10. Творчество Джотто и его современников.
Джотто ди Бондоне – это выдающийся живописец Проторенессанса. Проторенессанс – это период развития в итальянском искусстве, предшествующий собственно Ренессансу. Хронологические рамки Проторенессанса – с конца XIII века до середины XIV века. В этот период в искусстве ещё очень сильно проявляются готические тенденции (в эту пору в остальной Европе готика). Но именно в искусстве Италии в этот же период начинается постепенный поиск новых средств выразительности, художники интуитивно (не осознанно, так как теория линейной перспективы будет разработана в XV веке) приходят к разработке пространства, иллюзорно пытаются передать его глубину.
Джотто принято считать реформатором живописи в искусстве Италии, так как именно он впервые стал обращаться к проблемам передачи глубины пространства. Не зная законов перспективного построения, он пытался использовать перспективу, перенеся точку зрения за пределы картины. Это и стало самым главным достоянием его живописи. Другие особенности его индивидуальной манеры в следующем: особая торжественность образов и отсюда возникающий эффект театральности происходящего, мерность ритма в расположении фигур, яркость чистых тонов. Джотто известен как автор алтарной картины (иконы по технике создания) «Мадонна с Младенцем на троне», выполненная в готической манере. Джотто выполнял фрески в церкви Сан Франческо в Ассизи на темы из жизни Святого Франциска. Например, «Юродивый предсказывает грядущую славу молодому Франциску». Наиболее известный цикл фресок Джотто находится в Капелле дель Арена в городе Падуя. Здесь фресками были расписаны три стены. Темы фресок – сюжеты из Библии и Евангелия («Поцелуй Иуды», «Сон Иосифа» и др.). Джотто известен ещё и как архитектор. Он спроектировал кампанилу (башню-звонницу) рядом с собором Санта Мария дель Фьоре во Флоренции.
Одним из известных современников Джотто был был Арнольфо ди Камбио – архитектор и скульптор. Как зодчий он явился автором проекта собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Это самый большой собор города, он был задуман ди Камбио огромным и перекрытым большим куполом (при жизни мастера собор не был достроен до конца, и купол собора заново спроектирует и достроит в дальнейшем Ф. Брунеллески). Также имя этого архитектора фигурирует в истории строительства другой крупной церкви Флоренции – Санта Кроче. Оба эти произведения относятся по своей структуре к базиликальному типу, наиболее популярному в период Проторенессанса (фасады этих церквей были созданы лишь в XIX веке). Известен ди Камбио и как скульптор монументального стиля, отличающегося моделировкой большими плоскостями, некоторой тяжеловесностью форм («Мадонна с младенцем»).
Известным живописцем Проторенессанса является Симоне Мартини, представитель сиенской школы. Его стиль отличается интересом к деталям, к ювелирной проработке каждого элемента изобразительной плоскости, что роднит его живопись с искусством книжной миниатюры. Это качество вообще характерно для художников города Сиены. Наиболее известные произведения Мартини, в которых проявляются такие черты – это фрески в сиенском Палаццо Пубблико «Маэста», изображающая Богоматерь с младенцем на престоле и предстоящими, и «Гвидориччо да Фольяно», посвящённая прославлению подвига кондотьера Гвидориччо. Из станковых произведений Мартини следует упомянуть знаменитое «Благовещение», в котором весьма интересно расставлены психологические акценты в образах архангела Гавриила и Девы Марии (она настолько удивлена известию о том, что у неё родится сын, что как бы отстраняется от непрошеного гостя).
Из других живописцев Проторенессанса можно назвать Дуччо («Маэста», алтарная картина для Сиенского собора), а также монументалиста Амброджо Лоренцетти (фрески в палаццо Пубблико в Сиене «Аллегории доброго и злого правления»). Крупным скульптором являлся Андреа Пизано (бронзовые двери флорентийского баптистерия).
- 1. Древнеегипетская архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 2. Древнеегипетское изобразительное искусство. Стилистические особенности и анализ наиболее известных произведений.
- 3. Древнегреческая архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 4. Древнегреческая скульптура. Стилистический анализ наиболее известных произведений периодов классики и эллинизма.
- 5. Древнеримская архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений императорского периода.
- 6. Древнеримское изобразительное искусство. Стилистический анализ наиболее известных произведений императорского периода.
- 7. Характеристика художественной культуры и искусства Византии (папки 7.1, 7.2)
- 8. Характеристика художественной культуры и искусства романского периода.
- 9. Характеристика художественной культуры и искусства готического периода.
- 10. Творчество Джотто и его современников.
- 11. Архитектура и скульптура кватроченто (на примерах творчества ф. Брунеллески, л. Б. Альберти, Донателло).
- 12. Живопись кватроченто (на примерах творчества Мазаччо, а. Мессина, с. Боттичелли).
- 13. Творчество Рафаэля.
- 14. Творчество Леонардо да Винчи.
- 15. Творчество Тициана.
- 16. Архитектурное творчество Микеланджело.
- 17. Творчество Микеланджело как скульптора и живописца.
- 18. Творчество а. Дюрера.
- 19. Итальянская архитектура и скульптура эпохи барокко. Стилистический анализ наиболее известных произведений.
- 20. Творчество м. Караваджо.
- 21. Творчество Рембрандта.
- 22. Творчество п. П. Рубенса.
- 23. Архитектура Франции XVII века. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 24. Живопись Франции XVII века (на примерах творчества наиболее известных мастеров).
- 25. Живопись французского романтизма (на примерах творчества т. Жерико и э. Делакруа).
- 26. Живопись французского импрессионизма (на примерах творчества к. Моне и о. Ренуара).
- 27. Архитектура европейского модерна. Конструктивные особенности наиболее известных сооружений во Франции, Австрии, Испании.
- 28. Живопись постимпрессионизма (на примерах творчества Ван Гога и Поля Гогена).
- 29. Творчество ф. Л. Райта и о. Нимейера.
- 30. Древнерусская архитектура X-XIV веков (характеристика наиболее известных сооружений).
- 31. Древнерусская архитектура в XV-XVII веках (характеристика наиболее известных сооружений).
- 32. Древнерусская иконопись (на примерах наиболее известных произведений).
- 33. Творчество ф. Грека и а. Рублёва.
- 34. Общая характеристика художественной культуры в Петровскую эпоху.
- 35. Русская живопись во второй половине XVIII века (на примерах творчества ф. Рокотова, д. Левицкого и в. Боровиковского).
- 36. Творчество ф. Б. Растрелли (Растрелли Младшего).
- 1. Зимний дворец в Петербурге (сооружение с открытым внутренним двором, выходящее своими фасадами на Неву и Дворцовую площадь).
- 2. Екатерининский дворец в Царском Селе.
- 4. Строгановский дворец в Петербурге.
- 37. Русская скульптура в конце XVIII - начале XIX века. Характеристика наиболее известных произведений.
- 38. Архитектура стиля ампир в России. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 39. Творчество к. П. Брюллова.
- 40. Творчество а. А. Иванова.
- 41. Творчество а. Г. Венецианова и п. А. Федотова.
- 42. Творчество в. Г. Перова и и. Н. Крамского.
- 43. Творчество и. Е. Репина.
- 44. Творчество а. К. Саврасова и и. И. Шишкина.
- 45. Творчество и. И. Левитана и а. И. Куинджи.
- 46. Творчество в. В. Верещагина.
- 47. Творчество в. И. Сурикова.
- 48. Творчество в. Д. Поленова.
- 49. Творчество в. И. Васнецова.
- 50. Деятельность творческого объединения «Мир искусства» (на примерах творчества а. Бенуа, л. Бакста, к. Сомова).
- 51. Творчество в. Э. Борисова-Мусатова.
- 52. Творчество м. С. Сарьяна.
- 53. Архитектура модерна в России. Конструктивные особенности и стилистический анализ наиболее известных сооружений.
- 54. Творчество в. А. Серова.
- 55. Творчество м. А. Врубеля.
- 56. Монументальная скульптура России (на примерах творчества в. Мухиной, е. Вучетича, м. Аникушина).
- 57. Творчество к. Петрова-Водкина и а. Дейнеки.
- 58. Творчество г. Коржева и т. Салахова.