logo
Ответы к госу 2012

18. Творчество а. Дюрера.

Альбрехт Дюрер (1471-1528) – великий немецкий художник, является самым крупным мастером Северного Возрождения. Термин «Возрождение», применяемый к искусству всех стран, находящихся севернее Италии, условен, так как в этих странах и, в частности, в Германии не было устойчивой генетически обусловленной античной традиции, являющейся основополагающей для развития искусства итальянского Ренессанса. Главной особенностью этой страны явилось мощное проявление национального готического стиля и мистическое мироощущение, выраженное в крайне экспрессивных, экзальтированных образах. Для Германии этой поры, «не знающей» традиции расписывать храмы монументальными фресками, основной стала станковая картина, выполнявшаяся по заказу церквей и отдельных граждан. По подавляющему большинству это были картины на религиозные сюжеты. Очень распространены были полиптихи – многочастные произведения, объединённые одним сюжетом, которые служили в качестве церковных алтарей. Характерное для всей ренессансной культуры стремление распространить идею Божественной гармонии и благодати на весь мир претворилось в деятельности всех северян более остро и своеобразно, чем в Италии. Движимые страстным религиозным чувством, порой на грани фанатизма, они обожествляли каждую травинку своего северного пейзажа и именно поэтому были столь конкретны в изображении деталей. В работах нидерландских художников XV-XVI веков выражение общих идей происходило через натурализм индивидуального, что часто создаёт несколько странное и даже неприятное впечатление. Кажущаяся «некрасивость» обнажённых фигур в произведениях нидерландцев связана со специфическим пониманием красоты, которую они видели не в идеализации форм, а в напряжении, острой динамике, экспрессии, отсюда и деформация фигур, «надлом», нарушающий все нормы пластической анатомии, которая мало интересовала северного живописца.

Творчество Альбрехта Дюрера во многом ярко выражает особенности художественной культуры Германии этой поры, но в чём-то является и исключением из этих традиций. Дюрер – это живописец, рисовальщик и гравёр, интересовавшийся различными областями математических и технических знаний. Родился в Нюрнберге, одном из самых цветущих городов Германии и центре научной и технической мысли в то время. Учился гравированию у своего отца ювелира. Рано проявил интерес к современному ему итальянскому искусству. Предпринял две поездки в Италию в 90-ые годы пятнадцатого века и в начале шестнадцатого. В Италии изучал рисунки Мантеньи, восхищавшие его сложными ракурсами и свободой пространственного построения. Там же усвоил принципы линейной перспективы, что позже вылилось в собственные изыскания, отражённые в его книгах «Руководство к измерению» и «Четыре книги о пропорциях». Особый интерес во вторую поездку в Италию у него вызвала Венеция, где он перенял мягкую манеру живописи. С юношеских лет Дюрер проявил большой интерес к гравюре на дереве и металле. Его заслуга в том, что он обогатил технику ксилографии введением линий разной толщины и штриховкой по всей форме, что давало большой художественный эффект. Одна из первых серий гравюр на дереве Дюрера называется «Апокалипсис». В листах этой серии он выразил своё отношение к происходящим общественным катаклизмам, к движению реформации. Не меньший интерес Дюрер проявил и к гравюре на меди («Адам и Ева», «Рыцарь, смерть и дьявол», где он показывает преданного долгу человека, перед волей и твёрдостью духа которого отступает даже смерть; «Святой Иероним в келье», в которой изображает погружённого в работу учёного; «Меланхолия» - одно из самых сложных произведений Дюрера, воплощение его собственных сомнений и разочарований). Дюрер не менее убедителен в живописи, в которой проявляется любовь к экспрессии («Четыре апостола», «Апостол Филипп»). Но сильнее всего живописные портреты Дюрера – «Автопортрет» 1498 года, «Автопортрет» 1500 года. В творчестве Дюрера нашли воплощение наиболее передовые тенденции культуры, сформировавшиеся в Германии в условиях общественного подъёма конца XV-начала XVI столетия.