logo
Ответы к госу 2012

46. Творчество в. В. Верещагина.

Верещагин Василий Васильевич – выдающийся русский живописец-баталист второй половины XIX века. Родом из провинции (г. Череповец), из дворянской семьи. Окончил Кадетский Морской корпус в Петербурге, но ещё в бытность кадетом заинтересовался рисованием и начал посещать Рисовальную школу петербургского Общества поощрения художников. В 1861 г. поступил в Академию художеств, но через три года, разочарованный рутиной академического воспитания, отправился во Францию, где проучился ещё три года в Парижской Академии художеств у Жерома. Со студенческих лет почувствовал неуёмную страсть к путешествиям и приключениям. Получив очень хорошую профессиональную подготовку как художник, Верещагин в душе оставался военным, и поэтому всю свою жизнь ездил по всему миру, по «горячим точкам» (особый интерес у него вызывали страны Востока), где в прямом смысле слова участвовал в военных действиях, отличался бесстрашием и безудержной смелостью. Из этих поездок привозил картины-впечатления, объединённые в серии («Самаркандская серия», «Балканская серия», «Отечественная война 1812 года») - своеобразные документы-фоторепортажи о том, что он видел и в чём участвовал. Свои работы представлял на персональных выставках во всех городах Европы и Америки, куда собирались массы народа, привлечённые необычностью сюжетов и личностью самого автора, о смелости и храбрости которого ходили легенды. Заложенный в его картинах протест против жестокости войны никак не соответствовал бесстрастному натурализму выполнения, что шокировало европейскую публику двусмысленностью впечатления. Хотя его работы пользовались бешеной популярностью у публики, многие профессиональные художники упрекали Верещагина именно за этот натурализм исполнения, холодно фиксирующий все впечатления автора. Но как раз таким приёмом Верещагин и хотел привлечь внимание общества к социальным бедам, так он выражал своё неприятие войны. Лучшие работы Верещагина: «Апофеоз войны (Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим)», «Представляют трофеи», «Смертельно раненный», «Побеждённые. Панихида», «Шипка-Шейново (Скобелев под Шипкой)». Обязательными работами в каждой из серий становились и картины-наблюдения, достоверно передающие этнографические и культурные особенности каждого народа (костюм, атрибуты, обычаи) – «Двери Тамерлана». Есть у Верещагина и изумительные по мастерству исполнения архитектурные пейзажи – «Мавзолей Тадж-Махал в Агре». В возрасте 63 лет Верещагин отправился на русско-японскую войну к адмиралу Макарову, где погиб на крейсере Петропавловск. По воспоминанию чудом уцелевшего капитана крейсера, Верещагин как истинный солдат-художник до самого конца что-то спешно зарисовывал в блокноте. Уникальность творчества Верещагина заключается в приверженности теме несправедливости войны, в показе войны без приукрашивания. Несмотря на отчасти справедливые упрёки в излишнем натурализме, Верещагин восхищает своей человеческой и гражданской позицией.