logo
Исследование чувственно-явленной сущности произведения "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года" Франсиско Гойи

ВВЕДЕНИЕ

Объект исследования

Произведение изобразительного искусства "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года" Франсиско Хосе де Гойи-и-Лусьентес, 1814 г., холст, масло; 268x347; Музей Прадо, Мадрид (Испания).

Предмет исследования

Чувственно-явленная сущность живописного произведения "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года", 1814 г., Франсиско Гойи.

Степень изученности объекта и предмета исследования

Исследовательская литература, посвященная предмету и объекту исследования, а также творчеству мастера и художественной эпохи, в которой было создано предложенное произведение, следует методам и стандартам истории искусства. Живописная картина "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года" (прил. А) изучается большинством исследователей в контексте творчества мастера, а творчество Франсиско Гойи рассматривается с опорой на биографию мастера и актуально-историческую ситуацию.

Стоит отметить, что объект и предмет исследования в большинстве случаев не анализируется как самостоятельное произведение, а рассматривается в паре с живописной картиной "Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде", которое является предшествующим к произведению "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года".

· Степень изученности живописного произведения "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года"

Исследования живописного произведения "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года", является необходимым по той причине, что литература, посвященная рассмотрению предложенного произведения, позволят рассмотреть подход исследователей к произведению с разных точек зрения, и выявить аспекты, которые не были затронуты авторами. Исследовательские монографии, в большинстве случаев затрагивают аспекты именно предмета исследования, и в меньшей степени объекта. Авторы в основном опираются на произведение, как репрезентант творчества автора, и актуально-исторической ситуации.

Исследовательская литература во многом раскрывшая аспекты особенностей техники исполнения, определенных композиционных принципов, и методов живописания "Расстрела Повстанцев", это монографии таких авторов как И. М. Левина [37], Ричард Шикель [50], Г. В. Дятлева, К. А. Ляхова [31], посвященные творчеству художника.

"Гойя" исследовательский труд И. М. Левиной [37], является наиболее интересным, так как именно в нем автору удалось раскрыть следующие аспекты произведения: особенности техники живописания мастера, композиционные принципы. Для техники характерна динамичность мазка, разные способы нанесения - не только кистями, но и ножом, пальцами. Композиция произведения характеризуется "непродуманностью". Технические и композиционные принципы в момент создания "Расстрела повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года", достигли наивысшего результата. Автор также обращает внимание на то, что Гойя "сам любил говорить, что знал трех учителей - "природу, Веласкеса и Рембрандта"", этот факт позволяет проанализировать технические и композиционные приемы, которыми пользовались Веласкес и Рембрандт, и экстраполировать их на живописную манеру Франсиско Гойи, который считал себя их наследниками.

В альбомах "Прадо" [14, 15], посвященных истории музея, и живописным произведениям, которые хранятся в музеи, живописная картина "Расстрел повстанцев" рассматривается как объект исследования. В данных альбомах, а также на официальном сайте музея Прадо [55] дано подробное описание габаритных характеристик произведения-вещи, описание места расположения объекта исследования, хронологическое описание смены экспозиций, реставрационных работ, которые проводились с объектом исследования.

Живописное произведение "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года", в большинстве исследовательской литературы рассматривается в паре с картиной "Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде". Оба эти произведения, определяются актуально-исторической ситуацией, как главным аспектом их содержания. Стоит отметить, если произведение "Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде", исследователи считают лишь репрезентантом исторического жанра, когда картину "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года" рассматривают не только с точки зрения актуально-исторической ситуации, но и выходят на более глубокий уровень идейного содержания.

Важными исследовательскими подходами к предмету исследования являются монографии Фредерико Дзери [30], Жан-Луи Феррье [48], Симоне Феррари [22], которые более полно раскрыли художественную идею произведения - с точки зрения как актуально-исторической ситуации, так и в общечеловеческом контексте.

"История живописи от Ренессанса" Жан-Луи Феррье [48] под заголовком "Воспоминание о героизме" рассматривает гравюры "Бедствия войны" и два парных произведения "Восстание 2 мая в Пуэрто-дель-Соль" и "Расстрел 3 мая 1808 года". Автор затрагивает следующие аспекты произведения: исторический, героический, общечеловеческий - универсальное произведение на все времена. Картина "Расстрел повстанцев" является документом военной хроники Испании во времена военных действий Наполеона I. Если картина "Восстание", по мнению автора, более "привязана к конкретному историческому событию", то произведение "Расстрел" рассматривается как универсальное произведение, которое можно отнести "к любым - временам, войне, преступлению, человеческой борьбе со своими демонами". Автор подчеркивает, что в "Расстреле" рушатся основы исторического жанра, в произведении трагический смысл жизни обнажен до крайней степени, картину можно считать "провидческой", - так говорит автор. Наиболее выделен аспект проявления героизма, картина как гимн сопротивления народа угнетению.

"Шедевры живописи. Сто великих мастеров от Джотто до Гойи" Симоне Феррари [22]. Симоне Феррари, как один из лучших исследователей образов войны, характеризует произведение "Расстрел повстанцев" как "явление современной живописи", т. е. затрагивает аспект актуальности произведения и по сей день. Гойи удалось "пролить свет" на понимание революционной эпохи, которая продолжается до сегодняшнего дня "непрерывной серией катастроф".

Большинство же исследователей: Л. Бурмистрова [29], В. Ситникова [21], опираются в основном на тот фактор, что произведение "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года", репрезентирует факт в испанской истории - расстрел испанцев, принявших участие в восстании 2 мая 1808 года. А также анализируют произведение, как репрезентант одного из этапов творческого пути Франсиско Гойи.

· Степень изученности творчества Франсиско Гойи

Благодаря рассмотрению степени изученности творчества Франсиско Гойи появляется возможность анализа предложенного произведения как репрезентанта творчества, и отсюда определение творчества Гойи в своей целостности. Изучение творчества художника позволяет выяснить традиции, которые наследует мастер, его художественное образование, стилевую принадлежность, также биографические особенности личности мастера и экстраполировать эти факты на предложенное произведение "Расстрел повстанцев", эти факты во многом могут содействовать познанию идеи произведения.

Изучение творчества великого испанского художника Франсиско Гойи началось еще в XX веке, продолжается и сегодня. На сегодняшний день существует огромное количество исследовательской литературы посвященной биографическим сведениям, творческому пути Франсиско Гойи. Все современные исследования, во многом перекликаются, поэтому необходимо выделить несколько базовых и наиболее полных монографий:

"Гойя в искусстве романтической эпохи" В.Н. Прокофьев [43] эта монография во многом подводит итог исследований посвященных творчеству художника, которые были сделаны в XX веке. Главным аспектом изучения является то, что автор рассматривает творческий путь Франсиско в контексте романтической эпохи, а период, в который было создано произведение, считает наиболее "романтическим". Так как именно в этом произведении художнику удалось воплотить те мировоззренческие особенности, которые присуще романтизму. В. Н. Прокофьев проводит глубокое исследование произведений созданных в этот период, под влиянием военных событий связанных с Наполеоном и освободительных испанских движений, исследователем представляется разноаспектное рассмотрение произведений, написанных в революционно-рубежный этап, в частности объекта и предмета исследования (затрагиваются аспекты жанровой специфики, композиционные и технические приемы, актуально-исторический аспект и др.). "Расстрел повстанцев" автор изучает в паре с "Восстанием на Пуэрта дель Соль" и подчеркивает возможность определения одного произведения, через другое.

Во-первых, автором анализируется жанровая специфика произведений. Главным, в интересующий автора период становится народный жанр - резко трансформировавшийся и переплетшийся с историческим жанром. Во-вторых, композиционные и технические приемы исполнения у Гойи являются новаторскими. Техника в этот период становится "экспрессивно-живописная", в ней в буквальном смысле слова, "становление формы происходит на глазах зрителя. При этой динамике", В. Н. Прокофьев подчеркивает "собранность и точность выражения", особенно в "Расстреле". С точки зрения актуально-исторической ситуации автор рассматривает произведения, в которых художнику удалось "снять с войны и с человека на войне их парадные одеяния - тот верхний, официально-исторический, реляционно-результативный слой, под которым скрыта ничем не прикрашенная реальность общественного санкционированного, более или менее организованного человекоубийства" [43, с. 98]. Автор подводит логический итог - в искусстве Гойи "высокая история максимально очеловечилась, конкретизировалась и проникла прямым переживанием участи каждого человека, человека из мяса и костей". Соотнося творчество Гойи и все его произведения с романтической эпохой, качественными характеристиками которой являются идеи всеохватывающего действия исторического процесса, стимулирующегося энергией человеческих стремлений, процесса в котором живые люди вступают "одновременно и как движущие силы, и как "движимые" жертвы процесса" [43, с. 99]. За счет этого человек рассматривается не как человек-гражданин, а как конечное существо стремящиеся выйти и преодолеть границы материальности.

В. Н. Прокофьеву удалость рассмотреть объект и предмет исследования с разных точек зрения. Техника исполнения, композиционные принципы, жанровая и сюжетная принадлежность, актуально-исторический, общечеловеческий, и всеобщий - бытийный аспекты, раскрытые автором всецело могут быть включены в контекст романтической эпохи.

"Гойя" монография Фреда Лихта [38] современного известного искусствоведа, куратора Музея Пеги Гуггенхайм в Венеции, также является важнейшей в изучении творчества художника. Наиболее важной автору представляется актуальная тема XX века - отчаяние человека, именно с этого аспекта рассматривается творчество в целом, объект и предмет исследования конкретно. Автор подтверждает свою концепцию интерпретация творчества Гойи через призму современного восприятия, и волнующую его тему отчаяния на примере произведения "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года". Фред Лихт раскрывает разные аспекты произведения - сравнение творчества Гойи с Жак Луи Давидом, позволяет выделить особенные черты картины "Расстрел повстанцев": национальность, как в идейном содержании, так в техники исполнения, композиционных принципах. Также автором определяется "позиция зрителя" по отношению к произведению, жанровая специфика и др.

Анализ живописных и идейных принципов "Расстрела", происходит на контрасте с рассмотрением творчества Давида, а в частности его картины "Смерть Марата". Если Давид искренне верит в "человека судьбы", и рассматривает насилие и кровопролитие как залог будущего счастья, то для Гойи исторические факторы не символы славного будущего, к которому стремится человек, в данном случае жестокость поступков, смертоубийство не оправдывается идейным значением содеянного. Все композиционные и технические принципы в картине "Расстрел", направлены на раскрытие этой идеи. Фред Лихт подводит этот итог, во многом благодаря тому, что Гойя был испанским художником, так как предпочтение "неприкрашенного" взгляда на смерть является проявлением особенной манеры испанского искусства. Главным достижением исследования Лиха, является то, что он определяет позицию зрителя в общении с живописным полотном. Автор подводит некое логическое заключение, что все композиционные изыски, светотеневые особенности (Гойя использовал те же приемы, что и Караваджо, но изменил, традиционные сочетания света и тени) позволяют зрителю сосредоточиться на кульминационном моменте столкновение палачей и жертв. Произведение "просит" зрителя заявить о собственной позиции, кто не идет в процессии приговоренных, тот стоит среди палачей. Исследователем определяется жанровая специфика - Фред Лихт проводит аналогии "Расстрела" с религиозными жанрами "мученичества Святого", и "Распятия".

Большинство других исследователей определяют творчество Гойи в контексте, одного или нескольких стилей. Так, Р. Шикель [50] и другие исследователи, рассматривает творчество Гойи в русле реализма - моментальный отклик Гойи на происходящие события, никакой идеализации, представление смерти такой, какая она есть. Все эти факты обозначены в произведении "Расстрел повстанцев". Также Гойю определяют как романтика - т. к. именно его на протяжении всего творческого пути интересовала тема человека, его судьбы и участи. В биографических книгах таких авторов как Седова Т., Сидоров А. и др. исследователи подчеркивают постоянное желание художника наставить человека на правильный путь, и делает это Гойя, благодаря своим офортам, и живописным картинам.

"Я - Гойя", юбилейное издание И. Н. Зориной [34], публикует письма Франсиско Гойи другу Мартину Сапатеру, сыну, официальным лицам, а также определенные документальные справки. Биографические особенности во многом помогают раскрыть некоторые аспекты произведения - например, следует отметить, что Гойя по собственному желанию обратился к регентам с предложением "увековечить средствами живописи самые главные и героические деяния и сцены нашего восстания против тирана Европы". Этот факт во многом определяет позицию художника, его желания раскрыть в произведение мировоззренческие и идеологические взгляды как эпохи, так и художника в частности - т. е. Гойя хотел показать и доказать ни к чему не приводящее желание войны и человеческих смертей, во имя "неясной цели". Тот факт, что произведения должны были быть изготовлены в короткий срок, во многом определяют характер экспрессивной техники, которую применил мастер.

Монография "Веласкес - Гойя " Хосе Ортега-и-Гассет [41]. Автор является философом, и его подход к рассмотрению творчества двух мастеров не традиционен. Хосе Ортега-и-Гассет пытается осмыслить произведения созданные Гойей с точки зрения репрезентации философских взглядов художника. Автор пишет о мастере: "отображаемые им объекты, предметы или люди - не вызывают в нем особого интереса…Его интерес как бы однобок: он создает их лишь потому что, с общечеловеческой точки зрения, они несут отрицательный заряд" [41, с. 251]. Философ пытается раскрыть принципы, которыми руководствовался художник при написании своих произведений. Тем самым, тема, сюжет, и все изобразительные средства в произведении "Расстрел повстанцев" были направлены на раскрытие общечеловеческого аспекта, который несет отрицательный заряд. Становится понятным, для чего художник выбирает именно это историческое событие, которое является "отрицательным" в наибольшей степени - это убийство людей, Гойя использует реалистическую живопись, которая обострена до предела, дабы всеми этими методами попытаться "достучаться" до зрителя, "встряхнуть" его и обратить его внимание. "Отрицательное", с общечеловеческой точки зрения, направлено на восстановление "положительного" в каждом зрители. Важным также является то, что Хосе Ортега-и-Гассет пытается понять творчество Гойи в своей целостности, он ищет в каждом произведении те черты, которые позволяют понять общий смысл всего творчества, отсюда произведение "Расстрел повстанцев" следует считать репрезентантом творчества Гойи в целом.

Таким образом, произведение "Расстрел повстанцев" можно определить как репрезентативное, так как все аспекты идейного содержания, техника исполнения применимы ко всему творчеству Франсиско Гойи. И тем самым, появляется возможность оценивать произведение не только как репрезентант творчества, но и художественной эпохи в целом.

· Степень изученности художественной эпохи

Исследовательская литература, посвященная художественной эпохи, необходима для того, чтобы появилась возможность включить предложенное произведение в контекст развития истории искусств, и определить стилевую направленность произведения, и выяснить традиции, которые наследует мастер, соответственно которые отображаются в объекте и предмете исследования.

Художественная эпоха, в которой была создана живописная картина "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года", изучена исследователями с аспектов рассмотрения политической, экономической, культурной и идеологической ситуации, как Испании, так и Западной Европы.

"Всеобщая история искусств" И. Д. Колпинский и Н. В. Яворский [12], рассматривают художественную эпоху в искусстве Испании XVIII, XIX вв., как неоднозначную. Сложная политическая ситуация, распространение идей Просвещения, революционные течения, все эти взгляды и обстоятельства повлияли и на развития искусства, и мировоззрение людей. Эти актуально-исторические события и стали причиной написания полотна "Расстрел повстанцев",- реальный факт истории, но при этом это своеобразная рефлексия Гойи над происходящим в стране, и интерпретация этого события через призму общечеловеческой морали.

"Основы истории искусств" Х. В. Янсон [52], Татьяна Каптерева и другие также представляют несколько размытые стилевые границы художественной эпохи XVIII-XIX вв. в Испании, при этом определяется некоторая самобытность культуры и искусства Пиренейского полуострова. Если рассматривать в рамках художественной эпохи конкретно живопись, то авторы прослеживают достаточно стабильную и спокойную линию развития испанской живописи первой половины XVIII века, но вторая половина ознаменована лишь творчеством Франсиско Гойи, которое "вспыхнуло" в середине века, как уникальное и самобытное на фоне культурной ситуации той эпохи. Национальные испанские истоки манеры художника, прочитываются в каждой картине Гойи. Известная испанская традиция - "неприкрытого взгляда на смерть", в полной мере используются художником в своих работах, а особенно в "Расстреле повстанцев"

Исследования, посвященные художественной эпохи многообразны, они открывают актуально-историческую ситуацию, идеологические взгляды, культурное и художественное мировоззрение, благодаря этому, появляется возможность изучения объекта и предмета исследования, как репрезентанта конкретной художественной эпохи.

Подход к исследованию художественной эпохи, в которой было создано произведение, творчеству Франсиско Гойи, и конкретно предложенному произведению "Расстрел повстанцев" достаточно разносторонний, но при этом во многом однобокий - это следует из того, что большинство исследований схожи между собой. Можно выделить несколько важных, в некоторой мере, базовых монографий, в которых все затронутые блоки исследовательской литературы рассматриваются наиболее полно. Это монографии Ф. Н. Прокофьева и Фреда Лихта. В большинстве исследовательской литературы произведение "Расстрел повстанцев" рассматривается: либо с точки зрения изучения технических особенностей, композиционных принципов, и таким образом произведения является "представителем" того или иного этапа творчества; либо с аспекта раскрытия идейного содержания, при этом в основном, идейное содержание опирается на тот факт, что в произведении раскрывается актуально-историческая ситуация.

Исследовательская литература следует методам и стандартам истории искусства, т. к. произведение в ней, определяется рамками жанра, стиля, традиции, художественной эпохи, а не рассматривается как уникальное и самоценное.

Проблема исследования

Проблема исследования заключается в исследовании чувственно-явленной сущности живописного произведения "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года". Степень изученности объекта и предмета исследования недостаточна, так как рассмотрение предложенного произведения определяется узким, ограниченным подходом - изучение произведения либо в рамках художественной эпохи, либо в рамках стиля, традиций, или в контексте творчества художника.

В данном исследовании появляется возможность с помощью философско-искусствоведческого анализа, выявить чувственно-явленную сущности произведения "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года" по средствам определенного методологического подхода, и с помощью общенаучных методов. Проблематика рассмотрения произведения искусства заключается в пошаговом анализе - от объекта исследования, к предмету. Базой в выявлении чувственно-явленной сущности будет являться изучение живописной картины, как произведения-вещи. Этот факт позволяет определить произведение как уникальное и самоценное, где чувственно-явленная сущность способна раскрыть бытийные аспекты (актуально-историческую ситуацию, личность и творчество художника, мировоззрение и идеологические взгляды эпохи), а также благодаря познанию чувственно-явленной сущности, возможность произведения искусства репрезентировать определенный художественный стиль, традиции, и эпоху.

Актуальность исследования

С начала XX века исследователей все больше интересует феномен, имя, которому "Франсиско Гойя". На протяжении нескольких веков многие авторы посвящали свои монографии испанскому мастеру. Актуальность исследования состоит в том, что рассматривается мало изученный аспект, который по сей день, не был представлен во всей своей многогранности - это изучение живописной картины как произведения-вещи, и рассмотрение его чувственно-явленной сущности.

Важность исследования заключается в том, что в качестве выявления специфики произведения "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года" Франсиско Гойи используется философско-искусствоведческий анализ (методологический подход и использование общенаучных методов), который позволяет рассмотреть не только объект, но и предмет исследования, т. е. идейное содержание.

Исследование чувственно-явленной сущности предложенной живописной картины позволяет выйти за рамки репрезентативности произведения в контексте художественной эпохи XVIII-XIX вв., а предлагает возможность выявление общечеловеческого аспекта, который будет актуален во все времена.

Цель

Исследование чувственно-явленной сущности живописного произведения "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года", 1814 г., Франсиско Гойи.

Методология

1. Основные принципы теории рефлексии Г. В. Ф. Гегеля;

2. Концептуальные положения синтетической концепции идеального Д.В. Пивоварова;

3. Концептуальные положения современной теории изобразительного искусства;

4. Общенаучные эмпирические и теоретические методы познания: "наблюдение", "измерение", "формализация", "анализ", "синтез", "индукция", "дедукция", "аналогия", "идеализация", "экстраполяция".

Задачи исследования

Задачи исследования определяются поставленной целью - выявление чувственно-явленной сущности предложенного произведения. Достижение поставленной цели осуществляется поэтапно, где в первой главе решаются задачи по раскрытию художественной идеи:

1.1 Рассмотреть живописное произведение "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года", 1814 г., Франсиско Гойи, как произведение-вещь;

1.2 Проанализировать отдельных персонажей живописного произведения "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года", 1814 г., Франсиско Гойи;

1.3 Раскрыть суммативные отношения между отдельными персонажами живописного произведения "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года", 1814 г., Франсиско Гойи;

1.4 Определить интегральную систему отношений персонажей живописного произведения "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года", 1814 г., Франсиско Гойи.

Во второй главе необходимо определить диспозицию предложенного произведения в творчестве Франсиско Гойи:

2.1 Рассмотрение традиционной периодизации творчества Франсиско Гойи, с целью определение произведений репрезентантов творчества

2.2 Исследование произведений репрезентантов, определение их художественной идеи

2.3 Сравнительный анализ "Расстрела повстанцев" с произведениями репрезентантами

2.4 Диспозиция исследуемого произведения в творчестве художника

Предполагаемый результат

Раскрыть чувственно-явленную сущность живописного произведения "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года", 1814 г., Франсиско Гойи. Результат данного исследования может способствовать более глубокому изучению и постижению творчества художника, и особенности способа трактовки исторического сюжета в контексте уникальности художественного языка Франсиско Гойи, а также более детальному познанию специфичности актуально-исторической ситуации, в которой было создано произведение. Результат исследования является актуальным для изучения истории искусств, так как позволяет проанализировать особенности исторического жанра, и аспекты его изменения с ходом не только Западноевропейской, но и мировой истории искусств. Главным же результатом является продемонстрировать обособленный от творческой личности репрезентативный потенциал произведения искусства, как возможного пути построения религиозного моста между человеком и Абсолютом.

Апробация

Полученные в рамках исследования результат философско-искусствоведческого анализа живописного произведения "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года" Франсиско Гойи потенциально может быть использован в области изучения, как всеобщей истории искусства, так в частности истории, философии и искусства Испании. Результат исследования предположительно может быть использован в разработке курса лекций, статей, посвященных искусству Испании XVIII-XIX вв., и в частности творчеству Франсиско Гойи.

Кроме того, раскрытая чувственно-явленная сущность произведения искусства, выявляющая определенные общечеловеческие принципы потенциально может быть применима в таких науках как философия и психология, так как данное произведение искусства воплощает определенные мировоззренческие, философские взгляды на человеческую сущность. Результат исследования, применим в религиозном контексте - как и любое произведение искусства, данная живописная картина предоставляет человеку возможность построить религиозный мост к Абсолютному началу.