logo
Ответы к госу 2012

2. Древнеегипетское изобразительное искусство. Стилистические особенности и анализ наиболее известных произведений.

Древнеегипетская цивилизация – это очень высокоразвитая цивилизация, первые сведения о которой относятся к 5-му тысячелетию до нашей эры. Египтяне создали письменность (иероглифы), умели строить оросительные каналы, знали секреты бальзамирования, обладали до сих пор неизвестными науке секретами строительства гигантских сооружений. Особенность их художественной культуры – традиционализм, то есть сохранение одних и тех же принципов на протяжении долгого времени. В наибольшей степени это касается изобразительного искусства, поскольку в скульптуре и росписях за тысячелетия не происходило значимых изменений. На протяжении всего времени существования древнеегипетской цивилизации у этого народа существовала вера в загробную жизнь. Жизнь на земле представлялась кратким периодом для подготовки к жизни вечной за гробом. Момент смерти в жизни каждого египтянина был самым главным, так как являлся моментом перехода в жизнь вечную. Древнеегипетская культура – это языческая культура, то есть у египтян существовал обширный пантеон богов, что связано и с тотéмными представлениями, то есть с верой в то, что каждое племя произошло от какого-то животного. В этой связи было принято изображать богов с головами каких-то животных. Главными богами были: бог солнца Ра, позже Амон; бог загробного мира Осирис; богиня-корова Хатор, которая являлась символом плодородия и покровительствовала семье фараона. Фараоны также обожествлялись и при жизни, и после смерти, поэтому перед их заупокойными храмами и в самих храмах стояли многочисленные статуи фараонов.

Изобразительное искусство Древнего Египта, также как и архитектура, теснейшим образом связано с представлениями о загробном мире, о мимолётности жизни на земле и вечности жизни в потустороннем мире. Устойчивостью религиозных и магических представлений, вероятно, и объясняется поразительная устойчивость традиций в искусстве и консерватизм художественного менталитета древних египтян, почти не изменявшийся на протяжении тысячелетий. В области круглой скульптуры с самого Раннего царства (30-28 века до н.э.) намечаются принципы, характеризующие древнеегипетскую пластику всего этапа развития этой цивилизации. В абсолютном большинстве круглая скульптура предназначалась для установки в гробницах. В качестве материала скульптуры используется известняк и такие трудные в обработке материалы, как гранит, базальт, порфир, называющиеся вечными камнями. Их применение было связано с представлениями о двойнике человека «Ка», который, покинув тело, должен вскоре найти свою оболочку, соответственно статуя должна хорошо сохраниться, то есть быть изготовленной из прочного материала. Этим же объясняется и развитие скульптурного портрета в Древнем Египте. Чтобы «Ка» мог узнать своего «хозяина», статуя должна быть максимально похожей. При всём этом египетские статуи отличаются фронтальностью, статичностью, связанностью с блоком материала, из которого они изготовлены (отсюда и геометризм в очертаниях статуй), и торжественностью образов, как будто застывших в ожидании священного момента перехода к жизни вечной. Как правило, скульптуры из известняка раскрашивались, из других камней – нет. Наиболее известные шедевры древнеегипетской круглой пластики, дошедшие от Древнего царства (28-23 века до н.э.): статуя фараона Хефрена (правитель изображён в традиционном для фараона головном уборе, платке, который называется клафт, за его головой, раскрыв крылья, бог сокол Гор, покровитель власти фараона); статуи Рахотепа и его жены Нофрет; деревянная статуя царевича Каапера, получившая второе название «Сельский староста» - редкий пример дошедшей до нас скульптуры из дерева; статуя царского писца Каи, известная как «Луврский писец». Начиная с периода Среднего царства (21-18 века до н.э.), скульпторы придают гораздо большее значение точности передачи черт лица и особенностей характера, и именно с этого периода мы и начинаем говорить о развитии скульптурного портрета. Индивидуализацией конкретных черт характеризуются многочисленные изображения фараона Аменемхета III. В дальнейшем передача конкретной характеристики, конечно при известной доле идеализации, будет сохранять своё значение. В эпоху Нового царства (16-11 века до н.э.) создаются изображения царицы Хатшепсут (сфинкс Хатшепсут). В период короткого правления Эхнатона работал выдающийся скульптор Тутмес, который, вероятно, создал статуи самого Эхнатона, его супруги Нефертити, их дочерей и многочисленные скульптурные заготовки, которые отличаются пластичностью, реализмом в передаче особенностей тела и лица, поразительным ощущением живого образа, одухотворённостью. В конце периода Нового царства происходит поворот к монументализации образов правящего владыки, что связано с чрезвычайно развитым культом фараона Рамзеса (изображения Рамзеса статичны, мало пластичны).

Мастера Древнего Египта использовали в основном две разновидности рельефа – очень низкий (3-5 мм высотой) барельеф и характерный только для этой культуры контррельеф (то есть, врезанный рельеф).Горельеф, если и встречается, то выглядит практически как круглая скульптура. В технике рельефа изображают ритуальные, магические сцены, сцены принесения даров, пиры, охоту, жертвенное заклание животных. Рельефные композиции, выполненные из известняка, камня, дерева, как правило, делятся на фризы-ярусы. Специфика постановки и моделировки человеческой фигуры в рельефах, когда в профильном изображении глаз передаётся в фас, плечи и бёдра в трёхчетвертном развороте, а вся фигура как бы распластывается, позволила ввести понятие «древнеегипетский канон». Главный персонаж – фараон или крупный вельможа, хозяин гробницы – изображаются более крупным размером, второстепенные персонажи – рабы, рабыни – более мелко. Активно используется принцип «трафарета» и ритмического повтора. Рисунок в рельефах отличается точностью и выразительностью. Наиболее известные рельефы: «Семья Эхнатона (Поклонение солнцу)».

Росписи Древнего Египта известны по сохранившимся образцам в гробницах правителей или вельмож. По выбору сюжетов, характеру изображений, типологии росписи гробниц очень близки к рельефам. По сути, это не живопись в современном понимании этого слова, а раскрашенные рисунки. Характерна контурность изображений, разделение на фризы, локальность цветовых сочетаний, использование канона в изображении фигуры человека, выделение главного персонажа большими размерами («Гуси на траве», «Кормление антилопы»).

В области декоративно-прикладного искусства египтяне были большими мастерами, использовавшими различные полудрагоценные камни и драгоценные металлы. Одно из самых прославленных произведений декоративно-прикладного искусство – маска фараона Тутанхамона, найденная в его гробнице, сделана из золота и пластинок лазурита. (Можно назвать ещё, что придёт в голову: жуки-скарабеи, мебель из этой же гробницы, вазы и т. п.)