logo
Анализ произведения "К солнцу", музыка: Р. Бойко, слова А. Покровского

1.2 Общие сведения об авторе музыки

Ростислав Григорьевич Бойко родился в Ленинграде в очень музыкальной семье. Его отец был певцом Михайловского театра (в советские годы он назывался Малым академическим театром оперы и балета, сейчас ему вернули прежнее название). С детских лет будущий композитор находился в атмосфере музыки, имея возможность бывать в театре на спектаклях и репетициях. Знакомство с музыкальным театром всегда оставляет неизгладимый след в сознании ребёнка. Та магическая сила притяжения, исходящая из недр театральных кулис, колосников, оркестровой ямы и многих других закоулков театра, где ежедневно происходит чудо, именуемое оперным или балетным спектаклем, неотразимо воздействует на воображение любого взрослого человека, не говоря уже о детях, которые воспринимают всё это ещё ярче и непосредственней. Подчеркнём, что первое знакомство с миром музыки произошло у Бойко под знаком вокальной певческой стихии. Это сыграет потом большую роль в становлении его композиторского дарования.

В восьмилетнем возрасте Слава Бойко поёт в детском хоре при знаменитой Ленинградской хоровой капелле. Судьба послала ему замечательного педагога - ученика Балакирева - Палладия Андреевича Богданова. Под его руководством были пройдены сольфеджио, гармония, история музыки, не говоря уже об основах пения. Чуткий, опытный педагог, Палладий Андреевич прививал детям истинную, раз навсегда данную непреходящую любовь к музыке.

Бойко продолжил своё обучение в Московском хоровом училище. Руководил училищем выдающийся музыкант нашего времени Александр Васильевич Свешников. Соратниками по учёбе в то время оказались Р. Щедрин, А. Флярковский и некоторые другие известные ныне музыканты. Хоровые навыки сыграли основополагающую роль в формировании Бойко как композитора. Это видно не только из списка его произведений, где львиную долю занимают сочинения для хора, но также из того, как это всё мастерски написано, как блистательно владеет автор искусством хорового письма.

Но пришло это не сразу. Поступив в Московскую консерваторию, Ростислав Григорьевич приложил все силы к тому, чтобы попасть в класс великого советского композитора Арама Ильича Хачатуряна. Юноша чувствовал, что для дальнейшего его композиторского пути необходима серьёзная теоретическая база. Прилежный и способный студент, Бойко быстро восполняет пробелы в знаниях и становится одним из самых любимых учеников Арама Ильича. В период обучения им было написано 7 крупных произведений для оркестра и для солирующих инструментов - например, "Соната для скрипки", посвящённая Хачатуряну, Сюита для кларнета, "Запорожская сечь" для оркестра - но в дальнейшем наиболее предпочитаемым направлением всё же стало хоровое творчество.

Ростислав Григорьевич Бойко - яркий представитель московской композиторской школы, творец, наделённый щедрой фантазией и неиссякаемой энергией. Диапазон его творческих устремлений простирается от небольшой миниатюры до масштабных симфонических и вокально-симфонических полотен. Пожалуй, трудно даже перечислить всё, созданное автором, но назвать главное необходимо. Это оратория "Василий Тёркин" на сюжет знаменитой поэмы А. Твардовского, кантата "Птица-тройка" (по Н. Гоголю), поэма-кантата "Вятские песни" для баса, хора и оркестра народных инструментов, где композитор использует подлинные фольклорные свадебные мелодии, хоровая симфония "1917 год" для двух солистов, смешанного хора и ударных инструментов на стихи В. Маяковского и Э. Багрицкого, вокально-хореографическая сюита "От Волги до Карпат", песни для русского народного хора, детские хоры (а сареllа и с фортепиано). Добавим к данному перечню значительные вокальные циклы на стихи А. Исаакяна, С. Есенина, Г. Гейне, А. Пушкина и разнообразные камерные произведения для скрипки, виолончели, кларнета, фортепиано и других составов.

Если попытаться коротко и обобщённо определить главное в творчестве Бойко, то это, пожалуй, будет любовь к Родине. В своей музыке, отмеченной широкой напевностью, ритмической и жанровой характерностью, он всегда опирается на русскую песню, работает с этим драгоценным материалом, требующим от композитора любви, уважения и хорошего вкуса. В большинстве случаев автор не цитирует фольклор, а строит на основе типичных интонаций и ритмических структур, характерных для той или иной народности, свою самостоятельную мелодию.

Хоровая музыка

Любовь к Родине, родной природе, русской классической и народной поэзии - все это переплавилось в хоровой музыке Бойко. Пушкин, Лермонтов, Фет, Тютчев, Есенин, Блок. Прежде всего, конечно, Пушкина. К поэзии Пушкина Бойко обратился случайно, хотя любил его может быть больше всех остальных поэтов.

Однажды композитора попросили сделать переложение известного хора В.Г. Шебалина «Зимняя дорога» для исполнения детьми, однако эта задача показалась Р. Бойко по отношению к превосходному сочинению Шебалина невыполнимо и Бойко написал свой собственный хор, положив этим начало циклу «пушкинских» хоров («Зимнее утро», «Узник», «Осень», «Туча», «Пробуждение», «Зимняя дорога», «Возрождение» и других). Хоровые произведения Бойко являются образцовыми по простоте и точности попадания в цель: композитор прекрасно знает хороведение и умеет малыми средствами достигать больших результатов. Неоднократно обращался Ростислав Григорьевич к поэзии Есенина. Его хоры, песни и романсы на стихи замечательного русского поэта говорят о тонком проникновении в его образную сферу. Некоторые из них - «Утро», «Ты запой мне ту песню», «Вечером синим», « Серебряный ветер», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!», «Серебряный ветер». Хоры без сопровождения Бойко привлекают своей нарядностью мастерством подголосочного письма, применением разнообразных приёмов хоровой техники, владением выразительной пластикой мелодических линий, колористической изобразительностью, использованием поразительного богатства звучания человеческого голоса. Тяга автора к постижению основ народного творчества приобщает его мелодиям гибкость, напевность, тесную связь со стихом. Хоры Бойко легко интонируются и так же легко воспринимаются. Также Ростиславом Григорьевичем был написан цикл хоров без сопровождения на стихи поэтов мира о Ленине. Хоровые песни Бойко очень точно следуют движению сюжета, его драматургии. Это настоящие сценки, где композитор всегда прицельно выбирает действующий персонаж - мужскую и женскую группу хора, солиста или солистку. Композитору никогда не бывает тесно в рамках стихотворения. Лаконизм и экономность письма - очень характерные свойства его творческой манеры.

Одним из самых «хрестоматийных» хоров Бойко стали «Вологодские кружева» (на стихи Ларисы Васильевой). Разнообразие ритмического рисунка, красочная смена ладов, а главное, красивая выразительная мелодия принесли произведению заслуженную популярность.

Ростислав Бойко подметил новые черты современного народного хора и написал для него ряд интересных произведений. В них автор создал широкую панораму нашей жизни. Здесь лирические песни о Родине, о вдохновенном труде людей: «Мы на своей земле живём» (ст. В. Кузнецова), «Выйду в поле» (ст. И. Дремова), «Пели две подруги» (ст. М. Исаковского), «Весна-весняночка» (ст. Е. Карасева); песни о Великой Отечественной войне - «Шли вперед солдаты» (ст. И. Дремова), «Гармонь» (ст. А. Твардовского); шуточные песни «Ермошка и гармошка» (ст.В.Кузнецова), «Трёхструночка задорная» (ст. Г. Георгиева и В. Бурыгина), «Фекла и свекла» (ст. И. Дремова); любовные страдания. Песни Бойко отличаются истинной народностью - простатой и доступностью музыкального языка, значительностью мыслей и искренностью чувств. Тонкая мелодическая пластика и яркий гармонический дар композитора, напоенные живительными соками народной музыки, отражают наиболее прогрессивные устремления советского искусства. ет, Тютчев, Есенин, Блок. Прежде всего, конечно, Есенин.