57. Творчество к. Петрова-Водкина и а. Дейнеки.
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич – один из самых ярких русских живописцев первой половины XX века. Родом из Хвалынска на Волге, Саратовской губернии, давшей России таких известных художников, как Борисов-Мусатов, Кузнецов. Учился в Петербурге в Училище барона Штиглица, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, путешествовал по Италии и Франции. Масштаб и содержание работ этого художника отличают его от многих мастеров дореволюционного периода и времени сразу после революции и заставляют рассматривать его творчество вне огромного количества групп и направлений, существовавших в этот период. В гораздо большей мере, чем другие Петров-Водкин трактовал эпоху в аспекте особой судьбы России и, соответственно, в формах сугубо национальной пластической традиции. Большинству его работ свойственна своеобразная «иконность формы», иконный способ обобщения человеческого облика. Иконописное отношение к пространству и цвету были органичными для этого мастера. В чистоте красок и локальности тонов свойственной новгородской школе иконописи, видится характерный для этого периода символизм, в котором знак, образ, символ играют роль «носителя информации» о вечном, великом, глубоком. Такими знаками у Петрова-Водкина становятся излюбленные детали: по-крестьянски повязанные белые или красные косынки женщин, мотивы реки, юноши-всадника на коне и так называемая «трёхцветка» - сочетание красного, синего, жёлтого. И все эти обычные явления Петров-Водкин умеет переводить в высший духовный план. Внутренней экспрессией, глубокой значительностью отличаются работы «Купание красного коня», «Мать», «Богоматерь умиление злых сердец», «1918 год в Петрограде». Творческое сознание Петрова-Водкина постоянно было занято поиском живописной формы «философской картины мира» и уже к 1910 году он нашёл собственный стиль символической трактовки живописного пространства, согласно его же теории «сферического перспективы». Иллюстрируют этот метод работы «Утро в детской» и даже многие натюрморты («Утренний натюрморт»). Петров-Водкин привнёс в русскую живопись первой половины XX века много нового, обогатив художественное мироощущение эпохи и открытиями чисто пластического, живописного характера, и новизной постановки этических вопросов.
Александр Александрович Дейнека – русский художник первой половины XX века. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище, затем учился у Фаворского во ВХУТЕМАСе в Москве. Занимался мозаикой, скульптурой. Являлся одним из лидеров ОСТа – общества станковистов, мастера которого стремились совместить традиции классической живописной картины и плакатный стиль. На его творчество повлияла революция и пропагандистские идеи советских идеологов. Поэтому в его довоенных работах изображаются молодые девушки и юноши, занимающиеся работой, спортом, бегущие по полю в перерыве между работой. Особенности индивидуальной манеры: графичность, светлый колорит картин, хорошая передача пластики спортивного, подтянутого тела, «высветленность» контуров, как будто фигуры показаны контражуром («Эстафета по кольцу Б», «Работать, строить и не ныть (плакат)», «Раздолье»). В первой половине жизни Дейнека берётся и за историко-революционную тему («Оборона Петрограда»), которая также выражается у него в свойственной ему графично-плакатной манере. Немало страниц творчества посвящены теме Великой Отечественной войны («Оборона Севастополя», «Окраина Москвы. Ноябрь 1941»). В послевоенную пору Дейнека вновь обращается к оптимистичному отражению мыслей и чаяний юношества о светлом будущем, о свершениях и победах («Будущие лётчики»). По его эскизам выполнены мозаичные панно станции метро «Маяковская» в Москве.
- 1. Древнеегипетская архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 2. Древнеегипетское изобразительное искусство. Стилистические особенности и анализ наиболее известных произведений.
- 3. Древнегреческая архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 4. Древнегреческая скульптура. Стилистический анализ наиболее известных произведений периодов классики и эллинизма.
- 5. Древнеримская архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений императорского периода.
- 6. Древнеримское изобразительное искусство. Стилистический анализ наиболее известных произведений императорского периода.
- 7. Характеристика художественной культуры и искусства Византии (папки 7.1, 7.2)
- 8. Характеристика художественной культуры и искусства романского периода.
- 9. Характеристика художественной культуры и искусства готического периода.
- 10. Творчество Джотто и его современников.
- 11. Архитектура и скульптура кватроченто (на примерах творчества ф. Брунеллески, л. Б. Альберти, Донателло).
- 12. Живопись кватроченто (на примерах творчества Мазаччо, а. Мессина, с. Боттичелли).
- 13. Творчество Рафаэля.
- 14. Творчество Леонардо да Винчи.
- 15. Творчество Тициана.
- 16. Архитектурное творчество Микеланджело.
- 17. Творчество Микеланджело как скульптора и живописца.
- 18. Творчество а. Дюрера.
- 19. Итальянская архитектура и скульптура эпохи барокко. Стилистический анализ наиболее известных произведений.
- 20. Творчество м. Караваджо.
- 21. Творчество Рембрандта.
- 22. Творчество п. П. Рубенса.
- 23. Архитектура Франции XVII века. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 24. Живопись Франции XVII века (на примерах творчества наиболее известных мастеров).
- 25. Живопись французского романтизма (на примерах творчества т. Жерико и э. Делакруа).
- 26. Живопись французского импрессионизма (на примерах творчества к. Моне и о. Ренуара).
- 27. Архитектура европейского модерна. Конструктивные особенности наиболее известных сооружений во Франции, Австрии, Испании.
- 28. Живопись постимпрессионизма (на примерах творчества Ван Гога и Поля Гогена).
- 29. Творчество ф. Л. Райта и о. Нимейера.
- 30. Древнерусская архитектура X-XIV веков (характеристика наиболее известных сооружений).
- 31. Древнерусская архитектура в XV-XVII веках (характеристика наиболее известных сооружений).
- 32. Древнерусская иконопись (на примерах наиболее известных произведений).
- 33. Творчество ф. Грека и а. Рублёва.
- 34. Общая характеристика художественной культуры в Петровскую эпоху.
- 35. Русская живопись во второй половине XVIII века (на примерах творчества ф. Рокотова, д. Левицкого и в. Боровиковского).
- 36. Творчество ф. Б. Растрелли (Растрелли Младшего).
- 1. Зимний дворец в Петербурге (сооружение с открытым внутренним двором, выходящее своими фасадами на Неву и Дворцовую площадь).
- 2. Екатерининский дворец в Царском Селе.
- 4. Строгановский дворец в Петербурге.
- 37. Русская скульптура в конце XVIII - начале XIX века. Характеристика наиболее известных произведений.
- 38. Архитектура стиля ампир в России. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 39. Творчество к. П. Брюллова.
- 40. Творчество а. А. Иванова.
- 41. Творчество а. Г. Венецианова и п. А. Федотова.
- 42. Творчество в. Г. Перова и и. Н. Крамского.
- 43. Творчество и. Е. Репина.
- 44. Творчество а. К. Саврасова и и. И. Шишкина.
- 45. Творчество и. И. Левитана и а. И. Куинджи.
- 46. Творчество в. В. Верещагина.
- 47. Творчество в. И. Сурикова.
- 48. Творчество в. Д. Поленова.
- 49. Творчество в. И. Васнецова.
- 50. Деятельность творческого объединения «Мир искусства» (на примерах творчества а. Бенуа, л. Бакста, к. Сомова).
- 51. Творчество в. Э. Борисова-Мусатова.
- 52. Творчество м. С. Сарьяна.
- 53. Архитектура модерна в России. Конструктивные особенности и стилистический анализ наиболее известных сооружений.
- 54. Творчество в. А. Серова.
- 55. Творчество м. А. Врубеля.
- 56. Монументальная скульптура России (на примерах творчества в. Мухиной, е. Вучетича, м. Аникушина).
- 57. Творчество к. Петрова-Водкина и а. Дейнеки.
- 58. Творчество г. Коржева и т. Салахова.