logo
Ответы к госу 2012

25. Живопись французского романтизма (на примерах творчества т. Жерико и э. Делакруа).

В первой половине XIX века во французском искусстве сильны тенденции романтизма, что было связано с событиями Великой французской буржуазной революцией, «раскрепостившей» духовное мировоззрение художников. Представители романтизма обращаются к необычным сюжетам, часто трагические, их волнуют острые проблемы общества, военно-политические события, личность Наполеона. Обращаясь к такой тематике, они выражают сугубо личные романтические настроения. При этом французские романтики никогда не отвергают значения школы, рисунка. Это коренное их отличие от немецких или английских романтиков.

Теодор Жерико – выдающийся французский художник первой четверти XIX века, с именем которого связаны яркие достижения романтизма во французском искусстве. В своём творчестве Жерико воплотил стремления романтиков к максимальной степени самовыражения в искусстве через обращение к сюжетам современности, к революционным темам. После поездки в Италию, где Жерико был поражён работами Микеланджело, он создаёт картину «Плот Медузы», в которой прибегает к очень сильным ракурсам в изображении обнажённых тел. Сам выбор картины был связан с современными Жерико событиями о гибели корабля «Медуза». Современников шокировали мёртвые тела в работе Жерико, а эта картина предопределила дальнейшее развитие романтических тенденций во французской живописи. В работе «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку» Жерико использует диагональное построение композиции, горячий колорит, что способствует динамичности сцены. Особое место в его творчестве занимают портреты сумасшедших, написанные как своеобразные иллюстрации к пособию по психиатрии, но ставшие совершенно самостоятельными произведениями. Очень убедительно и психологически точно Жерико передаёт эмоциональное состояние сумасшедших («Гиена Сальпетриера»). Жерико очень любил скачки, лошадей («Скачки в Эпсоме»), сам увлекался скачками, что и стало причиной его преждевременной гибели.

Эжен Делакруа – выдающийся французский живописец первой половины XIX века, максимально воплотивший в своём творчестве эстетические принципы романтизма. Писал станковые картины, портреты, выполнял монументальные росписи. Много путешествовал, что расширяло его представления и отражалось на его творчестве. Художник очень высокой живописной культуры, поклонник Рубенса, он в своих работах использовал яркие краски, широкий мазок, динамичные построения. У Делакруа огромное художественное наследие, среди которого известны произведения: «Автопортрет», «Портрет Шопена», в которых он создаёт образы романтических героев. Теме борьбы греков за свою свободу посвящена и работа «Греция на развалинах Миссолонги», в которой женская фигура олицетворяет собой героически сопротивляющуюся турецкому засилью Грецию. На тему революционных событий написана работа «Свобода на баррикадах», полная романтического пыла и героизма. Творчество Делакруа оказало огромное значение на развитие европейской живописи XIX века.