25 Дизайн послевоенной эпохи в Европе(органический дизайн)
В послевоенной Европе на первый план в области дизайна выдвигается Италия, экономика которой переживает бурное развитие. Не выделявшаяся ничем особенным в области дизайна Италия становится дизайн-нацией. Склонность итальянской художественной культуры к современным и авангардным формам наблюдалась уже в начале XX века в движении футуристов. Но это оставалось в рамках академических экспериментов без выхода на промышленную практику. Индустриализация в Италии наступила очень поздно и переход от ремесленного производства к промышленному произошел впервые во многих отраслях практически только после войны. В первые десятьпятнадцать послевоенных лет произошел экономический взлет, характеризуемый экспортом итальянских товаров на внешний рынок. Особую роль здесь начинает играть дизайн. Гибкость в управлении хозяйством, низкий уровень заработных плат рабочим и американская гуманитарная помощь создали благоприятные условия для подъема экономики страны. Влияние США отражалось не только в экономике. Фабрика Грез "Голливуд" влияла на эстетические взгляды и мироощущения итальянцев. Произошел своеобразный синтез специфических итальянских особенностей и американских потребительских привычек, который проявился в самостоятельном и очень успешном дизайне. "Итальянская линия" уже в 1955 году была интернациональным достижением современного, культивированного и космополитического образа жизни. Прежде всего взлет испытали металлоемкие производства, а вместе с ними такие технические устройства, как автомобили, мотоциклы, пишущие машинки и т.д. Известнейшими итальянскими послевоенными продуктами были мотороллер "Веспа" и малолитражный автомобиль "Фиат-500". Популярными экспортными продуктами вскоре стала и итальянская мебель и мода. В Европе и США носили итальянские костюмы, ездили на Веспе или Ламбретте, пили эспрессо. Искусство и дизайн В отличие от (теоретического) немецкого и (ориентированного на рынок) американского понимания дизайна, итальянский дизайн был образован благодаря импровизации в рамках старых традиций культуры, искусства и экономики, которые в основных небольших семейных предприятиях Италии не были изолированы друг от друга."Радость эксперимента" привела в итоге к динамичным и индивидуальным формам. Абстрактные формы современного искусства стали образцами дизайна кресел и столов. Специального дизайн-образования в довоенной и послевоенной Италии не было, большинство итальянских дизайнеров были по образованию архитекторами. Миланское триеннале (1933), проходящее под девизом "единство искусств" с 1951 года стало самой авторитетной европейской дизайн-выставкой. Выдающиеся примеры синтеза искусств являли работы "Итальянского Гауди" Карло Моллино. Со своей экспреесивно волнообразной мебелью из гнутой фанеры он стал экстравагантным представителем органического стиля в Италии. Его фантастические формы в стиле "Туринского барокко" или "аэродинамического сюрреализма" порой было не просто осуществить даже в одном экземпляре. Наряду с мебелью Моллино проектировал самолеты и автобусы, которые водил сам, а кроме того - архитектуру и эротическую моду. В производстве мебели активно использовались новые материалы и технологии. Семейные мебельные фирмы проявляли большую гибкость. Сотрудничая с известными архитекторами и дизайнерами, они добивались высоких результатов. Их художественная индивидуальность, открытость к техническим инновациям обеспечили процветание итальянского дизайна на десятилетия. Важную роль здесь также сыграли профессиональные выставки, конкурсы и журналы. Среди последних - "Domus", основанным Дж. Понтии в 1928 году, и "Casabelle" (1929), которые и предоставляли современному итальянскому дизайну теоретическую платформу. В этих журналах обсуждались самые новые европейские разработки, а издатели позже стали влиятельными дизайнерами. Потребитель и техника Если 50-е годы были периодом экономического "взрыва", то в 60-е итальянское экономическое чудо достигло своего апогея. Пережив послевоенный период лишений, широкие круги населения к этому времени значительно повысили свое благосостояние. Увеличилось число электрических бытовых приборов, телевизоров, стереоаппаратуры и т. д. Все больше семей приобретало автомобиль. Усиливалась тенденция приобретения собственного дома [3, С.128]. Развитие техники и рост благосостояния населения оказывали в свою очередь влияние и на дизайн. Итальянский дизайн спустя десятилетие интенсивного экономического развития страны стал ориентироваться не столько на искусство, сколько на науку, технику и современные методы производства. Особенности итальянского дизайна. Bel Design Аналогично германской "хорошей форме" в Италии возникла концепция " Bel Design " ("Красивый дизайн"), которая так же, как и в свое время обтекаемая форма в США, принималась влиятельными производителями, была рациональна и предметно ориентирована. При этом итальянский дизайн имел ценностные ориентиры с ярко выраженным образно-семантическим аспектом. Если названия моделей немецкого "Брауна" несли, прежде всего, определенные технически понятия (как тюнер "Т5-45"), то портативная пишущая машинка Этторе Соттсасса для итальянской фирмы "Оливетти" (1969) называлась женским именем "Валентина", а известный складной стул Жанкарло Пиретти - "Плия". Предметы понимались как индивидуальные личности и могли символизировать определенный статус. Такое понимание дизайна было особенно важным для соориентированной на экспорт итальянской экономики. Вторым важным аспектом было понимание дизайна как области культуры. Крупные предприятия, как "Оливетти" или "Фиат", сотрудничали с известными дизайнерами. В Италии возникла профессия дизайнера-консультанта, которые активно и независимо действовали в качестве советников и консультантов в различных фирмах. Идея фирменного стиля получила в Италии широкий культурный размах. Образцовым примером была политика фирмы "Оливетти" с такими молодыми перспективными дизайнерами и архитекторами, как Этторе Соттсасс, Марко Занузо, Марио Беллини. Соттсасс, активно работающий с 1958 по 1980 гг. в качестве дизайнера-консультанта, не только занимался функциональным формообразованием новых компьютеров, но и осуществлял контакт с магазинами посредством собственного отделения "по культурным связям и общественной работе" [3, С. 135]. Дизайн в Италии был не только специальностью инженеров, но и в равной мере архитекторов, философов, писателей. Третья особенность итальянского дизайна - "радость эксперимента" - связана с появившимися в середине 60-х гг. новыми материалами - пластмассами, предлагавшими новые, почти безграничные возможности формообразования. Италия стала лидером новых начинаний в дизайне. Это лидирующее положение особенно проявилось на выставке 1972 года "Италия. Новое внутреннее пространство", прошедшей в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Каталог выставки, продаваемый по цене более чем 50 долларов, как библиографический коллекционый объект, выявил лидирующее положение итальянского дизайна в мире. На выставке можно было увидеть "майнстримдизайн" и "антидизайн", элегантность и эксперимент, классику и провокацию. Выставка продемонстрировала такие качества итальянского дизайна, как открытость и доступность, которые его характеризуют до сих пор. Стиль Оливетти Фирма "Оливетти" получила известность в истории бизнеса своими беспрецендентными для Италии социальными преобразованиями. Камилло Оливетти учредил фонд социального страхования рабочих (1932), реализовал специальную программу льгот для сотрудников своей фирмы, включая летние лагеря на море для их детей, кафетерий, детский сад, библиотеку, вопросы обеспечения жильем. Фирма "Оливетти" особое внимание уделяла формированию ярко выраженной "корпоративной идентификации" (фирменного стиля). Сюда относился дизайн продукции, архитектура, дизайн экспозиций, реклама и графика. В послевоенные годы "Оливетти" стала одним из немногих предприятий в мире с действительно современным имиджем. Особую известность фирма Оливетти приобрела с приходом дизайнера Марчелло Ниццоли и с выпуском в конце 1940-х сенсационных по своим эстетическим качествам моделей пишущих машинок "Лексикон-80" и "Леттера-22". Тогда же возникает выражение "Стиль Оливетти". "Стиль Оливетти" в отличие, например, от дизайна АЭГ Петера Беренса стремился не столько к формальному единству продукции, сколько к тому, чтобы сделать любую продукцию обязательно красивой: все должно быть привлекательным, первосортным, включая даже деловую корреспонденцию, исходящую от фирмы. Дизайн и экономия ресурсов Военные ограничения на сырье и промышленное производство были введены не только Британским правительством. В большей части Европы, в Японии и США происходило нормирование использования стратегически важного сырья. В США и Японии производство товаров народного потребления было сокращено и введена карточная система. Многие дизайнеры были заняты выполнением госзаказов и испытанием новых материалов. Результатом такой экономии стало качественное производство изделий из простых, доступных материалов. Они были функционально продуманы и достаточно недороги. Правда, дизайн таких изделий иногда оставлял желать лучшего. Во многих европейских странах последствия войны чувствовались еще очень долго, что нашло выражение в непрекращающихся ограничениях для потребителей. Государственная поддержка дизайна Одной из особенностей послевоенного развития дизайна было массовое появление различных административно-научно-пропагандистских структур, призванных содействовать его внедрению в производство. Государственная власть, заинтересованная в развитии национальной промышленности и торговли, очень быстро поняла значение дизайна в этом процессе. Наглядным примером служил предвоенный опыт Соединенных Штатов. Но этот опыт говорил о том, что дизайнирование любого вида продукции требует первоначального вложения средств и ведет к некоторому увеличению себестоимости изделий. От частных компаний и фирм в послевоенных условиях ослабленной конкуренции и повышенного покупательского спроса было трудно ожидать вложений средств в дизайн. Развитие и внедрение дизайна в производство стало стратегической задачей, рассчитанной на перспективу. Все это и привело к мысли о том, что дизайну надо оказать государственную поддержку, заинтересовать фирмы в использовании его преимуществ. И наиболее приемлемый путь для этого - пропагандирование дизайна и оказание научной, консультативной, юридической, рекламной помощи предприятиям в использовании методов дизайна. Такая ориентация ряда европейских государств сыграла существенную роль в триумфальном шествии дизайна в Европе в конце 1940-х и в 50-х гг. В это время фирмы начинают успешно работать с дизайнерами, стремясь захватить "просыпающийся" и спешно обновляющийся рынок. Возрождающаяся благодаря американскому плану Маршала европейская экономика охотно использует дизайн, понимая, что это не только средство завоевания рынка, но и вопрос национального престижа и гордости, содействующий укреплению патриотических идей. Дизайн Великобритании 40-х. Британский Совет по технической эстетике Результатом осмысления сложившейся ситуации возможных перспектив развития экономики было создание в Англии в декабре 1944 года первой в Европе общегосударственной дизайнерской структуры - Британского Совета по технической эстетике, ставшего своего рода образцом для создания подобных организаций на континенте. Целью возникшего в преддверии победы над фашизмом Совета было оказание помощи промышленности в выпуске высококачественной продукции, способной конкурировать с зарубежными образцами, завоевывать внешние рынки на основе использования методов дизайнерского проектирования. Совет состоял из трех секторов: промышленности; информации и выставок; административно-финансового. В его состав вошли 29 членов, среди которых были наиболее известные дизайнеры и промышленники Англии. Совет начал свою работу с широкой пропаганды дизайна через печать, систему высших и средних учебных заведений, торговую прессу, торгово-промышленные выставки. Кроме государственных дотаций он существовал на средства от собственных публикаций и рекламы в своих изданиях. К последним прежде всего относится начавший выходить с 1949 года журнал "Дизайн", который превратился вскоре в крупнейшее профессиональное издание. Для учета дизайнеров и дизайнерских бюро, предоставления заинтересованным фирмам необходимых сведений о дизайнерах создается специальный справочный фонд. Кроме того, при Совете организуются библиотека и фототека, где на коммерческой основе можно заказать фотокопии, диа- и кинофильмы; для организации выставочной деятельности - "Дизайн-центр"; для регистрации лучших образцов дизайна - "Дизайн-индекс". Одним из первых крупных мероприятий Совета была выставка 1946 года под девизом "Британия может это сделать" Работа Совета по технической эстетике периодически обсуждается на заседаниях парламента и Палаты лордов. 20 лучших изделий английской промышленности, ежегодно представляемых "Дизайн-центром" и включенных в "Дизайн-индекс", премируются. Вслед за Англией Совет по технической эстетике возникает во Франции (1951), Совет по формообразованию в Западной Германии (1951), Государственный австрийский институт формообразования - в Австрии (1957). Германия. От возрождения к экономическому чуду Во времена нацистов Германия разорвала все связи с международным дизайном. Лидеры Баухауза вынуждены были эмигрировать. Промышленность находилась в упадке: многие предприятия были разрушены войной, либо демонтированы и вывезены после войны странами-победителями. В стране царила безработица. Война разрушила свыше 5 млн. квартир. Первоочередной задачей было восстановление и строительство небольших квартир, оснащение их легкой, вариабельной и многофункциональной мебелью, изготовленной из оптимального по качеству и цене материала. Уже в первые послевоенные годы состоялась выставка немецкого Веркбунда, которая, отвечая сложившейся ситуации, представила многовариантные и простые решения мебели: практичные складные кровати, кровати-шкафы, легкие стулья для жилых помещений. Кроме того, для населения выпускались специальные методические пособия по производству самодельной мебели. С ростом экономики с середины 50-х росли и потребности населения. Простая практичная мебель начала уступать место сложным псевдоисторическим мебельным формам. Особенно ярко это проявилось в высших кругах общества. Противоречивые 50-е. Резопал 50-е гг. были в Германии не только "свингующими пятидесятыми", но и очень противоречивым временем между затуханием старого и началом нового, между "Гельзенкирхненским барокко" и неофункционализмом. Благодаря американской помощи в Германии по плану Маршалла в 1952-53 гг. начался быстрый экономический подъем. Органические формы стримлайна из США нашли в Германии свое продолжение. Многообещающий новый стиль стал своеобразной точкой отсчета, так называемым "Часом Ноль", началом новой эстетической ориентации, которая должна была помочь преодолеть прошлое. Жизнь начала наполняться стимулами и становилась все более красочной и оптимистичной. Все казалось возможным – это было признаком эйфории роста. В этой ситуации новый стиль был очень кстати для удовлетворения растущих потребностей населения. В 50-е гг. в Германии в мебельной продукции получили широкое распространение цветные и узорчатые ламинированные поверхности из резопала - строительного материала (многослойного пластика), названного по имени ведущего немецкого изготовителя ламината "Резопал" (основан 1867). Стримлайн в Германии быстро распространился на все потребительские товары, от детской коляски до зубной щетки, став символом новой динамичной жизни и прогресса. С 1957 года Ульмскую школу возглавляет Томас Мальдонадо. В 1968 году, после возникшего напряжения с реакционно-настроенным правительством земли Баден-Вюртемберг, Ульмская школа была закрыта. В основе преподавания лежал новый метод обучения - проектирование должно вестись на основе тщательного сбора фактического материала, его анализа и исследований с позиций научных, технических и технологических знаний. Более четверти своего времени в Ульме студенты тратили на изучение эргономики, социологии, экономики и психологии, чтобы затем в профессиональной деятельности уметь применять системный подход к процессу проектирования. Основной состав преподавателей включал приблизительно 15 человек, при этом для чтения лекций и ведения занятий приглашались из различных стран до 50 ученых, архитекторов и дизайнеров [5, С. 110]. Занятия велись на четырех факультетах: дизайна промышленных изделий, строительства и архитектуры, визуальных коммуникаций, информации. Ульмская школа включала два проектно-конструкторских института, которыми руководили профессора школы: институт дизайна промышленных изделий и институт индустриальных методов строительства. В институтах велись дизайнерские и научно-исследовательские работы по заказам фирм и организаций. Тем самым обеспечивалась постоянная связь школы с промышленностью, оказывая на нее определенное влияние [5, С.111]. Ульмская концепция дизайна, имевшая принципиально антикоммерческую направленность и привлекавшая внимание к социально-гуманистическим аспектам оформления предметной среды, оказала глубокое воздействие на дизайн 60-70-х гг. "Хорошая форма" и неофункционализм Ульм показал, что в немецком дизайне 60-х гг. стилевым принципом стал функционализм ("хорошая форма"), который даже стал представляться различным учреждениями, дизайн-центрами и советами по формообразованию как догма. Доценты Ульмской высшей школы работали для фирм "Браун", "Витсуе" и "Розенталь", чьи продукты во всем мире показали сущность "хорошей формы" и "германского дизайна". Функциональные и технологические аспекты все более выступали в дизайне на передний план и дизайнеры стали восприниматься главным образом как инженеры, а не художники. Эргономика стала новым важным полем деятельности. "Прямоугольные" формы и ульмское мышление нашли выход в массовое производство: модульное изготовление и строительство давало возможность рационального производства с минимумом затрат. Формы стали жестче, граненей, предметнее, отчасти - менее оригинальными. При этом плохо "скопированный" функционализм, который лишь намекал на прямые углы, слишком часто приводил к скучным массовым продуктам, а также нечеловечным панельным домам, которые часто становились социально проблемными точками. Стиль "Браун" Производители высококачественной радиоаппаратуры класса "хай-фай" и предметов потребления фирмы "Браун" в Кронберге, "Таунус", сотрудничая с такими выдающимися представителями функционализма, как Ханс Гугелот, Х.Хирхи, Дитер Рамс, Вильгельм Вагенфельд, реализовывали ульмское понимание индустриального качества. Фирма "Браун" стала для многих других предприятий образцом ясного функционального формообразования и образцового современного фирменного стиля. Основанная в 1921 году М.Брауном во Франкфурте на Майне, фирма сначала занималась производством отдельных деталей для радиоиндустрии. Начиная с 1929 г., здесь производили радиоприемники, проигрыватели граммпластинок, а с 1936 г. - один из первых минирадиоприемников на батарейках. Во время второй мировой войны фирма "Браун" выполняла военные заказы. После войны палитра вы- пускаемой продукции значительно расширилась. В 1954 г. ведущим дизайнером "Брауна" был назначен Фриц Айхлер. Проанализировав ситуацию, Фриц Айхлер совместно с владельцами фирмы разрабатывают программу ее деятельности, создав при этом обобщенный образ своего потребителя. "Мы представляем себе этих людей симпатичными, интеллигентными и естественными. Их квартиры представляют собой не сценические декорации, а убраны просто, со вкусом, практичны и уютны. Соответственно этому и должны выглядеть наши приборы. Их мы делаем не для витрин, а такими, чтобы с ними можно было долгое время жить", - такой портрет потребителя был представлен Артуром Брауном. Он уточняется через портрет изделий фирмы; "Наши электроприборы должны быть бесшумными, тихими помощниками и слугами. Они должны незаметно исчезать, так же как хороший слуга, когда все уже сделано". Стиль Брауна - это отсутствие декора, ярких цветовых пятен, имитации материалов. Это скромная колористическая гамма, построенная на тонких оттенках серого цвета, сочетания черного и белого. Это создание цельного образа самыми простыми и минимальными средствами. Стиль Брауна - это "экономный" стиль. Первоначальный успех Брауна отчасти объяснялся еще и тем, что в конце пятидесятых годов наступило пресыщение обтекаемого стиля линии Ниццоли, массовому потребителю хотелось чего-то нового. Геометрическая простота и лаконизм изделий "Брауна" пришлись как нельзя кстати. Товар пошел нарасхват не только у "простого" потребителя, но и у "элитарного", которого потянуло в это время к "упрощению" своего быта. Дитер Рамс, пришедший в фирму в 1955 году, развил функционалистический имидж до апогея. Девизом был: "Меньше дизайна - это больше дизайна". Приборы "Браун" должны были быть в своем оформлении простыми, наглядными и всегда современными, техника - совершенной до мельчайших деталей. Изделия Брауна стали образцом для подражания. Продукция "Браун" была признана международно и получила на триенналях в Милане в 1957, 1960, 1962гг. призы "Компассо де Орто". Вопреки существовавшему в то время расхожему мнению "бессмертия" (долговечности) изделий, "Браун" всегда отдавал предпочтение в производстве своей продукции технически актуальным направлениям, и в каждой новой модели электробритвы или кофеварки нашел свое отражение вкус определенного времени. Палитра выпускаемой продукции постоянно расширялась: электрофены, дорожные утюги, электрические зубные щетки и т.д, Кроме того, в 80-е годы появились еще часы и будильники. "Браун" изобрела функцию голосового и тактильного контроля. Наряду с чрезвычайным ростом популярности на рынке "Браун" не всегда ожидал успех. В конце 80-х – начале 90-х гг. дешевая продукция японских компаний вытеснила с рынка радиоаппаратуру класса "хай-фай" "Брауна". Традиции Баухауз в дизайне восточной Германии. Противостояние двух систем Завершившаяся поражением Германии вторая мировая война разделила страну на две части: Западную Германию (ФРГ) и Восточную (ГДР). Развитие дизайна после второй мировой войны в социалистическом государстве было несколько иным. До 60-х гг. существовала определенная параллель дизайнразвития обоих немецких государств, где своеобразным ориентиром служило наследие довоенного Баухауза. Если в ФРГ была создана Ульмская школа, то в Восточной Германии архитектурные традиции Баухауз продолжала Ваймарская высшая школа архитектуры и строительства, которая размещалась в зданиях бывшего Баухауза, построенных еще Анри ван де Вельде. Ведущей в области индустриального формообразования была Высшая школа дизайна в промышленном городе Халле. Ведущим стилем формообразования здесь был также функционализм. Государства-победители, и в первую очередь США, захватили лидерство в экономике и стали с 50-х годов ведущей нацией дизайна. После второй мировой войны из США в Европу реимпортировалось "современное движение" и распространялось американское понимание дизайна, как инструмента торговли. Американский образ жизни оказал влияние не только на музыку, изобразительное искусство, но и на повседневную жизнь европейцев. Американские фильмы и реклама принесли с собой в Европу новые идеалы красоты и моду. "Кока-кола" и "Лаки-страйт" стали символами нового жизнеощущения. Американский дизайн 50-х - начала 60-х Вслед за адом второй мировой войны последовала холодная война между капиталистическими Соединенными Штатами и коммунистическим Советским Союзом. Соревнование двух сверхдержав развернулось в области освоения космоса. Первый шаг был сделан СССР: в 1957 году стартует первый спутник, а в 1961 году советский космонавт Юрий Гагарин становится первым человеком, побывавшим в космосе. Восемью годами позднее американец Нил Армстронг совершает большой шаг для всего человечества, вступив на Луну. Научная фантастика, мечты о полетах в космос стали всеобщими страстями, которые оказали влияние и на работу дизайнеров. Элитарный дизайн. Стайлинг Несмотря на то, что большинство дизайнеров оставались зависимыми от промышленности, обеспечивавшей их работой, в послевоенной Америке сложились две тенденции формообразования в дизайне, представители которых с трудом находили общий язык. Одни из них сознательно культивировали элитарность, подчеркивали, что моральный долг дизайнеров - способствовать эстетическому развитию публики. Но законодатели вкуса, такие как Нью-йоркский музей современного искусства, признавали только элитарный дизайн. Представители другого направления придерживались более демократических взглядов и стремились дать публике то, что она, скорее всего, желала получить и что определялось коммерческим успехом. В 50-е годы критики и теоретики присвоили работам нескольких мастеров дизайна статус произведений искусства, обвиняя наводненный рынок безвкусными поделками. Лишь немногим дизайнерам удалось одновременно удовлетворить и критиков, и широкую публику. Одним из таких дизайнеров был Рассел Райт, со своими обеденными сервизами из керамики в теплых терракотовых тонах и скульптурных формах. При этом элитарный дизайн кресел Чарлза Инса и Ээро Сааринена из клееной фанеры оказался по карману только для офисов крупных компаний и гостиных богатых домов, и так и не получили широкого распространения. Современные теоретики дизайна, считая дизайн и стайлинг противоположностями (первый занимается "внешними свойствами" изделий, последний - решением функциональных задач, выявляя сущность продукта), подчеркивают, что в истории существует своеобразный круговорот в промышленном формообразовании: дизайн (рационализм) выходит на передний план во время упадка экономики, стайлинг (антирационализм) - в период ее роста. Периодом расцвета стайлинга в США был Арт-Деко в к. 20-х, стримлайн - в к. 30-х. В 50-е гг. развился биоморфичный стайлинг как противовес движениям "хорошая форма". Стайлинг внедрялся в США не только для того, чтобы сделать изделие более привлекательным, но и как маркетинговая стратегия американской индустрии, чтобы значительно ускорить цикличность смены внешнего вида продукта. В 50-е гг. эта тенденция достигла своего апогея в декоративном перенасыщении американских автомобилей "хромом". Иногда это заходило так далеко, что нарушалась безопасность транспортных средств. Автомобильный стиль В 50-е годы в Америке пышно расцвел стиль, вызвавший возмущение ревнителей "хорошего дизайна". Вдохновленный образами авиалайнеров, межпланетных ракет дизайнер компании "Дженерал моторе" Харли Эрл разрабатывает новый автомобиль - воплощение американской мечты – с длинными плавными линиями, с выступающими клыками на передних бамперах, с опоясывающими ветровыми стеклами, широкими задними крыльями, яркой двухцветной окраской, с хромированными ободами и множеством приборов на передней панели, отделанной металлизированным пластиком. Эти автомобили вызвали в США беспрецедентную стратегию продаж. Новые идеи автомобильного дизайна охотно переняли создатели других изделий массового спроса: панели управ- ления посудомоечных машин стали походить на приборные доски автомобилей, причем для полноты картины дисковые таймеры делались в форме миниатюрного рулевого колеса. Даже скромный настольный радиоприемник приобрел линии мчащегося автомобиля, обрамленного, правда, не хромированной сталью, а пластиком "под золото".Ультрасовременные, то есть дерзкие и даже кричащие формы, пришлись по вкусу американскому потребителю. Новые материалы После войны в условиях дефицита материальных ресурсов все больше внимания стали обращать на искусственные материалы. Активное использование пластмассы изменило облик многих потребительских товаров. Изначально применяемые только как заменители искусственные материалы стали выбираться целенаправленно, с выявлением их специфики и преимуществ. Плексиглас пришел на смену стеклу. Прозрачная фольга, прежде всего ПВХ, была переработана на производство водонепроницаемых резиновых сапог и зонтов. Использованный для парашютов вооруженными силами США нейлон нашел применение в чулочной индустрии. До сегодняшних дней они имеются в продаже в той же палитре цветов и отличаются особой прочностью. Одним из новшеств было применение искусственных материалов в изготовлении стульев. К пионерам в этой области относились американские дизайнеры супруги Чарльз и Рэй Имз и Ееро Сааринен. Еще во время второй мировой войны Имз работал со стеклоармированным полиэстером для производства радаров для военно-воздушного флота. Приобретенные им знания как никогда оказались кстати, и он их перенес в производство мебели. В 1941 году он создал цельно отлитую чашу для сидения, известную под названием DAR-стул. В отличие от Womb-стульев Сааринена, стул Имза не имел обивки, так что можно отчетливо видеть стеклоармированную искусственную конструкцию. Развитие профессии "дизайнер". Большие заказы В эпоху экономического бума 50-60-х годов по мере усиления деловой активности процветала и профессия дизайнера. С 1951 по 1969 год число членов Общества индустриальных дизайнеров Америки возросло с 99 человек до более шестисот. Причем если в первые послевоенные годы дизайнеры работали в основном как независимые консультанты, то к 60-м они, как правило, были уже штатными сотрудниками фирм. Существовавшее ранее определенное недоверие к дизайнерам со стороны инженеров-производственников не только развеялось, но даже в таких отраслях, как медицинское оборудование и тяжелое машиностроение, где раньше производителей мало беспокоил внешний вид выпускаемой продукции, вопросы эстетики изделий стали играть существенную роль. Опасения, что включение дизайнеров в штат компаний приведет к их изоляции от профессионального цеха и застою, не оправдались. Напротив, разнообразные профессиональные контакты и сотрудничество с независимыми дизайнерами-консультантами, приглашаемыми для разработки специальных проектов, стимулировали творчество. Независимые дизайнерские фирмы расширялись еще быстрее. Нанимая нередко больше сотни чертежников, модельщиков, инженеров, делопроизводителей, секретарш, менеджеров, специалистов по рекламе, дизайнеры занимались не только формообразованием изделий, но и дизайном их упаковки, оформлением интерьеров торговых залов, витрин и выставок, дизайном средств общественного транспорта, изготовлением фирменных знаков, логотипов, фирменных канцелярских бланков и, что особенно важно, разработкой общей концепции "имиджа" данной корпорации. Крупные независимые дизайнерские фирмы, имея возможность выполнять сложные комплексные разработки, способствовали развитию серьезного дизайна в различных Направлениях. Широко известны экспериментальные работы Уолтера Дооруина Тига для компании "Боинг", когда он после выявления норм физического и психологического комфорта пассажиров построил модель пассажирского салона самолета "Боинг-707". Составленные им нормативы до сих пор остаются неизменными в авиационной промышленности США. А Генри Дрейфус, начав широкое изучение человека и групп людей в целях оптимизации процесса труда, дал мощный толчок в развитии науки эргономики. Успешно продолжила работать после войны фирма Раймонда Лоуи. В период 1947-62 гг. большая часть энергии была направлена на проекты автомобильной компании "Студебеккер", для которой Лоуи спроектировал новый стилистический ряд моделей с простыми элегантными линиями -"Чемпион" (1947), "Старлайн" (1953) и "Аванти" (1962). Эта стилистика проявилась и в работах Лоуи для автобусной компании "Грэйхаунд" (1954). Благодаря Лоуи характерные линии стримлаина в дизайне автобусов стали широко распространенными в США. Среди дизайнеров-консультантов второго поколения, получивших специальное образование в области дизайна и начавших свою профессиональную деятельность после второй мировой войны, чаще других высокой оценки со стороны критиков удостаивался Элиот Нойс благодаря дизайну таких "промышленных символов 60-х годов", как компьютеры "ШМ", пишущая машинка "Selectric", бензоколонки "Mobil”. К концу 60-х годов многие дизайнеры в США достигли значительных успехов и профессия в целом вышла на передовые рубежи. Стиль молодых. Прет-а-порте "Мода в 50-е повернулась к молодым, а молодость сделалась культом. Новая, живая, бесконечно изобретательная мода перестала считаться с общепринятыми стандартами и нормами. Новое поколение могло надевать что угодно и когда угодно". Молодежь послевоенного поколения ценила в одежде практичность и искала возможности самовыражения. В результате выросла потребность в вещах не очень дорогих, но модных. Фабрики и небольшие фирмы стали ориентироваться на молодых покупателей и перешли к массовому производству готового платья. К концу 60-х гг. больше половины всей одежды в мире было куплено людьми моложе 25 лет. С появлением в 50-х гг. рок-н-ролла началась эпоха американского влияния. Элвис Пресли, затянутый в брюки-"дудочки", провоцирующе сексуальный, стал кумиром молодежи. Неприятие идеалов отцов соединялось у этого поколения с безудержной любовью к танцам и музыке. Остроносые черные штиблеты или замшевые туфли, узкие брюки, галстук-шнурок и набриолиненый кок сделались непременными атрибутами стилей рок-н-ролл и рокабилли. В Голливуде появился новый герой - аутсайдер, меланхоличный и сильный одновременно, которого сыграл Джеймс Дин (погибший в автокатастрофе в 1955 г. в возрасте 24-х лет). Благодаря ему и Марлону Брандо в моду вошли рубашки с высоко засученными рукавами, футболки, бывшие до этого предметом нижнего белья, и джинсы. С середины XX столетия принято отсчитывать историю "Прет-а-порте" (фр. - промышленная мода). Термин "прет-а-порте" ввведен впервые в употребление во Франции (1947) Альбером Ламперером после его двухлетнего изучения системы американского производства готового платья, которое в 40-е гг. составляло до 95% всей продававшейся одежды в США. В 1956 году в Версале состоялся первый Салон прет-а-порте, который продемонстрировал рождение индустрии моды, способной обслуживать тысячи людей
- 15 Понятие «дизайн». История становления профессии
- 16. Дизайн и промышленная революция
- Научно-техническая революция (нтр)
- 17 Первые теоретические концепции эстетики проектирования (у Моррис, Дж Рёскин)
- 18 Российские промышленные выставки и пионеры русского дизайна
- 19 Основные стилистические и региональные особенности модерна в контексте зарождения промышленного дизайна
- 20 Конструктивизм и функцианолизм в процессе становления практики дизайна.
- 21 Баухауз: принципы формообразования и образовательная система:
- 22 Роль новаторской худож школы в развитии советского дизайна(Вхутемас, Вхутеин)
- 23. Худож авангард в России
- 25 Дизайн послевоенной эпохи в Европе(органический дизайн)
- 26 Дизайн и поп-культура
- 27 Советский дизайн 1950-1970 –х гг
- 28 Дизайн в эпоху постмодернизма