53. Архитектура модерна в России. Конструктивные особенности и стилистический анализ наиболее известных сооружений.
Художественная культура России на рубеже XIX и XX веков характеризуется чрезвычайной сложностью, возникшей как следствие единовременного сосуществования разных направлений, течений и творческих методов. Но всё же можно обозначить магистральную линию в развитии многих видов искусства – стиль модерн, «большой» стиль, захвативший буквально все сферы культуры: литературу, поэзию, музыку, театр, хореографию, архитектуру, живопись, скульптуру, графику. Модерн в архитектуре зарождается в конце 1880-ых и продолжается до конца 1910-ых годов. Он проявился в основном в строительстве жилых зданий (городские и загородные особняки, доходные дома), в строительстве общественных построек (гостиницы, типографии, представительства фирм, магазины). Для архитектуры модерна характерно: свободная, максимально удобная для пользования планировка; часто асимметрия в распределении архитектурных масс и решении фасадов; использование эркеров в многоэтажных зданиях; текучесть форм и линий; использование разнофактурных облицовочных материалов (кирпича, кирпича глазурованного, штукатурки окрашенной, мрамора); как следствие – полихромность фасадов; весьма популярные средства декора зданий это майоликовые панно с использованием орнаментальных и фигуративных элементов, витражи, чугунное литьё решёток ограждения, рельефы.
Наибольшую популярность стиль модерн в архитектуре получил в Москве и Санкт-Петербурге. Самый крупный московский архитектор модерна Ф. О. Шехтель, человек высокой художественной культуры и большого таланта. В своём первом сооружении, особняке Морозовой, выполненном в духе неоготики, он сумел «проложить мост» между приевшимся историзмом и новым стилем, достигнув максимальной пластичности форм. Особняк Рябушинского – это произведение, созданное целиком в духе нового времени и обращающее внимание органичностью решения элементов и целого. Безусловно, стиль Шехтеля сложился не без влияния венского Сецессиона, а именно Ольбриха и Вагнера (Ярославский вокзал). Одно из известных сооружений Шехтеля в Москве – особняк Дерожинской.
Петербургский модерн отличается большей сдержанностью форм и колорита, что можно объяснить преобладанием строгих форм классицизма в его зодчестве. Особняк балерины Кшесинской (Гóген) отмечен именно такими чертами. На Невском проспекте в Петербурге в первые годы XX века были построены дом компании Зингер (Сюзор) и Елисеевский магазин (Барановский), в архитектуре которых ярче представлены особенности модерна: текучие линии, полихромность материалов, рельефные вставки.
- 1. Древнеегипетская архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 2. Древнеегипетское изобразительное искусство. Стилистические особенности и анализ наиболее известных произведений.
- 3. Древнегреческая архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 4. Древнегреческая скульптура. Стилистический анализ наиболее известных произведений периодов классики и эллинизма.
- 5. Древнеримская архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений императорского периода.
- 6. Древнеримское изобразительное искусство. Стилистический анализ наиболее известных произведений императорского периода.
- 7. Характеристика художественной культуры и искусства Византии (папки 7.1, 7.2)
- 8. Характеристика художественной культуры и искусства романского периода.
- 9. Характеристика художественной культуры и искусства готического периода.
- 10. Творчество Джотто и его современников.
- 11. Архитектура и скульптура кватроченто (на примерах творчества ф. Брунеллески, л. Б. Альберти, Донателло).
- 12. Живопись кватроченто (на примерах творчества Мазаччо, а. Мессина, с. Боттичелли).
- 13. Творчество Рафаэля.
- 14. Творчество Леонардо да Винчи.
- 15. Творчество Тициана.
- 16. Архитектурное творчество Микеланджело.
- 17. Творчество Микеланджело как скульптора и живописца.
- 18. Творчество а. Дюрера.
- 19. Итальянская архитектура и скульптура эпохи барокко. Стилистический анализ наиболее известных произведений.
- 20. Творчество м. Караваджо.
- 21. Творчество Рембрандта.
- 22. Творчество п. П. Рубенса.
- 23. Архитектура Франции XVII века. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 24. Живопись Франции XVII века (на примерах творчества наиболее известных мастеров).
- 25. Живопись французского романтизма (на примерах творчества т. Жерико и э. Делакруа).
- 26. Живопись французского импрессионизма (на примерах творчества к. Моне и о. Ренуара).
- 27. Архитектура европейского модерна. Конструктивные особенности наиболее известных сооружений во Франции, Австрии, Испании.
- 28. Живопись постимпрессионизма (на примерах творчества Ван Гога и Поля Гогена).
- 29. Творчество ф. Л. Райта и о. Нимейера.
- 30. Древнерусская архитектура X-XIV веков (характеристика наиболее известных сооружений).
- 31. Древнерусская архитектура в XV-XVII веках (характеристика наиболее известных сооружений).
- 32. Древнерусская иконопись (на примерах наиболее известных произведений).
- 33. Творчество ф. Грека и а. Рублёва.
- 34. Общая характеристика художественной культуры в Петровскую эпоху.
- 35. Русская живопись во второй половине XVIII века (на примерах творчества ф. Рокотова, д. Левицкого и в. Боровиковского).
- 36. Творчество ф. Б. Растрелли (Растрелли Младшего).
- 1. Зимний дворец в Петербурге (сооружение с открытым внутренним двором, выходящее своими фасадами на Неву и Дворцовую площадь).
- 2. Екатерининский дворец в Царском Селе.
- 4. Строгановский дворец в Петербурге.
- 37. Русская скульптура в конце XVIII - начале XIX века. Характеристика наиболее известных произведений.
- 38. Архитектура стиля ампир в России. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 39. Творчество к. П. Брюллова.
- 40. Творчество а. А. Иванова.
- 41. Творчество а. Г. Венецианова и п. А. Федотова.
- 42. Творчество в. Г. Перова и и. Н. Крамского.
- 43. Творчество и. Е. Репина.
- 44. Творчество а. К. Саврасова и и. И. Шишкина.
- 45. Творчество и. И. Левитана и а. И. Куинджи.
- 46. Творчество в. В. Верещагина.
- 47. Творчество в. И. Сурикова.
- 48. Творчество в. Д. Поленова.
- 49. Творчество в. И. Васнецова.
- 50. Деятельность творческого объединения «Мир искусства» (на примерах творчества а. Бенуа, л. Бакста, к. Сомова).
- 51. Творчество в. Э. Борисова-Мусатова.
- 52. Творчество м. С. Сарьяна.
- 53. Архитектура модерна в России. Конструктивные особенности и стилистический анализ наиболее известных сооружений.
- 54. Творчество в. А. Серова.
- 55. Творчество м. А. Врубеля.
- 56. Монументальная скульптура России (на примерах творчества в. Мухиной, е. Вучетича, м. Аникушина).
- 57. Творчество к. Петрова-Водкина и а. Дейнеки.
- 58. Творчество г. Коржева и т. Салахова.