logo
Композиционные работы в дизайне

2.1 Композиция

Композиция (от лат. сompositio) - важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому..

Произведение строится на соподчинении с главным сюжетно-тематическим центром всех менее значительных элементов построения.

Предметно-смысловым элементам композиции неизменно содействуют специальные выразительные средства: освещение, тональность, колорит, точка и момент съемки, план, ракурс, а также изобразительный акцент и различные контрасты.

Цель композиции в дизайне - утилитарно оправданная форма вещи, имеющая функциональную, конструктивную и эстетическую ценность. Структура вещи, формируемая по законам композиции, получает такие функциональные и конструктивные особенности, которые наилучшим образом отвечают назначению вещи. Композиционный поиск в художественном проектировании направлен на придание форме свойств, обеспечивающих получение потребителем полезных эффектов.

Композицию - "сочинение" - понимают в области искусства как систему построения художественного произведения. Это понятие применимо к процессу проектирования, к проекту и самому изделию.

Форма - морфологическая и объемно-пространственная структурная организация вещи, возникающая в результате содержательного преобразования материала

Силуэт - плоскостное зрительное восприятие объемных форм.

Для характеристики силуэт иногда сравнивают с простыми геометрическими формами: квадратом, прямоугольником, трапецией, овалом и др. Однако, как правило, силуэт состоит из нескольких простых или сложных форм.

Контраст - резкое различие формы, размеров, пластики, цвета, фактур. Контраст очень важен, так как он создает наибольшую выразительность в целом, подчеркивает разницу характеристик и придает динамичность композиции.

Нюанс - незначительное различие характеристик с элементами подобия. При использовании нюанса незначительная разница элементов характеристик должна четко восприниматься, читаться глазом.

Тождество - равенство характеристик форм, размеров, пластики, цвета, фактур.

Масштаб - относительная величина формы.

Симметрия - одинаковость расположения элементов относительно точки, оси или плоскости.

Асимметрия - расположение элементов при отсутствии точки, оси или плоскости симметрии. Асимметрия придает различную степень динамики, которая может быть внутренней и внешней.

Статика - устойчивое положение в пространстве. Статика характеризуется равновесием частей формы «неподвижный».

Динамика - неустойчивое положение формы в пространстве «подвижный».

Основные принципы композиции:

* единство содержания и формы,

* целостность структуры.

Композиционные приемы применяются для расширения проектного поиска и достижения оптимального и интересного результата.

Закономерности композиции. Пропорции. Ритм. Цвет

К закономерностям композиции относятся:

* соразмерность элементов;

* соподчинение элементов;

* наличие композиционного центра и равновесия частей;

* цельность.

Соразмерность - соотношение элементов композиции между собой. Создать композицию формы - значит выявить характер всех элементов, добиться их взаимосвязи.

Соподчинение - подчинение второстепенных элементов композиции главному.

Цельность - целостное восприятие всей композиции и умение отказаться от лишнего.

К композиционным средствам относятся пропорции и ритм.

Пропорции - размерные соотношения элементов формы. Пропорциональные соотношения - это соразмерность элементов, единство частей и целого.

Ритм - чередование каких-либо элементов, происходящее с определенной последовательностью, частотой.

Ритм служит для выражения упорядоченности, динамики и красоты закономерности. Признак ритма - повторяемость элементов и интервалов между ними на плоскости или в пространстве. Закономерное чередование линий, пятен, поверхностей, объемов используется как внешнее средство композиции для создания выразительности и гармонии.

Цвет - самое сильное средство в композиции. Изучение цвета в композиции следует начинать с ахроматических цветов. Для того, чтобы изучить форму, силуэт, линии и все композиционные закономерности, необходимо сначала просмотреть ее в черно-белой графике. Увязать форму и цвет очень сложно. Поэтому сначала работают с формой, которая выражается в линиях, пятне, объеме, фактуре, а затем переходят к разработке ахроматических композиций с добавлением серого цвета.

Кроме ахроматических существуют хроматические (окрашенные) цвета. Выбирая отдельные цвета, их оттенки и сочетания, дизайнер может сделать форму эмоционально окрашенной: праздничной, торжественной, деловой, придать ей оттенок грусти или трагичности.