ВВЕДЕНИЕ
Музыка - один из видов искусства, а искусство является одной из форм общественного сознания. Основное явление и понятие, которое определяет специфику искусства и отличает его от других форм общественного сознания, например, философии или науки, - это художественный образ. Художественный образ содержит обобщение (обобщенное отображение действительности), данное через конкретное, чувственно воспринимаемое (зрительное, слуховое или - как в литературе - непосредственно и живо изображенное) явление. Ряд общих черт выражены в художественном образе через единичное, а в европейском искусстве нового времени и неповторимо индивидуальное, что служит средством типизации жизненных явлений в искусстве.
В ряде случаев даже родственные между собой образы, созданные одним и тем же композитором, воспринимаются и узнаются как неповторимо своеобразные. Это можно сказать, например, о героических темах Бетховена, о лирически напряженных темах симфонических произведений Чайковского, о кантиленных мелодиях ноктюрнов Шопена, о напевной песенной лирике Шуберта, образах народа у Мусоргского или образах злых, враждебных человеку сил у Шостаковича.
Различные виды искусства единые в своей основе, в своей общественной функции. Вместе с тем они обладают своими важными особенностями, которые следуют из специфической природы этих видов. Поэтому полнота и характер воссоздания многообразных сторон действительности неодинакова в различных видах искусства. Да, например, богатство движений человеческого тела находят в искусстве танца значительно более непосредственное отображение, чем в скульптуре, которая может вызывать ощущение такого движения ассоциативным путем.Музыка - искусство звуковое и временное (музыкальное произведение разворачивается во времени). Музыка не может так же непосредственно, как живопись или скульптура, отображать конкретные предметы или описывать явления и предметы действительности так, как это может сделать литература (то есть статическое состояние). Зато музыка способна более непосредственно, богато и разнообразно передавать переживания человека, движение его чувств, эмоционально психологическое состояние, общий характер явлений действительности. Особенно активным является влияние музыки в момент объединения больших масс людей в едином порыве, устремлении, чувстве.
В отличие от живописи, музыка в целом не является изобразительным искусством. Зато слуховые впечатления значительно активнее зрительных и могут сильнее влиять на человека или другое живое существо (например, шум в большей мере мешает сосредоточиться или отдохнуть, чем свет). Кроме того, они психологически связываются с представлениями о каком-то действии, движении, которые вызывают звук.
Музыка тесно связана с речью, и эта связь определяет богатые выразительные возможности музыки. Именно через звучание голоса, который может передавать эмоциональное состояние человека (стон, плач, смех, радостный возглас), через изменения высоты звука, его силы, через ритм и темп речи (то есть через интонацию) художник изображает состояние человека. Сказанное относится не только к вокальной, но и к инструментальной мелодии, как одной из важных основ музыки.
Словом, если представить себе всё созданное композитором, можно убедиться, что почти во всех жанрах музыкального творчества он сказал своё яркое слово. Но, пожалуй, наиболее весомо и художественно впечатляюще - в вокально-хоровом. На то есть объективные причины.