logo
Ответы к госу 2012

11. Архитектура и скульптура кватроченто (на примерах творчества ф. Брунеллески, л. Б. Альберти, Донателло).

Период кватроченто или раннего Ренессанса в итальянской культуре – это время с начала XV века и до 1480-ых годов. В эту пору в Италии работает целая плеяда философов, поэтов, учёных, художников. Именно с этого времени эпоху Ренессанса начинают называть эпохой гуманизма, поскольку не только Бог, но и человек становится мерой всех вещей. Это время интенсивного освоения античного (то есть древнегреческого и древнеримского) наследия и принципов античного искусства. В архитектуре в эту пору идёт интенсивное переосмысление античной ордерной системы. Другим источником вдохновения для итальянских зодчих этого периода становится византийская архитектура, славящаяся, прежде всего, умением возводить купольные своды большого пролёта. В скульптуре также идёт освоение принципов античного наследия.

Филиппо Брунеллески принадлежит честь возведения купола собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Это было высочайшее достижение инженерно-технической мысли той поры. Купол пролётом 42 метра состоял из трёх оболочек. Брунеллески использовал довольно высокую стрелу подъёма и систему внутреннего каркаса из металла, что и позволило создать такой купол. С именем Брунеллески связано сооружение фамильной усыпальницы семьи Пацци во Флоренции. В структуре этой капеллы Брунеллески использовал купол на парусах, как это было принято в Византии.

Архитектор Альберти, известный, прежде всего, как учёный, философ, предложил новый тип фасада палаццо во Флоренции. В его палаццо Ручеллаи применён ордер в виде пилястр во всех трёх этажах – новаторский приём, говорящий о претворении в жизнь идей античной ордерной системы (Альберти изучал античную архитектуру и был её ярым приверженцем). В области церковного зодчества Альберти известен как автор церкви Сант Андреа в Мантуе, в фасаде которой он использовал мотив римской триумфальной арки.

В скульптуре в этот период вновь обретает значение и ценность показ обнажённого тела, воскресают лучшие традиции древнеримского скульптурного портрета. Донателло суждено было стать центральной фигурой в скульптуре Раннего Ренессанса. Он окончательно осуществил поворот итальянской пластики в сторону классицистических идеалов античности, переосмыслив специфику античного языка в соответствии со своими представлениями. Его «Дзукконе» (тыква, как прозвали изображение пророка Аввакума за его лысый череп) – является одной из первых статуй Возрождения, знаменующих полное овладение новым пластическим языком. Безусловным достоинствам работ Донателло был глубокий психологизм образов, обусловленный внимательной работой с натуры (для его статуй позировали горожане Флоренции, что и обеспечило реалистичность и характерность его работ). Бронзовая статуя Давида стала первой в итальянском искусстве этого времени обнажённой статуей, причём не связанной со стеной, а отдельно стоящей. В постановке фигуры видно творческое переосмысление античного принципа «хиазма», фигура свободно находится в пространстве. Донателло принадлежит честь воскрешения идеи конного монумента. От античных времён сохранилась лишь единственная конная статуя – Марка Аврелия в Риме, которая стала прообразом памятника кондотьеру Эразмо ди Нарни, больше известного под именем Гаттамелата (хитрая кошка). Установленная на высоком постаменте в г. Падуя, эта статуя послужила образцом для многих скульпторов, работавших после Донателло в разных странах. Несмотря на увлечение античностью, Донателло удалось сделать нечто новое. Почти повсюду в его произведениях чувствуется беспокойный дух, мощная внутренняя энергия, которая сродни мятежному таланту самого Донателло.