logo
Ответы к госу 2012

26. Живопись французского импрессионизма (на примерах творчества к. Моне и о. Ренуара).

Слово «импрессионизм» происходит от impression – впечатление. Так называется направление во французской живописи последней трети 19 века. В 1874 году молодые художники (Моне, Ренуар, Писсарро, Сислей, Дега) устроили собственную выставку, в которой были представлены работы, отличные от требований официального Салона. Всех этих художников объединила общая борьба с консерватизмом и академизмом в искусстве. Одна из картин, представленных на этой выставке, принадлежала Клоду Моне и называлась «Впечатление. Восход солнца». Эта работа и дала название всему направлению, которое фактически существовало вплоть до последней выставки в 1986 году. Творчество последователей импрессионизма входит в понятие постимпрессионизм. Для импрессионизма характерно:

1.Субъективное переживание света, цвета, пространства.

2.Импрессионисты создали новый метод живописи, суть которого в передаче внешнего впечатления света, тени, рефлексов на поверхности предметов раздельными мазками чистых красок, что зрительно растворяло форму в окружающей свето-воздушной среде. Импрессионистический метод стал, таким образом, максимальным выражением самого принципа живописности. Импрессионисты обновили колорит, они отказались от тёмных, земляных красок и наносили на холст чистые, спектральные цвета, почти не смешивая их предварительно на палитре. Они вышли из тёмных мастерских на пленэр.

Клод Моне – выдающийся французский живописец, признанный лидер импрессионизма, с творчеством которого связаны все стадии развития этого направления. В искусстве Моне сосредоточены все наиболее яркие стороны импрессионистического метода живописи. Мастер «оптического анализа», Моне подвергал тщательному отбору оттенки и краски увиденного, прежде чем «бросить» их на холст. Специфика его видения цвета и света была новшеством для того времени, и именно это качество живописи Моне, беглой, лёгкой, создающей колеблющееся световоздушное пространство, выделяет его из мастеров его круга. Несмотря на кажущуюся «незаконченность» работ Моне, они не поверхностны, а по-настоящему глубоки, что всегда свидетельствует о таланте большого художника. Большинство работ Моне, в особенности его пейзажи, являются результатом решения импрессионистических задач взаимодействия цвета и света («Дама в саду», «Лодки на Сене в Аржантёе, «Уголок сада в Монжероне»). Продвигаясь вперёд в своём неуёмном желании постижения цвета и света, Моне всё более разрушал форму, размывал контуры, уничтожал объём и пространство. Казалось бы, всё это должно было привести к неизбежной потере целостности. Но нет, в случае с талантом Моне этого не произошло. Показательны в этом отношении серийные работы Моне, которые наиболее полно свидетельствуют о неустанном интересе Моне к поставленным задачам – «Руанский собор» («Руанский собор утром»), который пишутся до двадцати раз при различном освещении и в разную погоду.

Огюст Ренуар – также является выдающимся французским художником-импрессионистом. Его творчество буквально пронизано жизнелюбием и оптимизмом и объединено улыбкой и парижским шармом. Темы его работ – те же, что и у всех импрессионистов (пейзажи, портреты, отдых, ню). И он сам, и многие критики считали творчество Ренуара продолжением французского искусства XVIII века, а его женщины казались «дочерьми фрагонаровских маркиз, галантных дам Ватто и Буше». Ренуара интересует изображение отдыхающей, выпивающей, беседующей публики, мимолётности движений и мимики, и в этом он истинный импрессионист. В один из периодов своего творчества Ренуара заинтересовали различные оттенки чёрного цвета («Зонтики»). С самой юности Ренуар долгое время работал живописцем по фарфору, расписывал веера и шармы. Очевидно, это в некоторой степени повлияло на его художественные пристрастия, любовь к несколько сентиментальным, но подкупающим своей непосредственностью изображениям женщин и детей, голубым, розовым, но всегда необычайно свежим тонам («Девушка с веером», «Ребёнок с кнутиком», это не девочка, это мальчик!). Ренуар нечасто обращается к портрету. Но несколько раз пишет актрису Жанну Самари, внешность которой наиболее полно отвечает его идеалу женской красоты (светящиеся солнцем портреты: «Жанна Самари в платье с глубоким вырезом»).