Глава III. Эстетическая концепция р.В. Фассбиндера и методы ее воплощения.
С конца XIX века новые течения в искусстве (символизм, импрессионизм, авангард) приводят к переоценке ценностей. Стремительный научно-технический прогресс к середине XX века меняет ментальность западного человека, изменяется взгляд на культуру в целом, в том числе на категорию «прекрасного» в искусстве. Прежде всего, это выражается в том, «искусства перестают быть «изящными искусствами», то есть носителями эстетического, чем они являлись в той или иной мере изначально и что было узаконено в XVIII в. и в самом их именовании: beaux arts, schöne Künste, — составившем основное содержание термина «искусство» в XIX-XX вв»117. В среде исследователей достаточно широко утвердилась мысль, сформулированная одним из современных эстетиков: «Наука о прекрасном сегодня невозможна, потому что место прекрасного заняли новые ценности, которые Валери назвал шок-ценностями, — новизна, интенсивность, необычность» (А. Гианарас, 1974)118. Составители сборника «Более не изящные искусства» (1968) утверждали, что «в качестве пограничных явлений эстетического» в современном искусстве являются «абсурдное, безобразное, болезненное, жестокое, злое, непристойное, низменное, омерзительное, отвратительное, отталкивающее, политическое, поучающее, пошлое, скучное, бросающее в дрожь, ужасное, шокирующее». Это привело к расширению предмета эстетики, переоценке ее классических основ и общих понятий и разработке понятийного аппарата «неклассической эстетики»119.
В основе неклассической эстетики лежат принципы поиска и эксперимента. Категория эстетического теперь включает в свое поле не только традиционные эстетические категории и понятия, но и многие оппозиционные им (или даже антиэстетические с точки зрения классической эстетики) явления и категории типа абсурдного, заумного, жестокости, шока, насилия, садизма, мазохизма, деструктивности, энтропии, хаоса, телесности, вещности, лабиринта и т.п.
Таким образом, можно утверждать, что эстетические поиски Фассбиндера как театрального режиссера протекают в русле общих культурных тенденций ХХ века. Перечислим основные категории сценической практики с точки зрения эстетики.
- Институт истории культур Факультет культурологии
- Эстетика театра Райнера Вернера Фассбиндера.
- Содержание
- Глава I. Жизнь и творчество р.В. Фассбиндера. 6
- Глава III. Эстетическая концепция р.В. Фассбиндера и методы ее воплощения. 42
- Введение.
- Глава I. Жизнь и творчество р.В. Фассбиндера.
- § 1.1. Обзорная характеристика личности и творчества р.В. Фассбиндера.
- § 1.2. Взгляды р.В. Фассбиндера на театр.
- Глава II. Фассбиндер как театральный режиссер.
- §2.1. Action – театр и театральный дебют Фассбиндера.
- §2.2. Living-театр и его влияние на Фассбиндера.
- § 2.3. Anti-театр – собственный театральный проект режиссера.
- § 2.4. Бременский театр как "легитимный" театральный проект.
- Глава III. Эстетическая концепция р.В. Фассбиндера и методы ее воплощения.
- § 3.1. Драматургический язык.
- §3.2. Свет и цвет.
- § 3.3. «Эффект отчуждения».
- § 3.4. Оппозиция «аполлоновского и дионисийского» в творчестве Фассбиндера.
- Заключение
- Приложение 1 Спектакли Райнера Вернера Фассбиндера
- Приложение 2 Обзор литературы о театре Райнера Вернера Фассбиндера на русском языке
- Приложение 3 Обзор литературы о театре Райнера Вернера Фассбиндера на немецком языке
- Список использованной литературы