logo
Ответы к госу 2012

10. Творчество Джотто и его современников.

Джотто ди Бондоне – это выдающийся живописец Проторенессанса. Проторенессанс – это период развития в итальянском искусстве, предшествующий собственно Ренессансу. Хронологические рамки Проторенессанса – с конца XIII века до середины XIV века. В этот период в искусстве ещё очень сильно проявляются готические тенденции (в эту пору в остальной Европе готика). Но именно в искусстве Италии в этот же период начинается постепенный поиск новых средств выразительности, художники интуитивно (не осознанно, так как теория линейной перспективы будет разработана в XV веке) приходят к разработке пространства, иллюзорно пытаются передать его глубину.

Джотто принято считать реформатором живописи в искусстве Италии, так как именно он впервые стал обращаться к проблемам передачи глубины пространства. Не зная законов перспективного построения, он пытался использовать перспективу, перенеся точку зрения за пределы картины. Это и стало самым главным достоянием его живописи. Другие особенности его индивидуальной манеры в следующем: особая торжественность образов и отсюда возникающий эффект театральности происходящего, мерность ритма в расположении фигур, яркость чистых тонов. Джотто известен как автор алтарной картины (иконы по технике создания) «Мадонна с Младенцем на троне», выполненная в готической манере. Джотто выполнял фрески в церкви Сан Франческо в Ассизи на темы из жизни Святого Франциска. Например, «Юродивый предсказывает грядущую славу молодому Франциску». Наиболее известный цикл фресок Джотто находится в Капелле дель Арена в городе Падуя. Здесь фресками были расписаны три стены. Темы фресок – сюжеты из Библии и Евангелия («Поцелуй Иуды», «Сон Иосифа» и др.). Джотто известен ещё и как архитектор. Он спроектировал кампанилу (башню-звонницу) рядом с собором Санта Мария дель Фьоре во Флоренции.

Одним из известных современников Джотто был был Арнольфо ди Камбио – архитектор и скульптор. Как зодчий он явился автором проекта собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Это самый большой собор города, он был задуман ди Камбио огромным и перекрытым большим куполом (при жизни мастера собор не был достроен до конца, и купол собора заново спроектирует и достроит в дальнейшем Ф. Брунеллески). Также имя этого архитектора фигурирует в истории строительства другой крупной церкви Флоренции – Санта Кроче. Оба эти произведения относятся по своей структуре к базиликальному типу, наиболее популярному в период Проторенессанса (фасады этих церквей были созданы лишь в XIX веке). Известен ди Камбио и как скульптор монументального стиля, отличающегося моделировкой большими плоскостями, некоторой тяжеловесностью форм («Мадонна с младенцем»).

Известным живописцем Проторенессанса является Симоне Мартини, представитель сиенской школы. Его стиль отличается интересом к деталям, к ювелирной проработке каждого элемента изобразительной плоскости, что роднит его живопись с искусством книжной миниатюры. Это качество вообще характерно для художников города Сиены. Наиболее известные произведения Мартини, в которых проявляются такие черты – это фрески в сиенском Палаццо Пубблико «Маэста», изображающая Богоматерь с младенцем на престоле и предстоящими, и «Гвидориччо да Фольяно», посвящённая прославлению подвига кондотьера Гвидориччо. Из станковых произведений Мартини следует упомянуть знаменитое «Благовещение», в котором весьма интересно расставлены психологические акценты в образах архангела Гавриила и Девы Марии (она настолько удивлена известию о том, что у неё родится сын, что как бы отстраняется от непрошеного гостя).

Из других живописцев Проторенессанса можно назвать Дуччо («Маэста», алтарная картина для Сиенского собора), а также монументалиста Амброджо Лоренцетти (фрески в палаццо Пубблико в Сиене «Аллегории доброго и злого правления»). Крупным скульптором являлся Андреа Пизано (бронзовые двери флорентийского баптистерия).