2. Древнеегипетское изобразительное искусство. Стилистические особенности и анализ наиболее известных произведений.
Древнеегипетская цивилизация – это очень высокоразвитая цивилизация, первые сведения о которой относятся к 5-му тысячелетию до нашей эры. Египтяне создали письменность (иероглифы), умели строить оросительные каналы, знали секреты бальзамирования, обладали до сих пор неизвестными науке секретами строительства гигантских сооружений. Особенность их художественной культуры – традиционализм, то есть сохранение одних и тех же принципов на протяжении долгого времени. В наибольшей степени это касается изобразительного искусства, поскольку в скульптуре и росписях за тысячелетия не происходило значимых изменений. На протяжении всего времени существования древнеегипетской цивилизации у этого народа существовала вера в загробную жизнь. Жизнь на земле представлялась кратким периодом для подготовки к жизни вечной за гробом. Момент смерти в жизни каждого египтянина был самым главным, так как являлся моментом перехода в жизнь вечную. Древнеегипетская культура – это языческая культура, то есть у египтян существовал обширный пантеон богов, что связано и с тотéмными представлениями, то есть с верой в то, что каждое племя произошло от какого-то животного. В этой связи было принято изображать богов с головами каких-то животных. Главными богами были: бог солнца Ра, позже Амон; бог загробного мира Осирис; богиня-корова Хатор, которая являлась символом плодородия и покровительствовала семье фараона. Фараоны также обожествлялись и при жизни, и после смерти, поэтому перед их заупокойными храмами и в самих храмах стояли многочисленные статуи фараонов.
Изобразительное искусство Древнего Египта, также как и архитектура, теснейшим образом связано с представлениями о загробном мире, о мимолётности жизни на земле и вечности жизни в потустороннем мире. Устойчивостью религиозных и магических представлений, вероятно, и объясняется поразительная устойчивость традиций в искусстве и консерватизм художественного менталитета древних египтян, почти не изменявшийся на протяжении тысячелетий. В области круглой скульптуры с самого Раннего царства (30-28 века до н.э.) намечаются принципы, характеризующие древнеегипетскую пластику всего этапа развития этой цивилизации. В абсолютном большинстве круглая скульптура предназначалась для установки в гробницах. В качестве материала скульптуры используется известняк и такие трудные в обработке материалы, как гранит, базальт, порфир, называющиеся вечными камнями. Их применение было связано с представлениями о двойнике человека «Ка», который, покинув тело, должен вскоре найти свою оболочку, соответственно статуя должна хорошо сохраниться, то есть быть изготовленной из прочного материала. Этим же объясняется и развитие скульптурного портрета в Древнем Египте. Чтобы «Ка» мог узнать своего «хозяина», статуя должна быть максимально похожей. При всём этом египетские статуи отличаются фронтальностью, статичностью, связанностью с блоком материала, из которого они изготовлены (отсюда и геометризм в очертаниях статуй), и торжественностью образов, как будто застывших в ожидании священного момента перехода к жизни вечной. Как правило, скульптуры из известняка раскрашивались, из других камней – нет. Наиболее известные шедевры древнеегипетской круглой пластики, дошедшие от Древнего царства (28-23 века до н.э.): статуя фараона Хефрена (правитель изображён в традиционном для фараона головном уборе, платке, который называется клафт, за его головой, раскрыв крылья, бог сокол Гор, покровитель власти фараона); статуи Рахотепа и его жены Нофрет; деревянная статуя царевича Каапера, получившая второе название «Сельский староста» - редкий пример дошедшей до нас скульптуры из дерева; статуя царского писца Каи, известная как «Луврский писец». Начиная с периода Среднего царства (21-18 века до н.э.), скульпторы придают гораздо большее значение точности передачи черт лица и особенностей характера, и именно с этого периода мы и начинаем говорить о развитии скульптурного портрета. Индивидуализацией конкретных черт характеризуются многочисленные изображения фараона Аменемхета III. В дальнейшем передача конкретной характеристики, конечно при известной доле идеализации, будет сохранять своё значение. В эпоху Нового царства (16-11 века до н.э.) создаются изображения царицы Хатшепсут (сфинкс Хатшепсут). В период короткого правления Эхнатона работал выдающийся скульптор Тутмес, который, вероятно, создал статуи самого Эхнатона, его супруги Нефертити, их дочерей и многочисленные скульптурные заготовки, которые отличаются пластичностью, реализмом в передаче особенностей тела и лица, поразительным ощущением живого образа, одухотворённостью. В конце периода Нового царства происходит поворот к монументализации образов правящего владыки, что связано с чрезвычайно развитым культом фараона Рамзеса (изображения Рамзеса статичны, мало пластичны).
Мастера Древнего Египта использовали в основном две разновидности рельефа – очень низкий (3-5 мм высотой) барельеф и характерный только для этой культуры контррельеф (то есть, врезанный рельеф).Горельеф, если и встречается, то выглядит практически как круглая скульптура. В технике рельефа изображают ритуальные, магические сцены, сцены принесения даров, пиры, охоту, жертвенное заклание животных. Рельефные композиции, выполненные из известняка, камня, дерева, как правило, делятся на фризы-ярусы. Специфика постановки и моделировки человеческой фигуры в рельефах, когда в профильном изображении глаз передаётся в фас, плечи и бёдра в трёхчетвертном развороте, а вся фигура как бы распластывается, позволила ввести понятие «древнеегипетский канон». Главный персонаж – фараон или крупный вельможа, хозяин гробницы – изображаются более крупным размером, второстепенные персонажи – рабы, рабыни – более мелко. Активно используется принцип «трафарета» и ритмического повтора. Рисунок в рельефах отличается точностью и выразительностью. Наиболее известные рельефы: «Семья Эхнатона (Поклонение солнцу)».
Росписи Древнего Египта известны по сохранившимся образцам в гробницах правителей или вельмож. По выбору сюжетов, характеру изображений, типологии росписи гробниц очень близки к рельефам. По сути, это не живопись в современном понимании этого слова, а раскрашенные рисунки. Характерна контурность изображений, разделение на фризы, локальность цветовых сочетаний, использование канона в изображении фигуры человека, выделение главного персонажа большими размерами («Гуси на траве», «Кормление антилопы»).
В области декоративно-прикладного искусства египтяне были большими мастерами, использовавшими различные полудрагоценные камни и драгоценные металлы. Одно из самых прославленных произведений декоративно-прикладного искусство – маска фараона Тутанхамона, найденная в его гробнице, сделана из золота и пластинок лазурита. (Можно назвать ещё, что придёт в голову: жуки-скарабеи, мебель из этой же гробницы, вазы и т. п.)
- 1. Древнеегипетская архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 2. Древнеегипетское изобразительное искусство. Стилистические особенности и анализ наиболее известных произведений.
- 3. Древнегреческая архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 4. Древнегреческая скульптура. Стилистический анализ наиболее известных произведений периодов классики и эллинизма.
- 5. Древнеримская архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений императорского периода.
- 6. Древнеримское изобразительное искусство. Стилистический анализ наиболее известных произведений императорского периода.
- 7. Характеристика художественной культуры и искусства Византии (папки 7.1, 7.2)
- 8. Характеристика художественной культуры и искусства романского периода.
- 9. Характеристика художественной культуры и искусства готического периода.
- 10. Творчество Джотто и его современников.
- 11. Архитектура и скульптура кватроченто (на примерах творчества ф. Брунеллески, л. Б. Альберти, Донателло).
- 12. Живопись кватроченто (на примерах творчества Мазаччо, а. Мессина, с. Боттичелли).
- 13. Творчество Рафаэля.
- 14. Творчество Леонардо да Винчи.
- 15. Творчество Тициана.
- 16. Архитектурное творчество Микеланджело.
- 17. Творчество Микеланджело как скульптора и живописца.
- 18. Творчество а. Дюрера.
- 19. Итальянская архитектура и скульптура эпохи барокко. Стилистический анализ наиболее известных произведений.
- 20. Творчество м. Караваджо.
- 21. Творчество Рембрандта.
- 22. Творчество п. П. Рубенса.
- 23. Архитектура Франции XVII века. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 24. Живопись Франции XVII века (на примерах творчества наиболее известных мастеров).
- 25. Живопись французского романтизма (на примерах творчества т. Жерико и э. Делакруа).
- 26. Живопись французского импрессионизма (на примерах творчества к. Моне и о. Ренуара).
- 27. Архитектура европейского модерна. Конструктивные особенности наиболее известных сооружений во Франции, Австрии, Испании.
- 28. Живопись постимпрессионизма (на примерах творчества Ван Гога и Поля Гогена).
- 29. Творчество ф. Л. Райта и о. Нимейера.
- 30. Древнерусская архитектура X-XIV веков (характеристика наиболее известных сооружений).
- 31. Древнерусская архитектура в XV-XVII веках (характеристика наиболее известных сооружений).
- 32. Древнерусская иконопись (на примерах наиболее известных произведений).
- 33. Творчество ф. Грека и а. Рублёва.
- 34. Общая характеристика художественной культуры в Петровскую эпоху.
- 35. Русская живопись во второй половине XVIII века (на примерах творчества ф. Рокотова, д. Левицкого и в. Боровиковского).
- 36. Творчество ф. Б. Растрелли (Растрелли Младшего).
- 1. Зимний дворец в Петербурге (сооружение с открытым внутренним двором, выходящее своими фасадами на Неву и Дворцовую площадь).
- 2. Екатерининский дворец в Царском Селе.
- 4. Строгановский дворец в Петербурге.
- 37. Русская скульптура в конце XVIII - начале XIX века. Характеристика наиболее известных произведений.
- 38. Архитектура стиля ампир в России. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 39. Творчество к. П. Брюллова.
- 40. Творчество а. А. Иванова.
- 41. Творчество а. Г. Венецианова и п. А. Федотова.
- 42. Творчество в. Г. Перова и и. Н. Крамского.
- 43. Творчество и. Е. Репина.
- 44. Творчество а. К. Саврасова и и. И. Шишкина.
- 45. Творчество и. И. Левитана и а. И. Куинджи.
- 46. Творчество в. В. Верещагина.
- 47. Творчество в. И. Сурикова.
- 48. Творчество в. Д. Поленова.
- 49. Творчество в. И. Васнецова.
- 50. Деятельность творческого объединения «Мир искусства» (на примерах творчества а. Бенуа, л. Бакста, к. Сомова).
- 51. Творчество в. Э. Борисова-Мусатова.
- 52. Творчество м. С. Сарьяна.
- 53. Архитектура модерна в России. Конструктивные особенности и стилистический анализ наиболее известных сооружений.
- 54. Творчество в. А. Серова.
- 55. Творчество м. А. Врубеля.
- 56. Монументальная скульптура России (на примерах творчества в. Мухиной, е. Вучетича, м. Аникушина).
- 57. Творчество к. Петрова-Водкина и а. Дейнеки.
- 58. Творчество г. Коржева и т. Салахова.