logo
Ответы к госу 2012

24. Живопись Франции XVII века (на примерах творчества наиболее известных мастеров).

Для Франции XVII век был веком больших достижений в разных сферах художественной культуры. В это время строятся известные сооружения такие как (Версальский дворец, восточный фасад Лувра), разбиваются регулярные парки (Версальский парк); интерьеры дворцов и территории парков украшаются скульптурой; дворцовые залы и галереи декорируются монументальной живописью на мифологические темы. Большая часть XVII века во французском искусстве прошла под знаком традиций версальского двора при короле Людовике XIV, который поощрял развитие всех этих видов искусства. В живописи Франции этого времени параллельно развивается несколько направлений: академический классицизм, реализм, караваджизм.

Крупнейшим представителем академического классицизма является Никола Пуссен. Основополагающий принцип в искусстве для Пуссена – следование блестящим образцам античности и классицизма периода итальянского Возрождения, в особенности Рафаэля. Поэтому второй родиной для Пуссена становится Рим, где он живёт практически всю жизнь. Он пишет в основном картины на библейские и мифологические сюжеты. Преклоняясь перед античностью, он бесконечно копирует греческие и римские статуи, поэтому герои его живописных полотен уподоблены богам или античным статуям, живущим в строго продуманном, композиционно выверенном пространстве. Композиционному построению своих работ Пуссен придавал первостепенное значение. Они неизменно строятся на ритмическом равновесии чётких пластических групп, по своим очертаниям приближающихся к простым геометрическим формам – пирамиде или прямоугольнику. В трактовке форм преобладает линеарно-пластическое начало, рисунок имеет главенствующее значение, а решению колористических задач отводится второе место, система колорита превращается во взаимодействие пятен локального цвета. Живописная манера Пуссена отличается тщательностью, гладкостью, сухостью. Некоторые работы: «Селена и Эндимион», «Вдохновение поэта», «Аркадские пастухи», «Царство Флоры». Творчество Пуссена повлияло на сложение основ живописи периода классицизма в XVIII века и явилось эталоном для таких мастеров, как Давид и Энгр.

Представителями реализма во французской живописи XVII века были братья Ленен, из которых больше известен Луи Ленен. Выходец из бедного сословия, этот художник обращался к темам из жизни крестьянства. Такая тематика встречается в европейском искусстве едва ли не впервые, и в этом большая заслуга Луи Ленена. Но образы крестьян в его работах сильно идеализированы, в них подчёркнуто высокое морально-этическое начало, и в этом смысле реализм Ленена может быть назван реализмом с большой долей условности («Семейство молочницы», «Кузница»).

Последовательным караваджистом во французской живописи XVII века был Жорж де Латур. Он изучал творчество Караваджо, часто использовал такие же сюжеты, умел библейскую сцену трактовать как обыденную, а бытовую сцену трактовать как полную глубокого смысла притчу. Характерные черты: моделировка большими плоскостями, сочетание красного и чёрного, контрасты света и тени, частый мотив – свет от свечи («Карточный шулер», «Новородённый», «Явление ангела Иосифу»).