logo
К.А. Сомов. Культивирование галантного жанра

1.1 Биография художника Константина Сомова

Одной из занимательных и любопытных фигур конца XIX - начала XX века можно считать русского художника Константина Андреевича Сомова.

К. Сомов родился 30 ноября 1869 года в Санкт-Петербурге. Он происходит из культурной дворянской семьи. Его отец - Сомов Андрей Иванович - русский искусствовед и музейный работник Императорского Эрмитажа, ведавший картинной галерей и создавший ее научный каталог. Картинная галерея Эрмитажа, особенно работы "малых голландцев", были для Сомовых чем-то "удивительно близким", почти домашним. Начал рисовать очень рано, и отец трепетно отслеживал развитие его дара, возлагая на него большие надежды. Юный художник, напротив, страдал неверием в себя, в свои способности. Его мать, Надежда Константиновна, занималась детьми, Константином и Анной, и была отличным музыкантом и широко образованным человеком. Она привила своим детям любовь к живописи, музыке, театру. С сестрой Анной у Константина Андреевича сложились очень теплые и хорошие отношения так, что разлучить их смогла только смерть художника.

В 1879 по 1888 гг. Сомов учился в Петербургской гимназии Карла Мая, где познакомился с кругом будущих художников «Мира искусства», из которых особенно он подружился с А.Н.Бенуа. Оптимистичный Бенуа благоприятно влиял на меланхолического, замкнутого, склонного к мучительным сомнениям Сомова. Бенуа стал первым восторженным ценителем его искусства, первым отметил "милость Божию" в его творческом даре, помог Сомову поверить в себя. В сентябре 1888 года поступает в Петербургскую Академию художеств. Окончил в 1892 году научный курс Академии и в октябре 1894 года начинает заниматься в мастерской Ильи Ефимовича Репина. Из «мирискуссников» Сомов единственный, кто закончил Академию художеств, проучившись в ней 6 лет. И, хотя обучение в мастерской Репина не прошло для него даром, все-таки его художественные вкусы формировались в другом направлении, в духе ретроспективных мечтаний его друзей.

В 1894 году впервые участвовал в выставке Общества русских акварелистов. Также художник принимал участие в петербургской Ученической выставке в Академии художеств и "Blanc et noir" . В сентябре 1897 г. Сомов едет в Париж, где останется до лета 1898 г. Пишет портреты А.И. Сомова и А.А. Михайловой, картины "Беседка", "В августе", "Конфиденции", "Радуга" и др. В октябре 1898 года участвует в выставке русских и финляндских художников. Второй раз едет Париж, где посещает мастерскую Коларосси, в которой будет заниматься два года. Пишет автопортрет, картины "Поэты", "В детской". В мае 1899 года художник участвует в первой выставке "Мира искусства". В 1899 г Сомов вернулся на родину и поселился в Петербурге. Здесь он занялся портретной живописью, создал портреты А. Бенуа, А. Остроумовой, художницы Е. Мартыновой (“Дама в голубом”, 1897 -- 1900).

Сомов принимал самое деятельное участие в оформлении журнала «Мир искусства», а также периодического издания «Художественные сокровища России» (1901--1907), издававшегося под редакцией А. Бенуа, создал иллюстрации к «Графу Нулину» А. Пушкина (1899), повестямН. Гоголя «Нос» и «Невский проспект» (1901), нарисовал обложки поэтических сборников К. Бальмонта «Жар-птица. Свирель славянина», В. Иванова «Cor Ardens», титульный лист книги А. Блока «Театр» и др.

К. Сомов экспонировал свои произведения на выставках “Мира искусства”, Союза русских художников, персональной выставке в Петербурге (1903), берлинском “Secession”, парижском “Salon dAutomne” (“Осенний салон”, 1906), чем приобрел широкую известность не только в России, но и в Европе. После Октябрьской революции, как и многие другие деятели искусства, Сомов испытывал бытовые трудности, не имея заказов на работу. Первая персональная выставка картин, эскизов и рисунков (162 работы) состоялась в Петербурге в 1903 году; в Гамбурге и Берлине в этом же году были показаны 95 произведений. В 1905 году начал сотрудничать в журнале «Золотое руно».

В декабре 1911 г. едет на а юг Франции, в Больё. Там он пробудет до апреля 1912 г. Пишет два варианта картины "Арлекин и дама".

Кумирами Сомова стали современные английские мастера: Прерафаэлиты, график Обри Бердслей и Джеймс Уистлер, основоположники стиля модерн и символизма. Вообще его эстетический кругозор был весьма обширен. Он был хорошо осведомлен в современном искусстве, часто путешествовал по Европе.

Мировая история искусств была для него открытой книгой для стилизации и творческой интерпретации. Любимыми мастерами прошлого для Сомова были художники французского рококо, особенно Ватто, Ларжильер, Фрагонар, голландские жанристы эпохи барокко - «малые голландцы». Из русских мастеров: художники школы Васнецова, и Федотов.

Наиболее яркое качество натуры Сомова - эстетизм, который проявлялся в изысканном стиле поведения, одежде, в коллекционировании. Он окружал себя драгоценными вещами: обстановка, картины, украшающие стены, кисти, краски - все должно было быть самого высокого достоинства. Такого рода любовь к "драгоценному материалу" соединялась у него с пристрастием к своеобразной "художественной кунсткамере". В Париже он вместе с Бенуа собирал старинные картинки, в которых встречались курьезы, нелепости и уродства.

Он любил неожиданность вымысла, смешные комбинации форм и цветов. Эти картинки часто становились материалом для стилизаций.

1.2 Особенности стиля живописи К.А. Сомова

Константин Сомов вошел в русское искусство как мастер очаровательных, забавных, но легковесных "пустячков" галантного жанра из жизни дам и кавалеров XVIII века. И хотя Сомов был также интереснейшим портретистом и автором прекрасных натурных пейзажей, все же личность его, которая рисуется нам по его письмам и дневникам, безусловно, шире и значительнее того жанра, который он столь решительно избрал. Таков один из глубоких парадоксов сомовского творчества.

Для Сомова в живописи важнейшим и наиболее ценным был "культ красоты", который ассоциировался с созерцательным отношением к миру и, прежде всего, к миру вещей. Он наблюдал мир из искусственно созданного им "прекрасного далека". Он лишь "любовался" этим миром, будучи тонким знатоком старины, человеком высокоразвитого вкуса.

Уже в мастерской И. Е. Репина Сомов проявил разные стороны своего таланта. Он рисовал очаровательных арлекинов и дам XVIII века среди искусственных боскетов, и в его маленьких изящных работах возникал любопытный мир прошлого.

Работая в различных техниках - масляной живописи, акварели, гуаши - Сомов был всегда педантичен в выборе материала, бумаги, красок. Стремится к совершенству исполнения, блеску мастерства. Отточенное графическое совершенство, которое давалось Сомову упорным трудом, соединялось у него с неповторимым чувством цвета. Пряность и острота "едкой, не выдыхающейся соли" цветовых сочетаний у него напоминает драгоценные средневековые миниатюры.

К. А. Сомов уделяет преимущественное внимание станковой живописи и графике. В его станковом искусстве предреволюционного десятилетия явственно преобладают два жанра -- портрет и историко-бытовые картины. Пейзаж, которым он раньше много занимался и в жанре которого в 1890-х и начале 1900-х годов им было создано немало превосходных работ, привлекает его все реже и реже. Можно сказать, что он теперь специализируется на двух указанных жанрах.

Сомов вошел в русское искусство как умный и тонкий портретист, внесший много нового в этот трудный жанр. Сомов создает новый тип портрета - ретроспективный. Своих современников он пишет в платьях ушедших эпох, на фоне старых парков. Типичная для "модерна" идея портрета-маски сочетается в его многочисленных портретных работах с точностью психологические характеристики модели ("Дама в голубом", 1897-1900, портрет А. А. Блока, графитный и цветной карандаш, гуашь, 1907, - оба в ГТГ).

Когда К. Сомов обращался к портретному жанру, в нем чувствовался ученик И. Е. Репина и достойный современник В. А. Серова. "Серия портретных работ Сомова, -- писал А. Н. Бенуа, - будет говорить о нашем времени такие же полные и верные слова, как говорят рисунки Гольбейна".

Известны многие портретные работы художника: портреты отца -- искусствоведа А. И. Сомова (1897, ГРМ), А. П. Остроумовой-Лебедевой (1901, ГРМ). А. Блока (1907, ГТГ), А. Кузмина (1909. ГТГ), М. Добужинского (1910, ГТГ), Е. Лансере (1907, ГТГ), В. Иванова (1909, ГТГ), В. Нувеля (1914, ГРМ) и другие.

От Репина у Сомова -- умение раскрыть остро индивидуальное, неповторимое в характере человека через жест, позу, мимику, но в интересе к внутреннему процессу жизни он ближе творчеству В. Серова.

Одной из вершин творчества в период «мирискуссничества» стал портрет художницы Е. М. Мартыновой ("Дама в голубом", 1897-1900), изображенной на фоне пейзажа с флейтистами, которая считается наиболее удачной. Он изобразил Е. М. Мартынову, одетую в старинное платье. Она стоит в простой естественной позе, держа в руке раскрытую книгу, на фоне старинного, стилизованного парка. Для создания нужного впечатления художник использовал приемы, применявшиеся русскими портретистами XVIII в. Среди прочих он с большим мастерством выполнил лессировку, благодаря чему смог добиться прозрачности цвета. Затем последовали и другие картины, на которых художник изображал своих современниц в старинных платьях: «Спящая женщина в синем платье», «Дама в розовом платье», «Эхо прошедшего времени», «Спящая молодая дама» (все -- в Третьяковской галерее, Москва).

Изображения кажутся реальными и понятными, и в то же время от них как бы исходит заряд тонкой чувственной атмосферы, в которой пребывают женщины. Для достижения этого Сомов сочетал большие плоскости локального колорита, тщательно прорабатывал детали лиц и костюмы моделей, вносил в композицию куски пленэрного пейзажа и т.д. Утонченность и надломленность, одухотворенность и поэтичность образа полностью соответствовали эстетическому кредо "мирискусников", воплощая гармонию мечты и реальности.

Напротив, сугубо реальны -- своей интеллектуальной энергией -- созданные им образы людей творчества (написанные в смешанной технике портреты поэтов А.А.Блока, М.А.Кузмина, В. И. Иванова, ), художников Е. Е. Лансере (1907), М. В. Добужинского (1910) и др., по праву считающиеся предельно объективными. Выполненные карандашом с подцветкой акварелью, гуашью, цветными карандашами или белилами, они отличаются виртуозной техникой, лаконизмом композиции и тонкостью колористического решения.

Сомов часто обращается к автопортрету. Он относится к себе с холодной пытливостью, как к постороннему. Почти во всех автопортретах есть налет "дендизма". Он проявляется как в облике Сомова, изысканности его одежды, так и в щегольстве графической манеры, колорита произведения.

Среди наиболее значительных работ Сомова - серия графических портретов, в числе которых портреты А.А.Блока (1907), Е.Е.Лансере (1907), М.А.Кузмина (1909), М.В.Добужинского (1910). В них художник достигает вершины своего мастерства. Но чем больше внимания уделяет он самой оболочке, "скорлупке" лиц, тем больше они выглядят пустыми, лишенными выражения. Блики на их лощеной поверхности не дают никакой возможности проникнуть в душу - лица буквально становятся отталкивающими. Но неверно было бы видеть в этом отрицательную характеристику - это не качество изображенных людей, но скорее качество самого изображения. Оно тяготеет к натурализму, но в нем подчеркнута его иллюзорность, фиктивность.

Такая иллюзорность есть и вообще качество сомовского мира, очаровательного именно в своей мимолетности, подобной фейерверку. Персонажам неведом близкий конец - о нем догадывается зритель. Поэт Михаил Кузмин видел в идиллических сценках Сомова "череп, скрытый под тряпками и цветами", но, пожалуй, это сказано куда более прямолинейно, чем изображено у самого художника. Он лить изредка прямо указывает на неизбежность ("Арлекин и смерть", 1907). Скорее сама нота безмятежности гармонии и золотой вечерний свет намекают на то, что это "воздушный замок".

Портреты Сомова -- яркая страница в развитии реалистического искусства XX века.

 Пожалуй, самая гармоничная область творчества Сомова - это его пейзажи. Свои пейзажные мотивы в отличие от умозрительных образов картин он писал с натуры. Природа часто воспринимается художником как антитеза условности кукольных персонажей.  В состояниях природы он любил все хрупкое, неуловимое: радугу, яркость зелени на фоне грозовых туч, неверный свет белых ночей.

Подчас блики солнечного света так бледны, что кажутся лунными. Сомов любит погружаться в ажурную вязь зелени, в которой солнечные зайчики сплетаются с листьями. В очертаниях крон деревьев, в облаках часто видит фантастические фигуры. 

Наряду с пейзажной и портретной живописью и графикой Константин Сомов работал в области мелкой пластики, создавая изысканные фарфоровые композиции. Художник как никто из его современников чувствовал красоту и пластические возможности фарфора. Статуэтка «Дама, снимающая маску» представляет пленительную, грациозную маркизу, кокетливо наклонившую головку для поцелуя. Фарфоровая пластика чудным образом фиксирует игру тканей на юбке красавицы и ее мимолетное движение. В изысканности рисунка общего силуэта, в тончайшей проработке лица и мельчайших деталях туалета, рождается поэзия женщины-куклы в пудренном парике и атласных фижмах, знавшей когда-то все шалости любви, а теперь - явившейся нам вожделеющим приведением «другого мира», ядовитым цветком старинных боскетов.

Раньше всех в «Мире искусства» Сомов обратился к темам прошлого, к интерпретации XVIII в. («Письмо», 1896; «Конфиденции», 1897), явившись предшественником версальских пейзажей Бенуа. Он первый создает ирреальный мир, сотканный из мотивов дворянско-усадебной и придворной культуры и собственных сугубо субъективных художественных ощущений, пронизанных иронией. Историзм «мирискусников» был бегством от действительности. Не прошлое, а его инсценировка, тоска по невозвратимости его - вот основной их мотив. Не истинное веселье, а игра в веселье с поцелуями в аллеях - таков Сомов.

Другие работы Сомова - это пасторальные и галантные празднества («Осмеянный поцелуй», 1908, ГРМ; «Прогулка маркизы», 1909, ГРМ), полные едкой иронии, душевной опустошенности, даже безысходности. Любовные сцены из XVIII -начала XIX в. даны всегда с оттенком эротики. Последнее особенно проявилось в его фарфоровых статуэтках, посвященных как бы одной теме - призрачной погоне за наслаждениями.

Сомов много работал как график, он оформил монографию С. Дягилева о Д. Левицком, сочинение А. Бенуа о Царском Селе. Книга как единый организм со своим ритмическим и стилевым единством была поднята им на необычайную высоту. Сомов - не иллюстратор, он «иллюстрирует не текст, а эпоху, пользуясь литературным приемом как трамплином»,-писал о нем А.А. Сидоров, и это очень верно.

Творчество Константина Андреевича Сомова стало прямым отражением сложности и противоречивости эпохи, в которой он жил. Несмотря на внутреннее стремление закрыться от окружающего мира, портреты и пейзажи художника являются яркой страницей русского реализма в живописи на переломе XIX и XX веков.