logo
"История украинской культуры" как наука и учебная дисциплина

1. Возникновение понятия «культура» и его современное значение

Слово культура (лат. сultura), первоначально означало «возделывание, обработку, улучшение» и было связано с культивированием земли. Впервые смысловое значение этого термина соотнес с формированием духовного мира человека римский философ М. Т. Цицерон в 45 г. до н.э. До этого времени в античной культуре применялось другое понятие - пайдейя, означавшее воспитание, обучение, образование, формирование гражданских навыков.

В эпоху Средневековья (V-XIII вв.) культура начала осознаваться не как воспитание меры, гармонии и порядка, а как преодоление ограниченности и культивирование духовности личности.

С эпохи Возрождения (XIV - н. XVII вв.), в качестве главного творца культуры рассматривался сам человек - как деятельная, свободная, творческая личность, равная Богу.

В эпоху Нового времени (XVII в.), сформировалась новая рационалистическая трактовка культуры. Убеждение, что она является особым способом и формой человеческого существования, нашло отражение в трудах немецкого правоведа С. Пуффендорфа. Он рассматривал культу-ру не только как процесс усовершенствования, но и как степень развития человека и общества.

В качестве научного термина, слово «культура» стало употребляться с XVIIІ в. - века «Просвещения», когда возникла потребность в специальном понятии, отражавшем способности человека, его разума и духовного мира.

Однако если первоначально представление о культуре формиро-валось в ее противопоставлении природным началам, то затем оно до-полнилось понятием о ней как о динамической, развивающейся сущности.

Благодаря накопленному значительному теоретическому знанию XIX - н. XX вв. возникла необходимость в выделении самостоятельной науки о культуре - «Культурологии». Название было предложено американским антропологом Л. Уайтом.

Фрмирование украинской культурологической мысли было связано с украинским философом Г. Сковородой, который впервые поста-вил вопрос о культуре как самостоятельном, независимом от природы, символическом мире. Применяя своеобразный символически-философский стиль мышления и, связав сердце с «внутренним» человеком, Сковорода заложил традиции национальной «философии сердца» (кардио-софии). Его учение получило дальнейшее развитие в Кирило-Мефо-дьевском братстве, и в частности, в творчестве П. Кулиша. Продолжил традиции «философии сердца» П. Юркевич. Для него сердце было не только центром человеческой духовности, но и главным основанием человеческой природы, условием существования человека как средо-точия божественного и земного.

Весомыми достижениями для культурологического знания стали исследования нескольких поколений известных украинских историков, этнологов, языковедов, антропологов - Н. Костомарова, И. Нечуй-Левиц-кого, Д. Багалея, И. Крипъякевича, М. Максимовича, В. Антоно-вича, М. Драгоманова, М. Дашкевича, М. Грушевского, А. Потеб-ни, И. Огиенко. Понять специфику украинской души давало возмож-ность литературное творчество Т. Шевченко, И. Котляревского, И. Франка, Леси Украинки, Н. Гоголя и многих других.

В современной украинской культурологи продолжают тради-ции М. Попович, С. Крымский, В. Скуратовский, О. Забуж-ко.

Многообразие культурологических концепций доказывает, что проблема сущности культуры и закономерностей ее развития не является до конца изученной и будет требовать постоянных творческих усилий для своего осмысления.