logo
Кубанский пейзаж

2.3 Цвет в живописи пейзажа

Наиболее важная задача в пейзаже это передача состояния освещенности в различную погоду, время дня. На профессиональном языке это называется передать общее тоновое и цветовое состояние. Цветовой строй любого этюда не должен соответствовать только лишь тональным и цветовым отношениям предметных цветов. Цветовые различия этюда обязательно должны быть построены с учётом состояния освещённости натуры [1, с.110].

Общее тоновое и цветовое состояние природы - это результат воздействия силы общего освещения, которое подчиняет себе цвета предметов: они изменяются и по светлоте, и по насыщенности. В серый день цвет травы выглядит более плотным (тёмным) и малонасыщенным, чем в солнечную погоду. В сумерки все предметы темнеют, ослабевают по насыщенности красные, оранжевые и жёлтые цвета, более интенсивными становятся голубые и зелёные. Нельзя писать пейзаж, не учитывая этих состояний. Этюды, написанные в различное время дня или в различную погоду, должны отличаться друг от друга по общему тону и цвету, как отличаются в эти моменты состояния освещённости природы.

"В пейзаже, - говорил Р. Фальк, - основное - цветовое состояние воздушной среды, в которую погружён пейзаж. Пейзаж погружён в небо, как в воздушную ванну. Всё, что происходит в небе, малейшие колебания свето-цвета неба отражаются на погружённом в нём пейзаже" [1, с.110].

Чтобы передать состояние повышенной или пониженной освещённости пейзажного мотива, художнику не всегда приходится пользоваться полным Диапазоном светлых, ярких и тёмных красок. Перед началом работы живописец устанавливает, какой силы света и цвета будут на этюде самые светлые самые интенсивные части натуры. На данной работе передано состояние пасмурного Дня, для которого цветовые отношения построены более плотными и малонасыщенными красками. Таким образом выдерживается тональный и Цветовой масштаб.

В природе всегда существует зависимость между спектральным составом освещения и колористическим состоянием натуры. Цвет общего освещения меняет состав отражённого от предметов излучения. Утреннее солнце придаёт всем предметам и объектам пейзажа заметный жёлто-розовый оттенок, дневное солнце - золотистый, вечернее - оранжевый или красный. Свет луны меняет цвета предметов в сторону сине-зелёных. Электрический свет придаёт предметам светло-жёлтый оттенок, свеча - оранжевую окраску. Так при меняющихся условиях освещения предметный цвет находится под влиянием источника освещения [1, с.111].

Собственный цвет предмета наиболее выражен при рассеянном свете неба, покрытого сплошной пеленой облаков. Мягкий ровный свет серого дня позволяет определить характер и особенности собственного цвета предметов. Если солнечное, лунное или искусственное освещение создаёт определённую гамму родственных цветов, то в светлый облачный день больше проявляются цветовые отношения собственного цвета предмета. При этом он наиболее заметен на освещенных поверхностях, а в теневых частях затемнён и подвержен влиянием рефлексов от соседних предметов или объектов [1, с.112].

В серые дни рассеянное освещение, благодаря наличию множества отражений и бликов, лишает предметы той контрастности светотени, которую они имеют при направленном свете, и создаёт пространственную среду с мягкими очертаниями и слабыми тенями. На данном пейзажном этюде отношения света и тени сближены, насыщенность цвета освещённых поверхностей несколько увеличивается, объём предметов при рассеянном освещении выражен слабо, общий тон значительно темнее. Серый, серебристый тон неба сообщает цвет всей картины.