18. Творчество а. Дюрера.
Альбрехт Дюрер (1471-1528) – великий немецкий художник, является самым крупным мастером Северного Возрождения. Термин «Возрождение», применяемый к искусству всех стран, находящихся севернее Италии, условен, так как в этих странах и, в частности, в Германии не было устойчивой генетически обусловленной античной традиции, являющейся основополагающей для развития искусства итальянского Ренессанса. Главной особенностью этой страны явилось мощное проявление национального готического стиля и мистическое мироощущение, выраженное в крайне экспрессивных, экзальтированных образах. Для Германии этой поры, «не знающей» традиции расписывать храмы монументальными фресками, основной стала станковая картина, выполнявшаяся по заказу церквей и отдельных граждан. По подавляющему большинству это были картины на религиозные сюжеты. Очень распространены были полиптихи – многочастные произведения, объединённые одним сюжетом, которые служили в качестве церковных алтарей. Характерное для всей ренессансной культуры стремление распространить идею Божественной гармонии и благодати на весь мир претворилось в деятельности всех северян более остро и своеобразно, чем в Италии. Движимые страстным религиозным чувством, порой на грани фанатизма, они обожествляли каждую травинку своего северного пейзажа и именно поэтому были столь конкретны в изображении деталей. В работах нидерландских художников XV-XVI веков выражение общих идей происходило через натурализм индивидуального, что часто создаёт несколько странное и даже неприятное впечатление. Кажущаяся «некрасивость» обнажённых фигур в произведениях нидерландцев связана со специфическим пониманием красоты, которую они видели не в идеализации форм, а в напряжении, острой динамике, экспрессии, отсюда и деформация фигур, «надлом», нарушающий все нормы пластической анатомии, которая мало интересовала северного живописца.
Творчество Альбрехта Дюрера во многом ярко выражает особенности художественной культуры Германии этой поры, но в чём-то является и исключением из этих традиций. Дюрер – это живописец, рисовальщик и гравёр, интересовавшийся различными областями математических и технических знаний. Родился в Нюрнберге, одном из самых цветущих городов Германии и центре научной и технической мысли в то время. Учился гравированию у своего отца ювелира. Рано проявил интерес к современному ему итальянскому искусству. Предпринял две поездки в Италию в 90-ые годы пятнадцатого века и в начале шестнадцатого. В Италии изучал рисунки Мантеньи, восхищавшие его сложными ракурсами и свободой пространственного построения. Там же усвоил принципы линейной перспективы, что позже вылилось в собственные изыскания, отражённые в его книгах «Руководство к измерению» и «Четыре книги о пропорциях». Особый интерес во вторую поездку в Италию у него вызвала Венеция, где он перенял мягкую манеру живописи. С юношеских лет Дюрер проявил большой интерес к гравюре на дереве и металле. Его заслуга в том, что он обогатил технику ксилографии введением линий разной толщины и штриховкой по всей форме, что давало большой художественный эффект. Одна из первых серий гравюр на дереве Дюрера называется «Апокалипсис». В листах этой серии он выразил своё отношение к происходящим общественным катаклизмам, к движению реформации. Не меньший интерес Дюрер проявил и к гравюре на меди («Адам и Ева», «Рыцарь, смерть и дьявол», где он показывает преданного долгу человека, перед волей и твёрдостью духа которого отступает даже смерть; «Святой Иероним в келье», в которой изображает погружённого в работу учёного; «Меланхолия» - одно из самых сложных произведений Дюрера, воплощение его собственных сомнений и разочарований). Дюрер не менее убедителен в живописи, в которой проявляется любовь к экспрессии («Четыре апостола», «Апостол Филипп»). Но сильнее всего живописные портреты Дюрера – «Автопортрет» 1498 года, «Автопортрет» 1500 года. В творчестве Дюрера нашли воплощение наиболее передовые тенденции культуры, сформировавшиеся в Германии в условиях общественного подъёма конца XV-начала XVI столетия.
- 1. Древнеегипетская архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 2. Древнеегипетское изобразительное искусство. Стилистические особенности и анализ наиболее известных произведений.
- 3. Древнегреческая архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 4. Древнегреческая скульптура. Стилистический анализ наиболее известных произведений периодов классики и эллинизма.
- 5. Древнеримская архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений императорского периода.
- 6. Древнеримское изобразительное искусство. Стилистический анализ наиболее известных произведений императорского периода.
- 7. Характеристика художественной культуры и искусства Византии (папки 7.1, 7.2)
- 8. Характеристика художественной культуры и искусства романского периода.
- 9. Характеристика художественной культуры и искусства готического периода.
- 10. Творчество Джотто и его современников.
- 11. Архитектура и скульптура кватроченто (на примерах творчества ф. Брунеллески, л. Б. Альберти, Донателло).
- 12. Живопись кватроченто (на примерах творчества Мазаччо, а. Мессина, с. Боттичелли).
- 13. Творчество Рафаэля.
- 14. Творчество Леонардо да Винчи.
- 15. Творчество Тициана.
- 16. Архитектурное творчество Микеланджело.
- 17. Творчество Микеланджело как скульптора и живописца.
- 18. Творчество а. Дюрера.
- 19. Итальянская архитектура и скульптура эпохи барокко. Стилистический анализ наиболее известных произведений.
- 20. Творчество м. Караваджо.
- 21. Творчество Рембрандта.
- 22. Творчество п. П. Рубенса.
- 23. Архитектура Франции XVII века. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 24. Живопись Франции XVII века (на примерах творчества наиболее известных мастеров).
- 25. Живопись французского романтизма (на примерах творчества т. Жерико и э. Делакруа).
- 26. Живопись французского импрессионизма (на примерах творчества к. Моне и о. Ренуара).
- 27. Архитектура европейского модерна. Конструктивные особенности наиболее известных сооружений во Франции, Австрии, Испании.
- 28. Живопись постимпрессионизма (на примерах творчества Ван Гога и Поля Гогена).
- 29. Творчество ф. Л. Райта и о. Нимейера.
- 30. Древнерусская архитектура X-XIV веков (характеристика наиболее известных сооружений).
- 31. Древнерусская архитектура в XV-XVII веках (характеристика наиболее известных сооружений).
- 32. Древнерусская иконопись (на примерах наиболее известных произведений).
- 33. Творчество ф. Грека и а. Рублёва.
- 34. Общая характеристика художественной культуры в Петровскую эпоху.
- 35. Русская живопись во второй половине XVIII века (на примерах творчества ф. Рокотова, д. Левицкого и в. Боровиковского).
- 36. Творчество ф. Б. Растрелли (Растрелли Младшего).
- 1. Зимний дворец в Петербурге (сооружение с открытым внутренним двором, выходящее своими фасадами на Неву и Дворцовую площадь).
- 2. Екатерининский дворец в Царском Селе.
- 4. Строгановский дворец в Петербурге.
- 37. Русская скульптура в конце XVIII - начале XIX века. Характеристика наиболее известных произведений.
- 38. Архитектура стиля ампир в России. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 39. Творчество к. П. Брюллова.
- 40. Творчество а. А. Иванова.
- 41. Творчество а. Г. Венецианова и п. А. Федотова.
- 42. Творчество в. Г. Перова и и. Н. Крамского.
- 43. Творчество и. Е. Репина.
- 44. Творчество а. К. Саврасова и и. И. Шишкина.
- 45. Творчество и. И. Левитана и а. И. Куинджи.
- 46. Творчество в. В. Верещагина.
- 47. Творчество в. И. Сурикова.
- 48. Творчество в. Д. Поленова.
- 49. Творчество в. И. Васнецова.
- 50. Деятельность творческого объединения «Мир искусства» (на примерах творчества а. Бенуа, л. Бакста, к. Сомова).
- 51. Творчество в. Э. Борисова-Мусатова.
- 52. Творчество м. С. Сарьяна.
- 53. Архитектура модерна в России. Конструктивные особенности и стилистический анализ наиболее известных сооружений.
- 54. Творчество в. А. Серова.
- 55. Творчество м. А. Врубеля.
- 56. Монументальная скульптура России (на примерах творчества в. Мухиной, е. Вучетича, м. Аникушина).
- 57. Творчество к. Петрова-Водкина и а. Дейнеки.
- 58. Творчество г. Коржева и т. Салахова.