logo
Ответы к госу 2012

5. Древнеримская архитектура. Характеристика структуры наиболее известных сооружений императорского периода.

Древнеримская культура – одна из самых развитых в Средиземноморье. Она развивалась в период республики (с 5 до 1 веков до н.э.) и в период империи (с 1 века до н.э до 5 века н.э ). Это языческая культура, но многое в её пантеоне заимствовано из культуры древней Греции, которую римляне справедливо считали самой выдающейся в мире и стремились ей подражать. Римляне были очень воинственны, этим объясняется поклонение богу войны Марсу. Другим важным божеством являлась богиня Венера, которая якобы была прародительницей римских императоров. Богам строились храмы, в их честь устанавливались статуи. Большую популярность имели театры-цирки для зрелищных представлений, рассчитанные на большое количество людей.

Многие композиционные и стилистические особенности древнеримской архитектуры связаны с достижениями их предшественников – этрусков. В частности, от них римляне переняли:

1. Технику сводостроения (с использованием пуццоланы – материала вулканического происхождения, который добавлялся в так называемый римский бетон, что делало его лёгким и прочным одновременно).

2. Приём установки прямоугольных храмов на высокие подиумы.

3. Атриумный тип жилища (с двором, в кровле которого делалось отверстие для стока воды, а внизу для её сбора устраивали бассейн).

В своей архитектуре римляне использовали также и приёмы архитектуры древних греков. Но при этом римляне всегда совершенствовали и развивали формы, перенятые у других, создавая оригинальные произведения. Лучшие сооружения древнеримской цивилизации относятся к императорскому периоду. В этот период создаются такие сооружения, как:

1. Триумфальные арки, которые устанавливались на римских форумах (арка Тита, арка Константина), и которыми прославлялись деяния императоров, значение их побед.

2. Амфитеатры – зрелищные сооружения, которые предназначались для цирковых представлений и боёв гладиаторов. Самое значительное сооружение такого рода – знаменитый Колизей в Риме, созданный неизвестными мастерами в конце 1 века нашей эры. Это овальное здание, стены которого обработаны ордером в виде полуколонн, которые расположены в следующем порядке: внизу тосканский ордер – самый мощный, выше – ионический, ещё выше – самый изящный – коринфский. Появившись в эту пору, подобная схема расположения ордеров стала очень частым приёмом у архитекторов последующих поколений.

3. Термы – заведения для принятия гигиенических процедур, для занятий спортом, самообразования, отдыха и т. д. Самые известные – термы императора Каракаллы – отличались продуманностью планировки, включали несколько холодных и горячих бассейнов, спортзалы и даже библиотеку. Для помещений терм характерно богатство отделки с использованием скульптуры, живописи, мозаики. Сохранились очень плохо.

4. Акведуки – гигантские водоводы для подачи воды в города римской империи. Они очень похожи на мосты. В их архитектуре используются арки и мощные устои. Наиболее известный – так называемый Гарский мост в Ниме (Франция).

К числу наиболее известных сооружений императорского Рима принадлежит знаменитый Пантеон – храм всех богов, созданный в начале 2 века нашей эры. В его создании, может быть, принимал участие знаменитый римский зодчий Аполлодор Дамасский и император Адриан, серьёзно увлекавшийся архитектурой. Пантеон – это уникальное сооружение с портиком, ведущим в пространство цилиндра с куполом, диаметр которого равен 43 метрам. Соорудить такой гигантский купол смогли, используя римскую строительную технику – бетон (цемента в нём не было!!!) и обработав внутреннюю поверхность купола кессонами. У римлян была традиция строить гробницы, стилистически восходящие к форме этрусских гробниц. Так, мавзолей императора Адриана, названный впоследствии Замком Св. Ангела, был цилиндрической формы. В раннехристианскую эпоху в Риме строились церкви, в основу которых была положена структура базилики (базилика святого Павла за стенами Рима).

Многие изобретения римлян в области архитектуры были взяты на вооружение в последующие периоды развития мирового зодчества.