2. Структура и основные функции культуры
В настоящее время понятие «культура» насчитывает более 500 определений. Специалисты по теории культуры А. Кребер и К Клакхон проанализировали и сгруппировали их следующим образом:
а) описательные;
б) исторические;
в) нормативные;
г) ценностные;
д) структурные;
е) символические;
ж) идеологические;
з) психологические.
Такое многообразие перечисленных групп определений подтвержда-ет тот факт, что культура является сложным общественным феноменом. Она влияет на труд, быт, досуг, менталитет, образ жизни как всего общества в целом, так и отдельной личности. Развитие культуры тесно связано с прогрессом человечества, его перспективами. Усвоение куль-туры - важный залог человеческой цивилизации, сохранение общечело-веческих ценностей. Таким образом, культуру можно рассматривать как совокупность достижений в обществе в результате материального и духовного развития.
Культуру как целостную систему принято делить (условно) на две формы: материальную и духовную.
Материальная культура охватывает всю сферу материально-производственной деятельности человека и ее результаты: орудия труда, жилище, предметы повседневного обихода, одежду, средства транспорта и т. п.
Духовная культура складывается из ценностного переосмысления всей совокупности полученных человеком знаний, общепринятых вкусов и приоритетов, и использует для этого все формы общественного сознания: философию, науку, мораль, право, искусство. Особая роль духовной культуры состоит в том, что она пробуждает в человеке личность.
К структурным элементам духовной культуры традиционно относят:
интеллектуальные (наука, образование);
эстетические (искусство и литература);
этические (мораль);
социальные (речь, быт, обычаи, право, политика);
религиозные.
Результаты различных видов деятельности человека, получивших высокое общественное признание, переходят в разряд духовных ценностей. Их принято квалифицировать по двум основным признакам: содержанию и степени распространения. По содержанию они соответ-ствуют трем основным направлениям: науке, нравственности и искусству.
Научные ценности - это проверенные практикой человеческие знания, наиболее объективные и устойчивые во времени.
Нравственные ценности отражаются в нормах, правилах, поступ-ках, обычаях, законах и направлены на усовершенствование человечес-ких отношений.
Художественные ценности воплощаются в искусстве и отражают посредством творчества социальные устремления и идеалы.
В соответствии с носителями, выделяют мировую и национальную культуры.
Мировая культура - это синтез лучших достижений всех нацио-нальных культур различных народов, населяющих нашу планету.
Национальная культура представляет собой достояние культур различных социальных слоев и прослоек населения каждого отдельного общества. Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и в материальной (традиции производства, труда, ведения хозяйства сферах жизни и деятельности народа). Каждый народ, создавая собственную национальную культуру, вносит вклад в мировую культуру. В результате диалога и общения происходит взаимное культурное обогащение.
Научно-технический прогресс, развитие международных отношений, экономическая интеграция стали факторами, которые влияют на интернационализацию культуры. Они побуждают к усилению и углублению взаимодействия и взаимопроникновения культур, к развитию интеграционных процессов в этой сфере, но и порождают разнообразные противоречия, поскольку характер и последствия процесса взаимодействия культур во многом зависят от социальных условий. Взаимопроникновение и обособление, связи и противопоставления - вот диалектика современного культурного процесса.
В условиях развития независимой Украины одним из основных направлений государственной политики является национальное возрождение украинского народа, всестороннее развитие его культуры, усвоение лучших традиций историко-культурного прошлого, его цен-ностей, воспитание на этих принципах молодого поколения.
Виды культуры: массовая, элитарная, субкультура, контркультура.
Массовая культура - порождение технического прогресса ХХ в. Ее синонимами являются популярная культура, индустрия развлечений, коммерческая культура.
Элитарная культура (от фр. Elite - отборное, выбранное, лучшее) - это субкультура привилегированных групп общества, характеризующаяся закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Ее можно рассматривать как главный механизм разрушения сложившихся стереотипов, так как она целенаправленно противостоит культуре большинства.
Различают политические и культурные элиты.
Субкультура - это культура автономных социальных групп внутри господствующей культуры. Они обладают собственными ценностями, обычаями, нормами. Являясь закрытыми образованиями, они не претен-дуют на то, чтобы заместить собою господствующую культуру.
Контркультура - это зачастую, резкое неприятие или критическое отношение к общепризнанной культуре. Однако не следует контркультуру воспринимать только с негативной точки зрения, как проявление бунтар-ства со стороны отдельных социальных групп (битники, хиппи, эму, скинхеды и др.).
Распад старых форм жизни и появление новых ценностных ориентиров приводит к интенсивному брожению. В данном случае контр-культуру можно рассматривать как механизм культурных новаций. Примерами могут служить: движение киников в античности и движение романтиков в конце просветительской эпохи, возникновение христианства в языческом сознании.
Являясь неотъемлемым атрибутом существования человека, культура охватывает все виды человеческой деятельности. Ни одна сфера жизни: экономика и политика, семья и образование, досуг и спорт, искусство и нравственность - не возможны вне культуры.
Будучи сложной и многоуровневой структурой, культура проявляется в следующих функциях:
1. Информативная (исторической преемственности). Ее зада-ча заключается в передаче социального опыта от поколения к поколению в пространстве и времени.
2. Познавательная (гносеологическая) направлена на система-тизацию знаний, познание мира и человека в нем.
3. Нормативная (регулятивная) выступает как система норм, определяет выбор ценностей, поддерживает социальное равновесие. Регулятивная функция культуры опирается на мораль и право.
4. Ценностная (аксиологическая) отражает качественное состоя-ние культуры. Критериями оценки выступают нравственность и интеллект.
5. Знаковая (семиотическая). В результате изучения существу-ющих знаковых систем: письменности, языка, традиций, обрядов происхо-дит овладение достижениями культуры.
6. Человекотворческая (социализации). Главной ее целью явля-ется формирование всесторонне развитой личности. С этой функцией тесно связана воспитательная.