logo
Ответы к госу 2012

35. Русская живопись во второй половине XVIII века (на примерах творчества ф. Рокотова, д. Левицкого и в. Боровиковского).

С шестидесятых годов XVIII века в России чётко намечается перелом в эстетических воззрениях, связанный с переходом к новой художественной системе – классицизму. К этому времени, Россия, несколько отстававшая от других стран Европы ранее, «догнала» Европу и вместе с ней приобщилась к новому стилю. Классицизм – это также «большой» стиль, поскольку он затронул все области художественной культуры. Предпосылки установления классицизма в Европе и в России:

1. С 1748 года в Италии начались раскопки Помпей, Геркуланума, Стабий – городов, погибших в 79 г. в результате извержения вулкана Везувий. Миру открылась красота памятников архитектуры, скульптуры и живописи античной эпохи.

2. Историк, основоположник истории искусства как науки Винкельман, участвовавший в раскопках этих городов, стал популяризировать эстетику классического искусства античности, призывая отвергнуть стиль барокко и вернуться «к первоистокам».

3. Нарождающийся класс капиталистов, умеющих считать деньги и не желавших вкладываться в дорогостоящие постройки, спонсировал более дешёвые проекты и также влиял на изменение эстетических воззрений.

Если в архитектуре классицизм в России обладает ярко выраженными чертами, соответствующими этому стилю в Европе, то живопись этой поры развивается весьма своеобразно. В области живописи этой поры лучшие достижения по-прежнему относятся к жанру портрета. Далеко не всегда в портретном жанре можно всегда проследить именно классицистические тенденции. Тем не менее, к таким тенденциям можно отнести выверенность композиции, строгий отбор показанных деталей. Но именно в портрете по-прежнему очень сильны традиции барочной живописи, что проявилось в парадном портрете. Работают выдающиеся русские портретисты – Рокотов, Левицкий, Боровиковский.

Рокотов – признанный мастер камерного портрета. Его особенность в умении глубоко проникнуть в психологический мир своих героев, показать богатство душевного мира. Живопись тонкая, построенная на мягких переходах света и тени, с отсутствием жёстких границ, («Портрет Струйской», «Портрет поэта Майкова», «Портрет неизвестной в розовом платье»).

Левицкий известен как мастер парадного портрета. Его живопись отличается виртуозностью исполнения, гладкостью эмалевидной поверхности, любовью к внешним аксессуарам в парадных портретах. «Портрет Екатерины II-законодательница», «Портрет Демидова», «Портрет Нелидовой» из знаменитой серии «Смолянки» - ученицы Смольного института благородных девиц (серия выполнена по заказу Екатерины II).

Боровиковский – мастер, которого принято считать родоначальником сентиментализма в русской живописи, направления конца 18-начала 19 веков. Он часто использует в задних планах своих портретов так называемый «пейзажный задник», то есть изображение элементов пейзажа, а не сам пейзаж. Введение таких элементов созвучно времени, когда было принято восхищаться красотой природы. В портретах Боровиковского женщины показаны как носительницы всего самого лучшего и светлого, что заложено в человеческой природе. Он пишет тонко лессировками и использует приём сфумато (создание ощущения световоздушной среды) для придания своим образам большей изысканности. Дети и девушки в его работах часто сентиментально мечтательны («Портрет Нарышкиной», «Портрет Лопухиной», «Сёстры Гагарины»).