24. Живопись Франции XVII века (на примерах творчества наиболее известных мастеров).
Для Франции XVII век был веком больших достижений в разных сферах художественной культуры. В это время строятся известные сооружения такие как (Версальский дворец, восточный фасад Лувра), разбиваются регулярные парки (Версальский парк); интерьеры дворцов и территории парков украшаются скульптурой; дворцовые залы и галереи декорируются монументальной живописью на мифологические темы. Большая часть XVII века во французском искусстве прошла под знаком традиций версальского двора при короле Людовике XIV, который поощрял развитие всех этих видов искусства. В живописи Франции этого времени параллельно развивается несколько направлений: академический классицизм, реализм, караваджизм.
Крупнейшим представителем академического классицизма является Никола Пуссен. Основополагающий принцип в искусстве для Пуссена – следование блестящим образцам античности и классицизма периода итальянского Возрождения, в особенности Рафаэля. Поэтому второй родиной для Пуссена становится Рим, где он живёт практически всю жизнь. Он пишет в основном картины на библейские и мифологические сюжеты. Преклоняясь перед античностью, он бесконечно копирует греческие и римские статуи, поэтому герои его живописных полотен уподоблены богам или античным статуям, живущим в строго продуманном, композиционно выверенном пространстве. Композиционному построению своих работ Пуссен придавал первостепенное значение. Они неизменно строятся на ритмическом равновесии чётких пластических групп, по своим очертаниям приближающихся к простым геометрическим формам – пирамиде или прямоугольнику. В трактовке форм преобладает линеарно-пластическое начало, рисунок имеет главенствующее значение, а решению колористических задач отводится второе место, система колорита превращается во взаимодействие пятен локального цвета. Живописная манера Пуссена отличается тщательностью, гладкостью, сухостью. Некоторые работы: «Селена и Эндимион», «Вдохновение поэта», «Аркадские пастухи», «Царство Флоры». Творчество Пуссена повлияло на сложение основ живописи периода классицизма в XVIII века и явилось эталоном для таких мастеров, как Давид и Энгр.
Представителями реализма во французской живописи XVII века были братья Ленен, из которых больше известен Луи Ленен. Выходец из бедного сословия, этот художник обращался к темам из жизни крестьянства. Такая тематика встречается в европейском искусстве едва ли не впервые, и в этом большая заслуга Луи Ленена. Но образы крестьян в его работах сильно идеализированы, в них подчёркнуто высокое морально-этическое начало, и в этом смысле реализм Ленена может быть назван реализмом с большой долей условности («Семейство молочницы», «Кузница»).
Последовательным караваджистом во французской живописи XVII века был Жорж де Латур. Он изучал творчество Караваджо, часто использовал такие же сюжеты, умел библейскую сцену трактовать как обыденную, а бытовую сцену трактовать как полную глубокого смысла притчу. Характерные черты: моделировка большими плоскостями, сочетание красного и чёрного, контрасты света и тени, частый мотив – свет от свечи («Карточный шулер», «Новородённый», «Явление ангела Иосифу»).
- 1. Древнеегипетская архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 2. Древнеегипетское изобразительное искусство. Стилистические особенности и анализ наиболее известных произведений.
- 3. Древнегреческая архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 4. Древнегреческая скульптура. Стилистический анализ наиболее известных произведений периодов классики и эллинизма.
- 5. Древнеримская архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений императорского периода.
- 6. Древнеримское изобразительное искусство. Стилистический анализ наиболее известных произведений императорского периода.
- 7. Характеристика художественной культуры и искусства Византии (папки 7.1, 7.2)
- 8. Характеристика художественной культуры и искусства романского периода.
- 9. Характеристика художественной культуры и искусства готического периода.
- 10. Творчество Джотто и его современников.
- 11. Архитектура и скульптура кватроченто (на примерах творчества ф. Брунеллески, л. Б. Альберти, Донателло).
- 12. Живопись кватроченто (на примерах творчества Мазаччо, а. Мессина, с. Боттичелли).
- 13. Творчество Рафаэля.
- 14. Творчество Леонардо да Винчи.
- 15. Творчество Тициана.
- 16. Архитектурное творчество Микеланджело.
- 17. Творчество Микеланджело как скульптора и живописца.
- 18. Творчество а. Дюрера.
- 19. Итальянская архитектура и скульптура эпохи барокко. Стилистический анализ наиболее известных произведений.
- 20. Творчество м. Караваджо.
- 21. Творчество Рембрандта.
- 22. Творчество п. П. Рубенса.
- 23. Архитектура Франции XVII века. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 24. Живопись Франции XVII века (на примерах творчества наиболее известных мастеров).
- 25. Живопись французского романтизма (на примерах творчества т. Жерико и э. Делакруа).
- 26. Живопись французского импрессионизма (на примерах творчества к. Моне и о. Ренуара).
- 27. Архитектура европейского модерна. Конструктивные особенности наиболее известных сооружений во Франции, Австрии, Испании.
- 28. Живопись постимпрессионизма (на примерах творчества Ван Гога и Поля Гогена).
- 29. Творчество ф. Л. Райта и о. Нимейера.
- 30. Древнерусская архитектура X-XIV веков (характеристика наиболее известных сооружений).
- 31. Древнерусская архитектура в XV-XVII веках (характеристика наиболее известных сооружений).
- 32. Древнерусская иконопись (на примерах наиболее известных произведений).
- 33. Творчество ф. Грека и а. Рублёва.
- 34. Общая характеристика художественной культуры в Петровскую эпоху.
- 35. Русская живопись во второй половине XVIII века (на примерах творчества ф. Рокотова, д. Левицкого и в. Боровиковского).
- 36. Творчество ф. Б. Растрелли (Растрелли Младшего).
- 1. Зимний дворец в Петербурге (сооружение с открытым внутренним двором, выходящее своими фасадами на Неву и Дворцовую площадь).
- 2. Екатерининский дворец в Царском Селе.
- 4. Строгановский дворец в Петербурге.
- 37. Русская скульптура в конце XVIII - начале XIX века. Характеристика наиболее известных произведений.
- 38. Архитектура стиля ампир в России. Характеристика структуры наиболее известных сооружений.
- 39. Творчество к. П. Брюллова.
- 40. Творчество а. А. Иванова.
- 41. Творчество а. Г. Венецианова и п. А. Федотова.
- 42. Творчество в. Г. Перова и и. Н. Крамского.
- 43. Творчество и. Е. Репина.
- 44. Творчество а. К. Саврасова и и. И. Шишкина.
- 45. Творчество и. И. Левитана и а. И. Куинджи.
- 46. Творчество в. В. Верещагина.
- 47. Творчество в. И. Сурикова.
- 48. Творчество в. Д. Поленова.
- 49. Творчество в. И. Васнецова.
- 50. Деятельность творческого объединения «Мир искусства» (на примерах творчества а. Бенуа, л. Бакста, к. Сомова).
- 51. Творчество в. Э. Борисова-Мусатова.
- 52. Творчество м. С. Сарьяна.
- 53. Архитектура модерна в России. Конструктивные особенности и стилистический анализ наиболее известных сооружений.
- 54. Творчество в. А. Серова.
- 55. Творчество м. А. Врубеля.
- 56. Монументальная скульптура России (на примерах творчества в. Мухиной, е. Вучетича, м. Аникушина).
- 57. Творчество к. Петрова-Водкина и а. Дейнеки.
- 58. Творчество г. Коржева и т. Салахова.