
В области архитектуры в эпоху Возрождения самым крупным зодчим-новатором, который «перевёл» язык итальянской архитектуры на новые рельсы, явился великий Микеланджело Буонарроти (1475-1564). Созданное им в области зодчества, относится по времени создания и к Высокому и к Позднему Ренессансу. Но по стилю эти проекты нужно рассматривать как явления Позднего Ренессанса. Все его архитектурные проекты отличаются новизной построения композиции, усложнённым языком пластики всех без исключения архитектурных элементов, «скульптурностью» архитектурного пространства, что неудивительно, потому что главное дарование Микеланджело выразилось, прежде всего, именно в скульптуре. Его архитектурные приёмы: раскрепованные антаблементы и фронтоны, пучки пилястр, глухие окна, другие атектоничные элементы. Всё это позволяет называть Микеланджело то «последним архитектором Ренессанса, то первым архитектором барокко». Главные работы:
1. Библиотека Лауренциана во Флоренции (интересен лестничный вестибюль, в котором обращают на себя внимание, прежде всего, волюты необычной формы, изобретённые Микеланджело).
2. Архитектурно-скульптурный комплекс Капеллы Медичи во Флоренции (масса новаторских деталей – раскрепованных антаблементов, глухих ниш, мотива большого ордера и т. д., что говорит о нестандартности творческого мышления Микеланджело).
3. Ансамбль площади Капитолия в Риме (трапециевидная площадь со вписанным в неё овалом мощения, в центре – статуя Марка Аврелия, установленная здесь по замыслу Микеланджело, по сторонам ансамбля однотипные здания, фасады которых обработаны большим ордером в виде пилястр).
4. План собора Св. Петра в Риме (центрический, с диагонально расположенным квадратом и папертью перед собором; именно по этому плану собор строился до конца XVI века).
5. Купол собора Св. Петра в Риме (правда, после смерти Микеланджело другой архитектор несколько повысил стрелу подъёма купола, но в целом решение купола осталось в соответствии с замыслом Микеланджело).
Новизна решений Микеланджело подготовила почву для прихода нового стиля, стиля барокко в архитектуре. В этом великое значение его архитектурного творчества.
- 1. Древнеегипетская архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 2. Древнеегипетское изобразительное искусство. Стилистические особенности и анализ наиболее известных произведений.
- 3. Древнегреческая архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 4. Древнегреческая скульптура. Стилистический анализ наиболее известных произведений периодов классики и эллинизма.
- 5. Древнеримская архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений императорского периода.
- 6. Древнеримское изобразительное искусство. Стилистический анализ наиболее известных произведений императорского периода.
- 7. Характеристика художественной культуры и искусства Византии (папки 7.1, 7.2)
- 8. Характеристика художественной культуры и искусства романского периода.
- 9. Характеристика художественной культуры и искусства готического периода.
- 10. Творчество Джотто и его современников.
- 11. Архитектура и скульптура кватроченто (на примерах творчества ф. Брунеллески, л. Б. Альберти, Донателло).
- 12. Живопись кватроченто (на примерах творчества Мазаччо, а. Мессина, с. Боттичелли).
- 13. Творчество Рафаэля.
- 14. Творчество Леонардо да Винчи.
- 15. Творчество Тициана.
- 16. Архитектурное творчество Микеланджело.
- 17. Творчество Микеланджело как скульптора и живописца.
- 18. Творчество а. Дюрера.
- 19. Итальянская архитектура и скульптура эпохи барокко. Стилистический анализ наиболее известных произведений.
- 20. Творчество м. Караваджо.
- 21. Творчество Рембрандта.
- 22. Творчество п. П. Рубенса.
- 23. Архитектура Франции XVII века. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 24. Живопись Франции XVII века (на примерах творчества наиболее известных мастеров).
- 25. Живопись французского романтизма (на примерах творчества т. Жерико и э. Делакруа).
- 26. Живопись французского импрессионизма (на примерах творчества к. Моне и о. Ренуара).
- 27. Архитектура европейского модерна. Конструктивные особенности наиболее известных сооружений во Франции, Австрии, Испании.
- 28. Живопись постимпрессионизма (на примерах творчества Ван Гога и Поля Гогена).
- 29. Творчество ф. Л. Райта и о. Нимейера.
- 30. Древнерусская архитектура X-XIV веков (характеристика наиболее известных сооружений).
- 31. Древнерусская архитектура в XV-XVII веках (характеристика наиболее известных сооружений).
- 32. Древнерусская иконопись (на примерах наиболее известных произведений).
- 33. Творчество ф. Грека и а. Рублёва.
- 34. Общая характеристика художественной культуры в Петровскую эпоху.
- 35. Русская живопись во второй половине XVIII века (на примерах творчества ф. Рокотова, д. Левицкого и в. Боровиковского).
- 36. Творчество ф. Б. Растрелли (Растрелли Младшего).
- 1. Зимний дворец в Петербурге (сооружение с открытым внутренним двором, выходящее своими фасадами на Неву и Дворцовую площадь).
- 2. Екатерининский дворец в Царском Селе.
- 4. Строгановский дворец в Петербурге.
- 37. Русская скульптура в конце XVIII - начале XIX века. Характеристика наиболее известных произведений.
- 38. Архитектура стиля ампир в России. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 39. Творчество к. П. Брюллова.
- 40. Творчество а. А. Иванова.
- 41. Творчество а. Г. Венецианова и п. А. Федотова.
- 42. Творчество в. Г. Перова и и. Н. Крамского.
- 43. Творчество и. Е. Репина.
- 44. Творчество а. К. Саврасова и и. И. Шишкина.
- 45. Творчество и. И. Левитана и а. И. Куинджи.
- 46. Творчество в. В. Верещагина.
- 47. Творчество в. И. Сурикова.
- 48. Творчество в. Д. Поленова.
- 49. Творчество в. И. Васнецова.
- 50. Деятельность творческого объединения «Мир искусства» (на примерах творчества а. Бенуа, л. Бакста, к. Сомова).
- 51. Творчество в. Э. Борисова-Мусатова.
- 52. Творчество м. С. Сарьяна.
- 53. Архитектура модерна в России. Конструктивные особенности и стилистический анализ наиболее известных сооружений.
- 54. Творчество в. А. Серова.
- 55. Творчество м. А. Врубеля.
- 56. Монументальная скульптура России (на примерах творчества в. Мухиной, е. Вучетича, м. Аникушина).
- 57. Творчество к. Петрова-Водкина и а. Дейнеки.
- 58. Творчество г. Коржева и т. Салахова.