logo
Ответы к госу 2012

39. Творчество к. П. Брюллова.

Брюллов Карл Павлович – великий русский живописец, график и монументалист первой половины XIX века. Представитель академического искусства и носитель школы академизма, полученной в АХ (Академии художеств), он сумел преодолеть мертвенность канонов классицизма романтическим стремлением наполнить образ живым чувством, жизненной убедительностью, стремлением передать цветовое богатство реального мира. Творческий метод Брюллова – академизм, а сюжеты, их трактовка и художественное мироощущение мастера романтические. В этом и есть сложность развития русской живописи первой половины XIX века. Слияние академизма с романтизмом было главной особенностью развития русского искусства начала XIX века. Произведения Брюллова покоряли зрителя творческим темпераментом, драматизмом, человечностью, блеском мастерства, которым художник, казалось, без всяких усилий достигал предельной пластичности форм, яркого цвета, выражения индивидуальных человеческих характеров. Закончив Академию с пригоршней золотых и серебряных медалей, Брюллов через некоторое время отправляется в Италию, которая как нельзя лучше подходила его творческому темпераменту. Здесь появляются знаменитые шедевры Брюллова: «Итальянский полдень», «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя», в которых Брюллов как бы любуется женской красотой, жарким солнцем, яркими красками, всё вместе это становится выражением жизненной и творческой энергии мастера. Идея создания «большой» картины пронизывала русскую художественную культуру того времени. В Италии, по непосредственным впечатлениям поездки в Помпеи и Неаполь, у Брюллова возникает мысль о воплощении такой идеи в жизнь. Самая значительная работа Брюллова – «Последний день Помпеи» - является квинтэссенцией (вершиной, сутью, высшим смыслом) поисков всех художников романтической поры и академической школы. Две темы переплетаются в произведении Брюллова: тема гибели, разрушения и тема необычайной высоты человеческого духа, тема любви и самопожертвования. Неизбежность смерти отступает на второй план перед высшим проявлением любви к ближнему. Композиция картины строится небольшими группами, в каждой из которых есть главный персонаж. Ещё современники, воспринявшие работу Брюллова с восторгом, отмечали красоту композиции. При этом, разрозненность отдельных групп участников способствовала ощущению прекрасно срежессированной театральной мизансцены, где смерть настолько красива, что зритель невольно забывает об этой действительно происшедшей в 79 г. н.э. катастрофе, когда стихия в результате извержения вулкана Везувий снесла с лица земли несколько итальянских городов. Этому же ощущению театральности способствовал и сам академический метод, в плену которого находился Брюллов. Идеально прекрасные мужчины и женщины напоминают античные скульптуры, и только пламень пожарищ и летящие камни заставляют поверить в трагичность происходящего. Брюллов - превосходный портретист своего времени. Он - великолепный мастер парадного портрета, в котором мастер показывает своих героев и героинь « в их звёздный час», то есть в момент наивысшего выражения их красоты и величественности. К числу лучших его произведений относятся: «Всадница» - портрет сестёр Цецилии и Джованнины Паччини, «Портрет Салтыковой», «Юлия Павловна Самойлова, удаляющаяся с бала». К числу лучших камерных портретов Брюллова относятся «Автопортрет», «Портрет Крылова». В этих работах мастеру удаётся достичь предельной силы выразительности, направленной на раскрытие внутреннего мира модели при сохранении значения антуража. Брюллов в своё время был очень модным портретистом, при этом ставил он себя очень независимо, не всегда соглашаясь работать, если заказчик не был близок Брюллову по духу. Последней работой Брюллова стала роспись в куполе Исаакиевского собора в Петербурге, которая подорвала и без того хрупкое здоровье художника. За его титанический талант, удивительную работоспособность, поразительную фантазию и безупречное мастерство современники прозвали Брюллова «Карлом великим». Таково признание заслуг этого великого мастера.