42. Творчество в. Г. Перова и и. Н. Крамского.
Перов и Крамской – это художники, стоявшие у истоков движения и объединения, которое называлось «Товарищество передвижных художественных выставок». Оно возникло в результате произошедшего в 1863 г. в Академии художеств бунта, так называемого «бунта 14-ти», возглавляемого Крамским. Позднее из артели этих художников образовалось ТПХВ. Деятельность этого объединения продолжалась и в XX веке. Основными установками передвижников были: ориентация на показ жизни народа, реализм в передаче действительности, социальные темы. В передвижничестве развивались такие жанры как: исторический, бытовой, портрет, пейзаж. Художники этого объединения демонстрировали свои картины провинциальной публике, тем самым популяризируя своё искусство и знакомя зрителей с новыми темами в искусстве. Дидактика и назидательность характеризуют работы многих передвижников. ТПХВ на разных этапах своего существования объединяло очень разных по своим воззрениям мастеров.
Крамской Иван Николаевич – русский художник второй половины XIX века. Учился в АХ. Ещё будучи студентом, увлекался революционно-демократическими идеями Чернышевского, Писарева, Добролюбова, что привело его к организации знаменитого «бунта четырнадцати» (по количеству участников протеста, отказавшихся выполнять дипломную работу на историческую тему и считающих необходимым создать диплом на социальную тему в духе критического реализма). Он же явился идейным вдохновителем Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), общества, просуществовавшего до 1932 года и известного своими демократическими идеалами, остросоциальной направленностью интересов. Самая яркая сторона творчества Крамского – это его портреты, по преимуществу портреты представителей интеллигенции, как это и было принято в середине XIX века. Это глубоко психологичные произведения, главное в которых – идейный стержень характера модели, человека талантливого, интеллектуального, бескомпромиссного, переживающего нелёгкую судьбу России, понимающего несовершенство общественного устройства, но беззаветно служащего своей Родине. Все эти особенности характерны для периода середины XIX века и для творчества всех передвижников («Шишкин на этюдах», «Некрасов в период «Последних песен»). Не редко Крамской обращается к образам крестьян, например изображения Мины Моисеева («Крестьянин с уздечкой, Мина Моисееев»), человека, умудрённого жизненным и житейским опытом, что замечательно, реалистично и полно передаётся мастером. Есть у Крамского и произведения, выполненные в несколько салонном духе, но, тем не менее, вошедшие в сокровищницу лучших произведений русской живописи XIX века («Неизвестная»).
Перов Василий Григорьевич – русский художник критического реализма. Учился в МУЖВЗ, остро переживал социальную несправедливость и позже стал одним из организаторов передвижничества, горячо поддерживая идейную направленность творчества ТПХВ. Работал преимущественно в жанровой живописи. Работы на бытовые сюжеты носят остросоциальный характер, как правило, переполнены у Перова повествовательными деталями и отличаются дробностью формы и слабым чувством цвета, что характеризует творчество ранних передвижников в целом («Чаепитие в Мытищах», «Тройка»). Цельность в работах Перова проявилась в поздних произведениях – «Охотники на привале». Перов – глубокий психолог в портретной живописи, в которой он достигает истинного мастерства исполнения, оставаясь верным традиции передвижнического портрета (портреты А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского).
- 1. Древнеегипетская архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 2. Древнеегипетское изобразительное искусство. Стилистические особенности и анализ наиболее известных произведений.
- 3. Древнегреческая архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 4. Древнегреческая скульптура. Стилистический анализ наиболее известных произведений периодов классики и эллинизма.
- 5. Древнеримская архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений императорского периода.
- 6. Древнеримское изобразительное искусство. Стилистический анализ наиболее известных произведений императорского периода.
- 7. Характеристика художественной культуры и искусства Византии (папки 7.1, 7.2)
- 8. Характеристика художественной культуры и искусства романского периода.
- 9. Характеристика художественной культуры и искусства готического периода.
- 10. Творчество Джотто и его современников.
- 11. Архитектура и скульптура кватроченто (на примерах творчества ф. Брунеллески, л. Б. Альберти, Донателло).
- 12. Живопись кватроченто (на примерах творчества Мазаччо, а. Мессина, с. Боттичелли).
- 13. Творчество Рафаэля.
- 14. Творчество Леонардо да Винчи.
- 15. Творчество Тициана.
- 16. Архитектурное творчество Микеланджело.
- 17. Творчество Микеланджело как скульптора и живописца.
- 18. Творчество а. Дюрера.
- 19. Итальянская архитектура и скульптура эпохи барокко. Стилистический анализ наиболее известных произведений.
- 20. Творчество м. Караваджо.
- 21. Творчество Рембрандта.
- 22. Творчество п. П. Рубенса.
- 23. Архитектура Франции XVII века. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 24. Живопись Франции XVII века (на примерах творчества наиболее известных мастеров).
- 25. Живопись французского романтизма (на примерах творчества т. Жерико и э. Делакруа).
- 26. Живопись французского импрессионизма (на примерах творчества к. Моне и о. Ренуара).
- 27. Архитектура европейского модерна. Конструктивные особенности наиболее известных сооружений во Франции, Австрии, Испании.
- 28. Живопись постимпрессионизма (на примерах творчества Ван Гога и Поля Гогена).
- 29. Творчество ф. Л. Райта и о. Нимейера.
- 30. Древнерусская архитектура X-XIV веков (характеристика наиболее известных сооружений).
- 31. Древнерусская архитектура в XV-XVII веках (характеристика наиболее известных сооружений).
- 32. Древнерусская иконопись (на примерах наиболее известных произведений).
- 33. Творчество ф. Грека и а. Рублёва.
- 34. Общая характеристика художественной культуры в Петровскую эпоху.
- 35. Русская живопись во второй половине XVIII века (на примерах творчества ф. Рокотова, д. Левицкого и в. Боровиковского).
- 36. Творчество ф. Б. Растрелли (Растрелли Младшего).
- 1. Зимний дворец в Петербурге (сооружение с открытым внутренним двором, выходящее своими фасадами на Неву и Дворцовую площадь).
- 2. Екатерининский дворец в Царском Селе.
- 4. Строгановский дворец в Петербурге.
- 37. Русская скульптура в конце XVIII - начале XIX века. Характеристика наиболее известных произведений.
- 38. Архитектура стиля ампир в России. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 39. Творчество к. П. Брюллова.
- 40. Творчество а. А. Иванова.
- 41. Творчество а. Г. Венецианова и п. А. Федотова.
- 42. Творчество в. Г. Перова и и. Н. Крамского.
- 43. Творчество и. Е. Репина.
- 44. Творчество а. К. Саврасова и и. И. Шишкина.
- 45. Творчество и. И. Левитана и а. И. Куинджи.
- 46. Творчество в. В. Верещагина.
- 47. Творчество в. И. Сурикова.
- 48. Творчество в. Д. Поленова.
- 49. Творчество в. И. Васнецова.
- 50. Деятельность творческого объединения «Мир искусства» (на примерах творчества а. Бенуа, л. Бакста, к. Сомова).
- 51. Творчество в. Э. Борисова-Мусатова.
- 52. Творчество м. С. Сарьяна.
- 53. Архитектура модерна в России. Конструктивные особенности и стилистический анализ наиболее известных сооружений.
- 54. Творчество в. А. Серова.
- 55. Творчество м. А. Врубеля.
- 56. Монументальная скульптура России (на примерах творчества в. Мухиной, е. Вучетича, м. Аникушина).
- 57. Творчество к. Петрова-Водкина и а. Дейнеки.
- 58. Творчество г. Коржева и т. Салахова.