26. Живопись французского импрессионизма (на примерах творчества к. Моне и о. Ренуара).
Слово «импрессионизм» происходит от impression – впечатление. Так называется направление во французской живописи последней трети 19 века. В 1874 году молодые художники (Моне, Ренуар, Писсарро, Сислей, Дега) устроили собственную выставку, в которой были представлены работы, отличные от требований официального Салона. Всех этих художников объединила общая борьба с консерватизмом и академизмом в искусстве. Одна из картин, представленных на этой выставке, принадлежала Клоду Моне и называлась «Впечатление. Восход солнца». Эта работа и дала название всему направлению, которое фактически существовало вплоть до последней выставки в 1986 году. Творчество последователей импрессионизма входит в понятие постимпрессионизм. Для импрессионизма характерно:
1.Субъективное переживание света, цвета, пространства.
2.Импрессионисты создали новый метод живописи, суть которого в передаче внешнего впечатления света, тени, рефлексов на поверхности предметов раздельными мазками чистых красок, что зрительно растворяло форму в окружающей свето-воздушной среде. Импрессионистический метод стал, таким образом, максимальным выражением самого принципа живописности. Импрессионисты обновили колорит, они отказались от тёмных, земляных красок и наносили на холст чистые, спектральные цвета, почти не смешивая их предварительно на палитре. Они вышли из тёмных мастерских на пленэр.
Клод Моне – выдающийся французский живописец, признанный лидер импрессионизма, с творчеством которого связаны все стадии развития этого направления. В искусстве Моне сосредоточены все наиболее яркие стороны импрессионистического метода живописи. Мастер «оптического анализа», Моне подвергал тщательному отбору оттенки и краски увиденного, прежде чем «бросить» их на холст. Специфика его видения цвета и света была новшеством для того времени, и именно это качество живописи Моне, беглой, лёгкой, создающей колеблющееся световоздушное пространство, выделяет его из мастеров его круга. Несмотря на кажущуюся «незаконченность» работ Моне, они не поверхностны, а по-настоящему глубоки, что всегда свидетельствует о таланте большого художника. Большинство работ Моне, в особенности его пейзажи, являются результатом решения импрессионистических задач взаимодействия цвета и света («Дама в саду», «Лодки на Сене в Аржантёе, «Уголок сада в Монжероне»). Продвигаясь вперёд в своём неуёмном желании постижения цвета и света, Моне всё более разрушал форму, размывал контуры, уничтожал объём и пространство. Казалось бы, всё это должно было привести к неизбежной потере целостности. Но нет, в случае с талантом Моне этого не произошло. Показательны в этом отношении серийные работы Моне, которые наиболее полно свидетельствуют о неустанном интересе Моне к поставленным задачам – «Руанский собор» («Руанский собор утром»), который пишутся до двадцати раз при различном освещении и в разную погоду.
Огюст Ренуар – также является выдающимся французским художником-импрессионистом. Его творчество буквально пронизано жизнелюбием и оптимизмом и объединено улыбкой и парижским шармом. Темы его работ – те же, что и у всех импрессионистов (пейзажи, портреты, отдых, ню). И он сам, и многие критики считали творчество Ренуара продолжением французского искусства XVIII века, а его женщины казались «дочерьми фрагонаровских маркиз, галантных дам Ватто и Буше». Ренуара интересует изображение отдыхающей, выпивающей, беседующей публики, мимолётности движений и мимики, и в этом он истинный импрессионист. В один из периодов своего творчества Ренуара заинтересовали различные оттенки чёрного цвета («Зонтики»). С самой юности Ренуар долгое время работал живописцем по фарфору, расписывал веера и шармы. Очевидно, это в некоторой степени повлияло на его художественные пристрастия, любовь к несколько сентиментальным, но подкупающим своей непосредственностью изображениям женщин и детей, голубым, розовым, но всегда необычайно свежим тонам («Девушка с веером», «Ребёнок с кнутиком», это не девочка, это мальчик!). Ренуар нечасто обращается к портрету. Но несколько раз пишет актрису Жанну Самари, внешность которой наиболее полно отвечает его идеалу женской красоты (светящиеся солнцем портреты: «Жанна Самари в платье с глубоким вырезом»).
- 1. Древнеегипетская архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 2. Древнеегипетское изобразительное искусство. Стилистические особенности и анализ наиболее известных произведений.
- 3. Древнегреческая архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 4. Древнегреческая скульптура. Стилистический анализ наиболее известных произведений периодов классики и эллинизма.
- 5. Древнеримская архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений императорского периода.
- 6. Древнеримское изобразительное искусство. Стилистический анализ наиболее известных произведений императорского периода.
- 7. Характеристика художественной культуры и искусства Византии (папки 7.1, 7.2)
- 8. Характеристика художественной культуры и искусства романского периода.
- 9. Характеристика художественной культуры и искусства готического периода.
- 10. Творчество Джотто и его современников.
- 11. Архитектура и скульптура кватроченто (на примерах творчества ф. Брунеллески, л. Б. Альберти, Донателло).
- 12. Живопись кватроченто (на примерах творчества Мазаччо, а. Мессина, с. Боттичелли).
- 13. Творчество Рафаэля.
- 14. Творчество Леонардо да Винчи.
- 15. Творчество Тициана.
- 16. Архитектурное творчество Микеланджело.
- 17. Творчество Микеланджело как скульптора и живописца.
- 18. Творчество а. Дюрера.
- 19. Итальянская архитектура и скульптура эпохи барокко. Стилистический анализ наиболее известных произведений.
- 20. Творчество м. Караваджо.
- 21. Творчество Рембрандта.
- 22. Творчество п. П. Рубенса.
- 23. Архитектура Франции XVII века. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 24. Живопись Франции XVII века (на примерах творчества наиболее известных мастеров).
- 25. Живопись французского романтизма (на примерах творчества т. Жерико и э. Делакруа).
- 26. Живопись французского импрессионизма (на примерах творчества к. Моне и о. Ренуара).
- 27. Архитектура европейского модерна. Конструктивные особенности наиболее известных сооружений во Франции, Австрии, Испании.
- 28. Живопись постимпрессионизма (на примерах творчества Ван Гога и Поля Гогена).
- 29. Творчество ф. Л. Райта и о. Нимейера.
- 30. Древнерусская архитектура X-XIV веков (характеристика наиболее известных сооружений).
- 31. Древнерусская архитектура в XV-XVII веках (характеристика наиболее известных сооружений).
- 32. Древнерусская иконопись (на примерах наиболее известных произведений).
- 33. Творчество ф. Грека и а. Рублёва.
- 34. Общая характеристика художественной культуры в Петровскую эпоху.
- 35. Русская живопись во второй половине XVIII века (на примерах творчества ф. Рокотова, д. Левицкого и в. Боровиковского).
- 36. Творчество ф. Б. Растрелли (Растрелли Младшего).
- 1. Зимний дворец в Петербурге (сооружение с открытым внутренним двором, выходящее своими фасадами на Неву и Дворцовую площадь).
- 2. Екатерининский дворец в Царском Селе.
- 4. Строгановский дворец в Петербурге.
- 37. Русская скульптура в конце XVIII - начале XIX века. Характеристика наиболее известных произведений.
- 38. Архитектура стиля ампир в России. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 39. Творчество к. П. Брюллова.
- 40. Творчество а. А. Иванова.
- 41. Творчество а. Г. Венецианова и п. А. Федотова.
- 42. Творчество в. Г. Перова и и. Н. Крамского.
- 43. Творчество и. Е. Репина.
- 44. Творчество а. К. Саврасова и и. И. Шишкина.
- 45. Творчество и. И. Левитана и а. И. Куинджи.
- 46. Творчество в. В. Верещагина.
- 47. Творчество в. И. Сурикова.
- 48. Творчество в. Д. Поленова.
- 49. Творчество в. И. Васнецова.
- 50. Деятельность творческого объединения «Мир искусства» (на примерах творчества а. Бенуа, л. Бакста, к. Сомова).
- 51. Творчество в. Э. Борисова-Мусатова.
- 52. Творчество м. С. Сарьяна.
- 53. Архитектура модерна в России. Конструктивные особенности и стилистический анализ наиболее известных сооружений.
- 54. Творчество в. А. Серова.
- 55. Творчество м. А. Врубеля.
- 56. Монументальная скульптура России (на примерах творчества в. Мухиной, е. Вучетича, м. Аникушина).
- 57. Творчество к. Петрова-Водкина и а. Дейнеки.
- 58. Творчество г. Коржева и т. Салахова.