2.3. Основной этап. Оформление работы
С момента установления общего тона картины наступает самый длительный этап. Постепенно, работая над всеми участками картины одновременно, подбирались цвета, а световые контрасты, также и тени, четко устанавливались. Этот этап напрямую связан с созданием «атмосферы», которую художник видит в своей работе.
Как и в подмалевке, двигаться следует от темного к светлому. На данной стадии уже применяются и белила, и другие корпусные краски для передачи форм, объема, различных материалов и фактур. Цветовые отношения, характер освещения, общий колорит картины были определены по готовым этюдам с натуры, по которым и выполнялась итоговая работа.
Одновременно работая над фигурами и пейзажем, нельзя забывать о плановости: передний план более контрастен и насыщен, пейзаж же обобщен, уведен «в дымку» парка.
Свет передавался более яркими, пастозными мазками, тени прописывались более приглушенно и более жидко.
Работа велась разными кистями, как синтетическими, так и щетинками. Щетинные кисти отлично подходят для торцевания заднего плана. Отрывистыми короткими шлепками по холсту кистью, на которую густой массой взято масло без применения разбавителя, наносится тон, перекрывающий серо-синюю лессировку холста, но не записывая её полностью. Нижний слой серо-синий лессировки лёгкой дымкой просвечивает сквозь второй слой пастозных красок и создаёт лёгкое мерцание воздушной среды.
Работа, написанная в технике лессировок, очень быстро высыхает. Техника лессировок предусматривает длительное письмо произведения, в отличии от техники «а-ля прима», которая предусматривает быстрое письмо в один сеанс и попаданием в точный тон и цвет.
Суть понятия «завершенность» картины, состоит в осознанном подчинении всех действий мыслительного и художественного процессов (замысел, выбор сюжета, построение композиции, выбор главных и второстепенных деталей изображения, определение колористического решения и живописно–пластических средств и т.д.) главной идее живописного полотна. В результате этих действий картина обретает цельность и глубину содержания, что и является основной характеристикой законченности живописного произведения.
Заключительный этап картины – это всегда поиск компромисса между художником и самой картиной. Трудно предугадать момент, когда почувствуешь, что этот мазок уже лишний.
Последними штрихами, как правило, акцентируют цвет или усиливают контраст на переднем плане работы. Главное – грамотно и уместно их расставить.
Еще раз можно пролессировать некоторые участки: небо – чтобы объединить и углубить пейзаж; передний план с землей и деревьями– чтобы «усадить» людей. Кое –где поставлены блики, добавлены детали (на одежде, на обуви, на стволах деревьев).
Оформление работы – завершающий этап, и, может, и самый ответственный. Ведь, насколько выигрышно будет смотреться готовая картина зависит от того, во что ее «одеть», поэтому для самой работы и этюдов был заказан простой некрашенный багет без резных элементов, которые бы только отвлекали внимание от работы. Рама была покрашена в соответствии с задумкой автора – нужно было, чтобы они были эффектными, но не отвлекали все внимание на себя и смотрелись с работами цельно.
Вывод по главе
Приступая к работе над художественно – творческой частью диплома, автор определил цель – написать сюжетную композицию «Свидание». Работа проходила в несколько этапов: сначала разрабатывались композиционные эскизы, делались натурные и пленэрные этюды.
Затем в натуральную величину итоговой работы был подготовлен тоновой рисунок на картоне.
На заранее подготовленный холст рисунок с картона был перенесен углем.
На стадии подмалевка была сделана прописка основных тоновых пятен лессировочно, без объема, но в полную силу, чтобы задать общий тон картине.
Основной этап – нахождение цветовых отношений, характера освещения, определение общего колорита картины. На данной стадии использовалась смешанная техника – широко использовалось корпусное пастозное письмо, что помогло еще больше объединить живопись с выбранным сюжетом, но и здесь нельзя было обойтись без лессировок кистями.
Последние штрихи определили почерк художника; расставленные акценты придали еще большую глубину картине и объединили детали между собой.
Дипломная работа, а также живописные этюды, были оформлены в багет, поисковые эскизы и картон – размещены на планшетах.
Теоретическая часть, в которую вошли обзор связи человека и природы в работах художников классицизма и романтизма, подробное описание хода работы над практической частью диплома, оформлена в переплет. Готовая картина, картон, поисковый материал (наброски, эскизы, этюды) сфотографированы и помещены в приложение пояснительной записки.
Заключение
Во все времена тема взаимоотношений между мужчиной и женщиной была ведущей в изображении двоих. Картина как художественное произведение должна заинтересовывать и быть доступной пониманию простого зрителя, поэтому, выбирая сюжет для своих произведений, художник, как правило, обращается к опыту великих мастеров прошлого, к своему личному опыту, а также черпает материал из окружающей его действительности.
Актуальность и современность представленной дипломной работы как раз заключается в сюжете – ведь, прообразами героев картины послужили конкретные люди – это сама автор произведения и её молодой человек.
Но, как неоднозначна сама молодость, так неоднозначен и сам сюжет картины: нельзя сказать, что это – всего лишь документальная передача натуры; в первую очередь – это собирательный образ необычной современной молодежи, да и олицетворение юности в целом. Это и наивная первая любовь, и серьезное чувство, и тайна первого свидания.
Итоговая работа, отличаясь по стилю с натурными этюдами, является, скорее, передачей чувств, впечатлением, но это вовсе не делает ее чистым вымыслом, фантазией автора. Осенний закат с яркими красками не выглядит увядающим, хотя и символизирует завершение определённого этапа жизни. Но завтра наступит новый день, и новый этап в жизни, в который герои картины войдут уже вместе.
Задумка автора воплотилась в полной мере; работа может служить оформлением интерьера, а также принимать участие в выставках, приобщая к искусству, в первую очередь, молодых людей, эстетически на них влияя, благодаря современному и близкому для молодежи сюжету. Материалы дипломной работы (теоретическая часть и приложение) могут быть использованы на уроках композиции и МХК.
Библиография
Азадовский, К. М., Пейзаж в творчестве К. Д. Фридриха, в сборнике: Проблемы романтизма, вып. 2 / К.М. Азадовский. - М., 1971. - 27 c.
Большая советская энциклопедия (Гл.ред. Прохоров А.М.). – М: Советская энциклопедия, 1977. – 360 c.
Вольская, В. Н. Пуссен./ В.Н. Вольская. - М., 1946. – 14 c.
Воротников, А.А., История искусств./ А.А. Воротникова. – Мн: Литература, 1997. – 502 c.
Габитова, Р.М. Философия немецкого романтизма / Р.М. Габитова. – М., 1978 г. – 41c.
Гайм, Р. Романтическая школа./ Р. Гайм. - М., 1891. - 39 c.
Зарецкая, Д. В. Хрестоматия по мировой художественной Культуре./ Д.В. Зарецкий.- М.: 2000. – 123 с.
Золотов, Ю.В. Пуссен. / Ю.В. Золотов. - М., 1988. – 25 c.
Ильина, Т.В. Западноевропейское искусство / Т.В. Ильина. - М., 1993. – 340 c.
Ильина, Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство / Т.В. Ильина. — М.: Высшая школа, 2000. — 368 с.
Калитина, Н. Н. Французское изобразительное искусство конца XVIII -XX веков / Н.Н. Капитана. - Л., 1990. – 211 c.
Кравченко, А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов./ А.И. Кравченко — М., Академический проект, 2001. – 55 c.
Кравченко, А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. 3-е изд./ А.И. Кравченко. - М: Академический Проект, 2002.— 496 с.
Мамонтов, С.П. Основы культурологи./ С.П. Мамонтов. — М., Олимп, 1999. – 103 c.
Петкова, С.М. Справочник по мировой культуре и искусству / С.М. Петкова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. — 504 с.
Погодин, Ф.О. Всеобщая теория искусства. Т. 4. Искусство XVII – XVIII веков./ Ф.О. Погодин. - М., 1963. - 361 c.
Ракова, М.Н. Русское искусство первой половины XIX века. / М.Н. Ракова. - Л., 1975. - 88 c.
Реизов, Б.Г. Между классицизмом и романтизмом./ Б.Г. Реизов. - Л., 1962. – 64-145 c.
Рескин, Дж. Лекции об искусстве / Дж. Рескин. — М.: Б.С.Г.-Пресс, 2006. — 58 с.
Смирнов А.А. Классицизм как культурная парадигма // Барокко и классицизм в истории мировой культуры: Материалы… — СПб., 2001. – 43 c.
Турчин, В.С., Эпоха романтизма в России. К истории русского искусства первой трети XIX столетия./ В.С. Турчин. – М.: Искусство, 1981. – 420-423 с.
Филимонова С.В. История мировой художественной культуры/ С.В. Филимонова. – М.: Белый ветер, 1997. – 492 c.
Хачатрян, Ш. «Айвазовский известный и неизвестный»./ Ш. Хачатрян.- М., 1976 – 39 c.
Шумова, М.Н. Русская живопись первой половины XIX века. / М.Н. Шумова. - М., Искусство. 1978. – 63 c.
Список иллюстраций.
1. А. Моро «Ухаживание», 1878г., х., м., 115 х 102. Франция, Шеффилд, Художественная галерея. http://smallbay.narod.ru/classic.html.
2. И.К. Айвазовский «Берег моря. Штиль», 1843г., х., м., 114 х 187. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. http://smallbay.narod.ru/classic.html
3. И.К. Айвазовский «Отара с пастухами. Закат», 1857 г., х., м., 60 х 89. Москва, Собрание С. Горшина. http://smallbay.narod.ru/classic.html.
4. И.К. Айвазовский «Лунная ночь у побережья», 1847 г., х., м., 64,5 х 52,5. Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского, Ялта. http://smallbay.narod.ru/classic.html.
5. Д. Тиссо «Выздоравливающая», около 1876 г., х., м., 120 х 98. Франция, Шеффилд, Художественная галерея. http://smallbay.ru/romantic.html.
6. Н.Пуссен «Ринальдо и Армида», около 1629 г., х., м., 133 х 95. ГМИИ им. А.С. Пушкина. http://smallbay.narod.ru/classic.html.
7. Ф. Хайец «Ринальдо и Армина»,1812-1813 гг., х., м., 121 х 96. http://smallbay.ru/romantic.html.
8. К.Лоррен «Ацис и Галатея», 1657 г., х., м., 97 х 83. http://smallbay.ru/romantic.html.
9. К.Коро «Воспоминание о Мортефонтене», 1864 г., х., м., 88 х 64. Лувр, Париж. http://smallbay.ru/romantic.html.
10. К. Фридрих «Двое созерцающие луну», 1819-1820 гг., х., м., 44 х 35. Картинная галерея, Дрезден. http://smallbay.ru/romantic.html.
11. К. Фридрих «Закат солнца», между 1830-1835 гг., х., м., 31 х 25. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. http://smallbay.ru/romantic.html.
12. К. Фридрих «На паруснике», 1818 г., х., м., 71 х 56. Государственный Эрмитаж, Санкт- Петербург. http://smallbay.ru/romantic.html.
13. С.Щедрин «Вид в окрестностях старой Руссы», 1803 г., х., м., 78,5х103. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. http://smallbay.ru/romantic.html.
14. С.Щедрин «На веранде», 1824г., х., м., 26x32,5. Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург. http://smallbay.ru/romantic.html.
Приложение 1
Рис. 1. А. Моро «Ухаживание»
Рис. 2. И.К. Айвазовский «Берег моря. Штиль», 1843г.
Рис. 3. И.К. Айвазовский «Отара с пастухами. Закат», 1857 г.
Рис. 4. И.К. Айвазовский «Лунная ночь у побережья», 1847 г.
Рис. 5. Д. Тиссо «Выздоравливающая»
Рис. 6. Н.Пуссен «Ринальдо и Армида», около 1629 г.
Рис. 7. Ф. Хайец «Ринальдо и Армина»,1812-1813 гг.
Рис. 8. К.Лоррен «Ацис и Галатея», 1657 г.
Рис. 9. К.Коро «Воспоминание о Мортефонтене», 1864 г.
Рис. 10. К. Фридрих «Двое созерцающие луну», 1819-1820 гг.
Рис. 11. К. Фридрих «Закат солнца», между 1830-1835 гг.
Рис. 12. К. Фридрих «На паруснике», 1818 г.
Рис. 13. С.Щедрин «Вид в окрестностях старой Руссы, 1803 г.
Рис. 14. С.Щедрин «На веранде», 1824г.
Приложение 2
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 8
Рис. 9
Рис. 10
Рис. 11
Рис. 12
Рис. 13
Рис. 14
Рис.15
Рис. 16
Картон к дипломной работе
Дипломная работа
- 050602.65 Изобразительное искусство
- Глава 1. «Человек и природа в творчестве художников классицизма и романтизма»
- 1.1. Классицизм и романтизм как культурное явление XVII –XIX веков.
- 1.2. Образ человека в пейзаже художников классицизма и романтизма.
- Глава 2. Ход работы над художественно–творческой частью диплома
- Глава 1. Классицизм и романтизм как культурное явление XVII –XIX веков.
- 1.1.1. Художественная система эпохи классицизма.
- 1.1.2. Художественная система эпохи романтизма.
- 1.1.3. Отличительные особенности классицизма и романтизма.
- Глава 1.2. Образ человека в пейзаже в творчестве художников классицизма и романтизма.
- 1.2.1. Классический идеал человека в пейзажах Никола Пуссена.
- 1.2.2. Идеология пейзажей Клода Лоррена и Камиля Коро.
- 1.2.3. Романтический идеал человека в пейзаже к.Д. Фридриха.
- 1.2.4. Образ человека в пейзаже с. Щедрина.
- Глава 2. Ход работы над художественно – творческой частью диплома.
- 2.1. Обоснование выбора темы, техники исполнения и композиционные поиски.
- 2.2. Подмалевок.
- 2.3. Основной этап. Оформление работы