11. Архитектура и скульптура кватроченто (на примерах творчества ф. Брунеллески, л. Б. Альберти, Донателло).
Период кватроченто или раннего Ренессанса в итальянской культуре – это время с начала XV века и до 1480-ых годов. В эту пору в Италии работает целая плеяда философов, поэтов, учёных, художников. Именно с этого времени эпоху Ренессанса начинают называть эпохой гуманизма, поскольку не только Бог, но и человек становится мерой всех вещей. Это время интенсивного освоения античного (то есть древнегреческого и древнеримского) наследия и принципов античного искусства. В архитектуре в эту пору идёт интенсивное переосмысление античной ордерной системы. Другим источником вдохновения для итальянских зодчих этого периода становится византийская архитектура, славящаяся, прежде всего, умением возводить купольные своды большого пролёта. В скульптуре также идёт освоение принципов античного наследия.
Филиппо Брунеллески принадлежит честь возведения купола собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Это было высочайшее достижение инженерно-технической мысли той поры. Купол пролётом 42 метра состоял из трёх оболочек. Брунеллески использовал довольно высокую стрелу подъёма и систему внутреннего каркаса из металла, что и позволило создать такой купол. С именем Брунеллески связано сооружение фамильной усыпальницы семьи Пацци во Флоренции. В структуре этой капеллы Брунеллески использовал купол на парусах, как это было принято в Византии.
Архитектор Альберти, известный, прежде всего, как учёный, философ, предложил новый тип фасада палаццо во Флоренции. В его палаццо Ручеллаи применён ордер в виде пилястр во всех трёх этажах – новаторский приём, говорящий о претворении в жизнь идей античной ордерной системы (Альберти изучал античную архитектуру и был её ярым приверженцем). В области церковного зодчества Альберти известен как автор церкви Сант Андреа в Мантуе, в фасаде которой он использовал мотив римской триумфальной арки.
В скульптуре в этот период вновь обретает значение и ценность показ обнажённого тела, воскресают лучшие традиции древнеримского скульптурного портрета. Донателло суждено было стать центральной фигурой в скульптуре Раннего Ренессанса. Он окончательно осуществил поворот итальянской пластики в сторону классицистических идеалов античности, переосмыслив специфику античного языка в соответствии со своими представлениями. Его «Дзукконе» (тыква, как прозвали изображение пророка Аввакума за его лысый череп) – является одной из первых статуй Возрождения, знаменующих полное овладение новым пластическим языком. Безусловным достоинствам работ Донателло был глубокий психологизм образов, обусловленный внимательной работой с натуры (для его статуй позировали горожане Флоренции, что и обеспечило реалистичность и характерность его работ). Бронзовая статуя Давида стала первой в итальянском искусстве этого времени обнажённой статуей, причём не связанной со стеной, а отдельно стоящей. В постановке фигуры видно творческое переосмысление античного принципа «хиазма», фигура свободно находится в пространстве. Донателло принадлежит честь воскрешения идеи конного монумента. От античных времён сохранилась лишь единственная конная статуя – Марка Аврелия в Риме, которая стала прообразом памятника кондотьеру Эразмо ди Нарни, больше известного под именем Гаттамелата (хитрая кошка). Установленная на высоком постаменте в г. Падуя, эта статуя послужила образцом для многих скульпторов, работавших после Донателло в разных странах. Несмотря на увлечение античностью, Донателло удалось сделать нечто новое. Почти повсюду в его произведениях чувствуется беспокойный дух, мощная внутренняя энергия, которая сродни мятежному таланту самого Донателло.
- 1. Древнеегипетская архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 2. Древнеегипетское изобразительное искусство. Стилистические особенности и анализ наиболее известных произведений.
- 3. Древнегреческая архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 4. Древнегреческая скульптура. Стилистический анализ наиболее известных произведений периодов классики и эллинизма.
- 5. Древнеримская архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений императорского периода.
- 6. Древнеримское изобразительное искусство. Стилистический анализ наиболее известных произведений императорского периода.
- 7. Характеристика художественной культуры и искусства Византии (папки 7.1, 7.2)
- 8. Характеристика художественной культуры и искусства романского периода.
- 9. Характеристика художественной культуры и искусства готического периода.
- 10. Творчество Джотто и его современников.
- 11. Архитектура и скульптура кватроченто (на примерах творчества ф. Брунеллески, л. Б. Альберти, Донателло).
- 12. Живопись кватроченто (на примерах творчества Мазаччо, а. Мессина, с. Боттичелли).
- 13. Творчество Рафаэля.
- 14. Творчество Леонардо да Винчи.
- 15. Творчество Тициана.
- 16. Архитектурное творчество Микеланджело.
- 17. Творчество Микеланджело как скульптора и живописца.
- 18. Творчество а. Дюрера.
- 19. Итальянская архитектура и скульптура эпохи барокко. Стилистический анализ наиболее известных произведений.
- 20. Творчество м. Караваджо.
- 21. Творчество Рембрандта.
- 22. Творчество п. П. Рубенса.
- 23. Архитектура Франции XVII века. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 24. Живопись Франции XVII века (на примерах творчества наиболее известных мастеров).
- 25. Живопись французского романтизма (на примерах творчества т. Жерико и э. Делакруа).
- 26. Живопись французского импрессионизма (на примерах творчества к. Моне и о. Ренуара).
- 27. Архитектура европейского модерна. Конструктивные особенности наиболее известных сооружений во Франции, Австрии, Испании.
- 28. Живопись постимпрессионизма (на примерах творчества Ван Гога и Поля Гогена).
- 29. Творчество ф. Л. Райта и о. Нимейера.
- 30. Древнерусская архитектура X-XIV веков (характеристика наиболее известных сооружений).
- 31. Древнерусская архитектура в XV-XVII веках (характеристика наиболее известных сооружений).
- 32. Древнерусская иконопись (на примерах наиболее известных произведений).
- 33. Творчество ф. Грека и а. Рублёва.
- 34. Общая характеристика художественной культуры в Петровскую эпоху.
- 35. Русская живопись во второй половине XVIII века (на примерах творчества ф. Рокотова, д. Левицкого и в. Боровиковского).
- 36. Творчество ф. Б. Растрелли (Растрелли Младшего).
- 1. Зимний дворец в Петербурге (сооружение с открытым внутренним двором, выходящее своими фасадами на Неву и Дворцовую площадь).
- 2. Екатерининский дворец в Царском Селе.
- 4. Строгановский дворец в Петербурге.
- 37. Русская скульптура в конце XVIII - начале XIX века. Характеристика наиболее известных произведений.
- 38. Архитектура стиля ампир в России. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 39. Творчество к. П. Брюллова.
- 40. Творчество а. А. Иванова.
- 41. Творчество а. Г. Венецианова и п. А. Федотова.
- 42. Творчество в. Г. Перова и и. Н. Крамского.
- 43. Творчество и. Е. Репина.
- 44. Творчество а. К. Саврасова и и. И. Шишкина.
- 45. Творчество и. И. Левитана и а. И. Куинджи.
- 46. Творчество в. В. Верещагина.
- 47. Творчество в. И. Сурикова.
- 48. Творчество в. Д. Поленова.
- 49. Творчество в. И. Васнецова.
- 50. Деятельность творческого объединения «Мир искусства» (на примерах творчества а. Бенуа, л. Бакста, к. Сомова).
- 51. Творчество в. Э. Борисова-Мусатова.
- 52. Творчество м. С. Сарьяна.
- 53. Архитектура модерна в России. Конструктивные особенности и стилистический анализ наиболее известных сооружений.
- 54. Творчество в. А. Серова.
- 55. Творчество м. А. Врубеля.
- 56. Монументальная скульптура России (на примерах творчества в. Мухиной, е. Вучетича, м. Аникушина).
- 57. Творчество к. Петрова-Водкина и а. Дейнеки.
- 58. Творчество г. Коржева и т. Салахова.