logo
Интерьерная живопись

1. ПОНЯТИЕ ИНТЕРЬЕРНОЙ ЖИВОПИСИ

  • Интерьеры жилых и общественных зданий существенно отличаются друг от друга, оформление и архитектурные черты их различны. Театральный интерьер по всем показателям уютнее внутреннего вида заводского цеха. «Представьте себе цех металлургического завода. Здесь в ряд стоят огнедышащие мартены, нижняя часть интерьера погружена в полумрак, вверху - огромная плоскость стекла, пропускающего дневной свет. Пол цеха сложен из больших темных плит. По рельсам движутся многотонные краны. Серебристо-сизая дымка висит в гигантском здании, сквозь нее неясно светится отдаленный проем больших ворот. Рядом с оранжевым огнем печей свет кажется лиловым. Этот интерьер привлекает художника строгой красотой, созданной человеком» Горелов, Р.Г. Рисунок и живопись интерьера [Текст] / Р.Г. Горелов. - М.: Искусство, 1978. - С.44. .
  • Выразительными особенностями обладает интерьер станций метрополитена, включая путевые тоннели и перегоны, где может быть развернута композиция, изображающая труд метростроевцев и метрополитеновцев. Интерьер жилой комнаты очень много расскажет о человеке, который здесь живет, о его вкусах, привычках, о его материальном положении и о его положении в обществе.
  • В жанре интерьера работали художники разных времен и народов. Благодаря произведениям изобразительного искусства мы знаем, как выглядели деревенские и церковные, дворцовые и учебные, жилые и казенные интерьеры. Во многих произведениях русской реалистической школы запечатлены комнаты писателей, ученых, общественных деятелей. Здесь можно назвать работы А.Г. Венецианова и его учеников, интерьер в портрете Н.А. Некрасова, И.Н. Крамского, «Комнате под сводами» И.Е. Репина, где Л.Н. Толстой изображен в рабочей обстановке. В картине Репина «Не ждали» мы видим интерьер, типичный для быта передовой интеллигенции 80-х годов прошлого века.
  • Рассматривая композиционные особенности интерьера, следует, прежде всего, сказать о том, что произведения данного жанра в его чистом виде или с фигурами портретного характера строятся на основе всеобщих законов композиционного творчества. Отметим основные особенности композиции и композиционной разработки интерьера.
  • Во-первых, в отличие от натюрморта здесь строже соблюдаются правила линейной и воздушной перспективы, дисциплинирующей рисовальщика.
  • Во-вторых, внутренний вид того или иного помещения в отличие от натюрморта содержит большее количество предметов, расположенных на разных уровнях, на значительном расстоянии друг от друга, на горизонтальной плоскости пола и вертикальных поверхностях стен (картины, зеркала, мебель и т.п.).
  • В-третьих, интерьерная живопись испытывает на себе давление архитектуры, замкнутого пространства, лимитированного строгим каркасом, кубатурой Шорохов, В.Е. Основы композиции: учеб. пособие [Текст] / В.Е. Шорохов. М.: Просвещение, 1979. - С.130. .
  • Опираясь на эти особенности, художник решает собственные задачи: делает наброски, эскизы, меняя угол зрения в поисках наиболее выразительного фрагмента интерьера, определяет композиционно-смысловой центр, подчиняющий себе предметы обстановки. На композицию интерьера большое влияние оказывают перспективные сокращения, конструкция предметов и архитектуры. Параллельно с уточнением линейной композиции ведется работа над ее тональным решением, с учетом световых условий прорабатываются светотеневые и живописные контрасты. Таким образом, композиционные особенности интерьера в его чистом виде или с фигурами портретного характера строятся на основе всеобщих законов композиционного творчества.