logo
Ответы к госу 2012

17. Творчество Микеланджело как скульптора и живописца.

Микеланджело Буонарроти (1475-1564) центральная фигура итальянского Ренессанса, гениальный мастер этого периода. Он долго жил, поэтому многие его работы созданы в хронологических рамках Высокого Ренессанса, но основная масса работ в период позднего Возрождения. Не хронологический принцип здесь должен учитываться, а стилистические особенности. Как скульптор Микеланджело работал всегда в мраморе. Лишь некоторые работы раннего периода творчества относятся и по времени, и по стилю исполнения к периоду Высокого Ренессанса:

1. «Пьета» - образ глубокой печали; новаторство – взрослый сын на коленях у молодой матери, великолепная обработка мрамора, находится в соборе Св. Петра в Риме.

2. Давид – 5,5 метровая статуя, установленная перед палаццо Веккио во Флоренции, в которой воплотилось знание принципов античного искусства. Образ величественный и героический. В отличие от образа Давида у Донателло и Вероккио, Давид Буонарроти показан не после победы над Голиафом, а перед этим моментом.

3. Вакх. Хорошо передана неустойчивость позы бога вина, его замутнённый взгляд.

Другие скульптурные работы Микеланджело должны рассматриваться в стилистических рамках позднего Ренессанса. Им свойственно гигантское внутреннее напряжение, настроение мучительного беспокойства, часто они даются в очень сложных ракурсах (обнажённое тело в сложном ракурсе – излюбленный мотив Микеланджело). Архитектурно-скульптурный ансамбль Капеллы Медичи: фигуры Дня – Ночи над гробницей Джулиано Медичи (Джулиано был активным человеком, энергичным, следовательно, у него фигуры дня и ночи); фигуры Утра-Вечера над гробницей Лоренцо Медичи (Лоренцо был человеком вдумчивым, сомневающимся, следовательно, у него фигуры утра и вечера), фигуры самих герцогов Джулиано и Лоренцо. Статуя Моисея, статуи рабов (Раб умирающий) для неосуществлённого архитектурно-скульптурного ансамбля гробницы Юлия II.

Микеланджело как живописец также является провозвестником маньеризма, но сохранившим верность классицистическим принципам. Но от главных представителей маньеризма в живописи Микеланджело отличается глубоким знанием анатомии человеческого тела, правильностью в передаче пропорций, что связано с многолетним опытом копирования и рисования античных статуй. Он является автором росписи (площадь 600 кв. метров) плафона Сикстинской капеллы Ватиканского дворца в Риме. Это первая работа Микеланджело в области монументальной живописи. До этого заказа опыта фресковой живописи у Микеланджело не было. Выполнял один, без помощников, разделил всю площадь на несколько сегментов, темы взял из Библии, программа разработана им самим. «Скульптурная» живопись, мощная светотень, сложнейшие ракурсы, напряжённость и ощущение мощной внутренней энергии образов, напоминающих фигуры Дня, Ночи, Вечера и Утра из Капеллы Медичи (Сотворение Адама, Сотворение светил, Дельфийская сивилла, Пророк Иеремия). Позже в этой же капелле Микеланджело выполнил роспись алтарной стены на тему «Страшный суд». Трактовка образов максимально трагичная, отражающая суть характера самого Микеланджело. Позже в Ватикане Микеланджело выполнил фрески в капелле Паолина.