logo
Ответы к госу 2012

1. Зимний дворец в Петербурге (сооружение с открытым внутренним двором, выходящее своими фасадами на Неву и Дворцовую площадь).

В 40-ые, 50-ые годы XVIII столетия в русской художественной культуре безраздельно господствует стиль барокко. Барокко – это, как принято говорить, «большой» стиль, поскольку он проявился во всех областях культуры: литературе, поэзии, музыке, театре, архитектуре, живописи, скульптуре. В Россию он пришёл с некоторым опозданием по сравнению с другими странами Европы, но проявился очень ярко. Во многом утверждению и развитию этого стиля способствовали личные пристрастия императрицы Елизаветы Петровны, которой нравились пышные формы в фасадах зданий, интерьерах, отделке, костюмах. В эту пору по-прежнему велика роль архитектуры, а в изобразительном искусстве утверждается значение парадного портрета. Всё чаще фигурируют имена русских мастеров, но преобладают иностранцы.

В русской архитектуре середины 18 века главенствует стиль, который называется или «растреллиевское барокко» или «елизаветинское барокко». Главным носителем идей этого стиля был итальянец Франческо Бартоломео Растрелли (Растрелли Младший, но в России его называли на русский лад Варфоломей Варфоломеевич). Будучи придворным архитектором, Растрелли выполняет заказы царицы и её ближайшего окружения. Излюбленные приёмы Растрелли:

1. Раскреповки, ризалиты.

2. Пучки колонн.

3. Множество вариантов решения оконных наличников с преобладанием криволинейных элементов.

4. Обилие скульптуры в виде рельефных вставок между окнами, скульптуры над балюстрадами и т.д.

5. Яркая полихромия фасадов (цвет стен – жёлтый, розовый, голубой, цвет колонн – белый, базы, капители колонн и скульптура – золочёные).

6. Анфиладный принцип планировки интерьеров (входные проёмы на одной оси).

По отношению к интерьерам Растрелли принято использовать термин «рококо». Но рококо Растрелли отличается от европейского обильным использованием золочёной лепнины, которую так любила Елизавета.

Главные работы Растрелли: