logo
Ответы к госу 2012

40. Творчество а. А. Иванова.

В первой половине XIX века в русском искусстве очень сильнó влияние академизма. Академизм требовал строгой выверенности в построении композиции, точнейшего рисунка. Как правило, преобладающими являлись задачи решения формы с помощью рисунка, а не с помощью цвета. Отдавая должное достоинствам академической живописи, самые талантливые живописцы этого времени стремились обогатить академическую систему ценностей романтическим художественным мироощущением. Но не всегда у них это получалось.

Ивáнов (ударение ставьте правильное!) Александр Андреевич – выдающийся русский живописец академического классицизма. Сын профессора Петербургской Академии художеств Андрея Ивановича Иванова. В 1817-1827 гг. учился в АХ. Известен картинами раннего периода творчества на исторические сюжеты, как например, «Явление Христа Марии Магдалине», в которой, как это и было принято в эстетике классицизма, тщательно построена композиция, фигуры уподоблены скульптурам, рисунок довлеет над цветом. Бóльшая часть жизни Иванова прошла в Италии, где он тщательно изучал античность и творчество мастеров итальянского Ренессанса. Там же у него возникает замысел создания «большой картины», которая была бы большой не только по размерам, но, прежде всего по своей философской и этической глубине. Такой работой стало «Явление Христа народу», которой Иванов посвятил двадцать лет кропотливого труда (1837-1857), неустанно добиваясь поставленной цели. Иванов – великий подвижник, выступавший за сближение этического и эстетического начала творчества, всегда чрезвычайно серьёзно относился к своему ремеслу и понимал искусство как нравственный подвиг, в жертву которому должна быть принесена и сама жизнь. В этом Иванов – истинный романтик и сын своего времени, наполненного бурными переживаниями и романтическим видением жизни. Действительный подвиг Иванова и энциклопедия русской живописи – это его скрупулёзно выполненные многочисленные этюды к «Явлению». Художник поставил своей целью достигнуть в каждом из персонажей предельно типического выражения каждого человеческого характера. Это удалось ему особенно полно и убедительно в образах Иоанна Крестителя, апостола Андрея и раба, этюды к которым принадлежат к числу лучших. В процессе работы в этюдах, написанных непосредственно с натуры под жарким итальянским солнцем, Иванов открыл для себя импрессионистическое ощущение цвета и новые приёмы живописи. К сожалению, всё это не могло быть перенесено в саму картину, так как Иванов был в плену навыков и школы академизма. В результате, картина во многом проигрывает предварительным этюдам, и не была оценена современниками по достоинству. Более органичными поисками выражения религиозного чувства явились знаменитые ивановские «Библейские эскизы» - акварельная серия, появившаяся как наброски к неосуществлённым росписям. Библейско-евангельские эскизы исполнены с необычайным и неослабным творческим подъёмом. Каждый лист серии проникнут вдохновенным и самобытным духом высокой нравственности и высшего понимания личности Христа и поражают свободой и высочайшей техникой исполнения. Можно без преувеличения сказать, что акварельные эскизы являются шедевром творчества этого одинокого мастера, который пережил систему, его вырастившую. Иванов известен как создатель замечательных пейзажей, таких как «Ветка», «Неаполитанский залив у Кастелламаре». В этих работах осуществились пленэрные искания Иванова.

Признавая заслуги Иванова, все русские живописцы второй половины XIX века считали необходимым «учиться у него», а именно копируя его этюды к «Явлению» и изучая технику его акварели по «Библейским эскизам».