38. Архитектура стиля ампир в России. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
Ампир – это стиль классицизма первой трети XIX века (от французского слова, в переводе означающего «империя»). Стиль ампир зародился во Франции и был идеологически связан с имперскими установками Наполеона Бонапарта. Формы сооружений ампира во Франции должны были утверждать значение побед Наполеона. В России этот же стиль должен был выражать значение побед России над Наполеоном. В русской культуре это время, ознаменованное мощным подъёмом общественного самосознание, что связано с блистательной победой России над Бонапартом. Патриотические настроения этого периода проявились во всех видах искусства, что выразилось в обращении к героическим темам в скульптуре и живописи.
Стилистически архитектура ампира по-прежнему ориентирована на идеалы античного зодчества. Но появляется ряд характерных черт: чрезвычайно усиливается значение скульптурного убранства здания, скульптура используется очень активно в виде круглых статуй и в виде рельефа, преимущественно горельефа; эталоном в архитектуре становиться древнеримское зодчество, которое отличалось любовью к декору; фасады сооружений отличаются смелым контрастом между открытыми, «пустыми» плоскостями и частями, порой явно перегруженными скульптурными декором; немаловажная черта - сильная профилировка каждой архитектурной детали, то есть повышенная пластичность в проработке элементов архитектурного сооружения; огромное значение имеет тот факт, что именно в эту пору русское зодчество характеризуется ансамблевостью мышления, создаются не просто отдельные сооружения, а именно ансамбли, включающие в себя огромные пространства городской среды, с включением набережных, улиц, площадей.
«Открывает» архитектуру первой трети XIX века Андрей Никифорович Воронихин, талантливый мастер, работавший в Петербурге и его окрестностях. Он спроектировал открытый к Невскому проспекту в самом центре города Казанский собор, который к моменту окончания строительства решено было сделать мемориалом памяти героев, погибших во время Отечественной войны 1812 года. Идеей объёмно-пространственной композиции сооружения стала задача создать нечто, похожее на колоннаду и собор Св. Петра в Риме. Автором идеи был император Павел, после смерти которого, её поддержал Александр I. Это не центрическое сооружение, традиционное для православного церковного зодчества, а базилика, перекрытая куполом на высоком барабане. Перед зданием храма разворачивается красивая по пропорциям стройная двойная колоннада, именно она и вызывает ассоциации с площадью перед собором Св. Петра, созданной в XVII веке Бернини. Здание выложено из местного пудожского (пудостского) камня, а во внутренних конструкциях впервые были использованы железные элементы перекрытия. Воронихин является также и автором здания Горного института на Васильевском острове. В суровых и лаконичных пропорциях колонного портика института видно претворение идей дорических храмов Древней Греции.
Автором ансамбля стрелки Васильевского острова был французский архитектор Тома де Томон. Он предложил блистательное решение реконструкции Биржи, обветшавшей со времени Петра. Здание Биржи, главенствующее в ансамбле, представляет собой дорический периптер, хорошо просматривающийся со всех сторон. Для красоты ансамбля было решено подсыпать набережную стрелки, врезавшись на 100 метров в Неву, после чего отметить стрелку двумя ростральными колоннами, служащими в то время маяками для входящих в Неву кораблей. Ростральные колонные и фронтоны Биржи украшены мощными по пластике фигурами из пудожского камня, олицетворяющими великие русские реки, они вырезаны талантливым вологодским крестьянином-каменотёсом Самсоном Сухановым, который по праву считается соавтором Тома де Томона в этом проекте.
Одно из грандиозных сооружений стиля ампир в Петербурге – знаменитое Адмиралтейство, автором которого был Андреан Дмитриевич Захаров, закончивший Академию художеств, а затем прошедший стажировку у Шальгрена, создателя Арки Звезды в Париже. Строительство здания Адмиралтейства стало главным делом жизни Захарова. В своём проекте он решил сохранить главную композиционную идею старого петровского Адмиралтейства, созданного Иваном Коробовым – здание в виде буквы П, разворачивавшейся к Неве и башня с остроконечным шпилем. Но теперь это должно было стать грандиозное по размерам и образному масштабу сооружение, так как идеологическое значение его со времени Петра значительно возросло. Композиционным центром здания стала великолепная по красоте пропорций башня, ставшая одной из архитектурных доминант городской застройки. Золочёный шпиль башни виден из многих точек города, а его скульптура целиком связана с морской тематикой.
Ведущим зодчим периода ампира был выдающийся архитектор Карл Иванович Росси, которым созданы все главные ансамбли центра столицы. Ансамблевость архитектурного мышления, характеризующая этот этап развития русской архитектуры, в самой большой степени проявилась именно в творчестве этого талантливого мастера. Самые известные ансамбли Росси: ансамбль Дворцовой площади со зданием Генерального штаба армии, центр которого – одна из самых красивых арок Петербурга, увенчанная колесницей Славы – соединяет Дворцовую площадь с Невским проспектом; ансамбль Михайловского дворца (ныне здание Русского музея); ансамбль Александринского театра, в перекрытиях которого также применены железные балки, с прилегающей к театру Театральной улицей (сейчас улица Зодчего Росси), длина этой уникальной улицы – 220 метров, ширина – 22 метра, высота идентичных по решению зданий, обрамляющих её – 22 метра; Росси работал и как мастер интерьера, проектировавший целые ансамбли мебели, вазы, подсвечники, и предлагавший комплексы декоративной отделки помещения.
К произведениям позднего классицизма необходимо отнести главные работы Огюста Монферрана, французского архитектора, работавшего в Петербурге: Александровская (Александрийская) колонна на Дворцовой площади, прославляющая победы русского оружия в Отечественной войне во время правления императора Александра I и Исаакиевский собор, строительство которого шло 40 лет.
- 1. Древнеегипетская архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 2. Древнеегипетское изобразительное искусство. Стилистические особенности и анализ наиболее известных произведений.
- 3. Древнегреческая архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 4. Древнегреческая скульптура. Стилистический анализ наиболее известных произведений периодов классики и эллинизма.
- 5. Древнеримская архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений императорского периода.
- 6. Древнеримское изобразительное искусство. Стилистический анализ наиболее известных произведений императорского периода.
- 7. Характеристика художественной культуры и искусства Византии (папки 7.1, 7.2)
- 8. Характеристика художественной культуры и искусства романского периода.
- 9. Характеристика художественной культуры и искусства готического периода.
- 10. Творчество Джотто и его современников.
- 11. Архитектура и скульптура кватроченто (на примерах творчества ф. Брунеллески, л. Б. Альберти, Донателло).
- 12. Живопись кватроченто (на примерах творчества Мазаччо, а. Мессина, с. Боттичелли).
- 13. Творчество Рафаэля.
- 14. Творчество Леонардо да Винчи.
- 15. Творчество Тициана.
- 16. Архитектурное творчество Микеланджело.
- 17. Творчество Микеланджело как скульптора и живописца.
- 18. Творчество а. Дюрера.
- 19. Итальянская архитектура и скульптура эпохи барокко. Стилистический анализ наиболее известных произведений.
- 20. Творчество м. Караваджо.
- 21. Творчество Рембрандта.
- 22. Творчество п. П. Рубенса.
- 23. Архитектура Франции XVII века. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 24. Живопись Франции XVII века (на примерах творчества наиболее известных мастеров).
- 25. Живопись французского романтизма (на примерах творчества т. Жерико и э. Делакруа).
- 26. Живопись французского импрессионизма (на примерах творчества к. Моне и о. Ренуара).
- 27. Архитектура европейского модерна. Конструктивные особенности наиболее известных сооружений во Франции, Австрии, Испании.
- 28. Живопись постимпрессионизма (на примерах творчества Ван Гога и Поля Гогена).
- 29. Творчество ф. Л. Райта и о. Нимейера.
- 30. Древнерусская архитектура X-XIV веков (характеристика наиболее известных сооружений).
- 31. Древнерусская архитектура в XV-XVII веках (характеристика наиболее известных сооружений).
- 32. Древнерусская иконопись (на примерах наиболее известных произведений).
- 33. Творчество ф. Грека и а. Рублёва.
- 34. Общая характеристика художественной культуры в Петровскую эпоху.
- 35. Русская живопись во второй половине XVIII века (на примерах творчества ф. Рокотова, д. Левицкого и в. Боровиковского).
- 36. Творчество ф. Б. Растрелли (Растрелли Младшего).
- 1. Зимний дворец в Петербурге (сооружение с открытым внутренним двором, выходящее своими фасадами на Неву и Дворцовую площадь).
- 2. Екатерининский дворец в Царском Селе.
- 4. Строгановский дворец в Петербурге.
- 37. Русская скульптура в конце XVIII - начале XIX века. Характеристика наиболее известных произведений.
- 38. Архитектура стиля ампир в России. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 39. Творчество к. П. Брюллова.
- 40. Творчество а. А. Иванова.
- 41. Творчество а. Г. Венецианова и п. А. Федотова.
- 42. Творчество в. Г. Перова и и. Н. Крамского.
- 43. Творчество и. Е. Репина.
- 44. Творчество а. К. Саврасова и и. И. Шишкина.
- 45. Творчество и. И. Левитана и а. И. Куинджи.
- 46. Творчество в. В. Верещагина.
- 47. Творчество в. И. Сурикова.
- 48. Творчество в. Д. Поленова.
- 49. Творчество в. И. Васнецова.
- 50. Деятельность творческого объединения «Мир искусства» (на примерах творчества а. Бенуа, л. Бакста, к. Сомова).
- 51. Творчество в. Э. Борисова-Мусатова.
- 52. Творчество м. С. Сарьяна.
- 53. Архитектура модерна в России. Конструктивные особенности и стилистический анализ наиболее известных сооружений.
- 54. Творчество в. А. Серова.
- 55. Творчество м. А. Врубеля.
- 56. Монументальная скульптура России (на примерах творчества в. Мухиной, е. Вучетича, м. Аникушина).
- 57. Творчество к. Петрова-Водкина и а. Дейнеки.
- 58. Творчество г. Коржева и т. Салахова.