46. Творчество в. В. Верещагина.
Верещагин Василий Васильевич – выдающийся русский живописец-баталист второй половины XIX века. Родом из провинции (г. Череповец), из дворянской семьи. Окончил Кадетский Морской корпус в Петербурге, но ещё в бытность кадетом заинтересовался рисованием и начал посещать Рисовальную школу петербургского Общества поощрения художников. В 1861 г. поступил в Академию художеств, но через три года, разочарованный рутиной академического воспитания, отправился во Францию, где проучился ещё три года в Парижской Академии художеств у Жерома. Со студенческих лет почувствовал неуёмную страсть к путешествиям и приключениям. Получив очень хорошую профессиональную подготовку как художник, Верещагин в душе оставался военным, и поэтому всю свою жизнь ездил по всему миру, по «горячим точкам» (особый интерес у него вызывали страны Востока), где в прямом смысле слова участвовал в военных действиях, отличался бесстрашием и безудержной смелостью. Из этих поездок привозил картины-впечатления, объединённые в серии («Самаркандская серия», «Балканская серия», «Отечественная война 1812 года») - своеобразные документы-фоторепортажи о том, что он видел и в чём участвовал. Свои работы представлял на персональных выставках во всех городах Европы и Америки, куда собирались массы народа, привлечённые необычностью сюжетов и личностью самого автора, о смелости и храбрости которого ходили легенды. Заложенный в его картинах протест против жестокости войны никак не соответствовал бесстрастному натурализму выполнения, что шокировало европейскую публику двусмысленностью впечатления. Хотя его работы пользовались бешеной популярностью у публики, многие профессиональные художники упрекали Верещагина именно за этот натурализм исполнения, холодно фиксирующий все впечатления автора. Но как раз таким приёмом Верещагин и хотел привлечь внимание общества к социальным бедам, так он выражал своё неприятие войны. Лучшие работы Верещагина: «Апофеоз войны (Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим)», «Представляют трофеи», «Смертельно раненный», «Побеждённые. Панихида», «Шипка-Шейново (Скобелев под Шипкой)». Обязательными работами в каждой из серий становились и картины-наблюдения, достоверно передающие этнографические и культурные особенности каждого народа (костюм, атрибуты, обычаи) – «Двери Тамерлана». Есть у Верещагина и изумительные по мастерству исполнения архитектурные пейзажи – «Мавзолей Тадж-Махал в Агре». В возрасте 63 лет Верещагин отправился на русско-японскую войну к адмиралу Макарову, где погиб на крейсере Петропавловск. По воспоминанию чудом уцелевшего капитана крейсера, Верещагин как истинный солдат-художник до самого конца что-то спешно зарисовывал в блокноте. Уникальность творчества Верещагина заключается в приверженности теме несправедливости войны, в показе войны без приукрашивания. Несмотря на отчасти справедливые упрёки в излишнем натурализме, Верещагин восхищает своей человеческой и гражданской позицией.
- 1. Древнеегипетская архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 2. Древнеегипетское изобразительное искусство. Стилистические особенности и анализ наиболее известных произведений.
- 3. Древнегреческая архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 4. Древнегреческая скульптура. Стилистический анализ наиболее известных произведений периодов классики и эллинизма.
- 5. Древнеримская архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений императорского периода.
- 6. Древнеримское изобразительное искусство. Стилистический анализ наиболее известных произведений императорского периода.
- 7. Характеристика художественной культуры и искусства Византии (папки 7.1, 7.2)
- 8. Характеристика художественной культуры и искусства романского периода.
- 9. Характеристика художественной культуры и искусства готического периода.
- 10. Творчество Джотто и его современников.
- 11. Архитектура и скульптура кватроченто (на примерах творчества ф. Брунеллески, л. Б. Альберти, Донателло).
- 12. Живопись кватроченто (на примерах творчества Мазаччо, а. Мессина, с. Боттичелли).
- 13. Творчество Рафаэля.
- 14. Творчество Леонардо да Винчи.
- 15. Творчество Тициана.
- 16. Архитектурное творчество Микеланджело.
- 17. Творчество Микеланджело как скульптора и живописца.
- 18. Творчество а. Дюрера.
- 19. Итальянская архитектура и скульптура эпохи барокко. Стилистический анализ наиболее известных произведений.
- 20. Творчество м. Караваджо.
- 21. Творчество Рембрандта.
- 22. Творчество п. П. Рубенса.
- 23. Архитектура Франции XVII века. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 24. Живопись Франции XVII века (на примерах творчества наиболее известных мастеров).
- 25. Живопись французского романтизма (на примерах творчества т. Жерико и э. Делакруа).
- 26. Живопись французского импрессионизма (на примерах творчества к. Моне и о. Ренуара).
- 27. Архитектура европейского модерна. Конструктивные особенности наиболее известных сооружений во Франции, Австрии, Испании.
- 28. Живопись постимпрессионизма (на примерах творчества Ван Гога и Поля Гогена).
- 29. Творчество ф. Л. Райта и о. Нимейера.
- 30. Древнерусская архитектура X-XIV веков (характеристика наиболее известных сооружений).
- 31. Древнерусская архитектура в XV-XVII веках (характеристика наиболее известных сооружений).
- 32. Древнерусская иконопись (на примерах наиболее известных произведений).
- 33. Творчество ф. Грека и а. Рублёва.
- 34. Общая характеристика художественной культуры в Петровскую эпоху.
- 35. Русская живопись во второй половине XVIII века (на примерах творчества ф. Рокотова, д. Левицкого и в. Боровиковского).
- 36. Творчество ф. Б. Растрелли (Растрелли Младшего).
- 1. Зимний дворец в Петербурге (сооружение с открытым внутренним двором, выходящее своими фасадами на Неву и Дворцовую площадь).
- 2. Екатерининский дворец в Царском Селе.
- 4. Строгановский дворец в Петербурге.
- 37. Русская скульптура в конце XVIII - начале XIX века. Характеристика наиболее известных произведений.
- 38. Архитектура стиля ампир в России. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 39. Творчество к. П. Брюллова.
- 40. Творчество а. А. Иванова.
- 41. Творчество а. Г. Венецианова и п. А. Федотова.
- 42. Творчество в. Г. Перова и и. Н. Крамского.
- 43. Творчество и. Е. Репина.
- 44. Творчество а. К. Саврасова и и. И. Шишкина.
- 45. Творчество и. И. Левитана и а. И. Куинджи.
- 46. Творчество в. В. Верещагина.
- 47. Творчество в. И. Сурикова.
- 48. Творчество в. Д. Поленова.
- 49. Творчество в. И. Васнецова.
- 50. Деятельность творческого объединения «Мир искусства» (на примерах творчества а. Бенуа, л. Бакста, к. Сомова).
- 51. Творчество в. Э. Борисова-Мусатова.
- 52. Творчество м. С. Сарьяна.
- 53. Архитектура модерна в России. Конструктивные особенности и стилистический анализ наиболее известных сооружений.
- 54. Творчество в. А. Серова.
- 55. Творчество м. А. Врубеля.
- 56. Монументальная скульптура России (на примерах творчества в. Мухиной, е. Вучетича, м. Аникушина).
- 57. Творчество к. Петрова-Водкина и а. Дейнеки.
- 58. Творчество г. Коржева и т. Салахова.