1.1.1. Художественная система эпохи классицизма.
Классицизм ― художественное направление в искусстве и литературе XVII ― начала XIX вв. Он во многом противостоял барокко с его страстностью, изменчивостью, противоречивостью, утверждая свои принципы.
В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, «должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания» [19, с. 58].
Появился классицизм во Франции. В формировании и развитии этого стиля можно выделить два этапа. Первый этап относится к XVII веку. Для классиков этого периода непревзойденными образцами художественного творчества были произведения античного искусства, где идеалом являлся порядок, разумность, гармония. В своих произведениях они добивались красоты и истины, ясности, стройности, законченности построения. Второй этап ― XVIII век. В историю европейской культуры он вошел как эпоха Просвещения или Век Разума. Человек придавал большое значение знаниям и верил в способность объяснить мир. Главным героем является личность, готовая на героические поступки, подчиняя свои интересы ― общим, душевные порывы – голосу разума. Его отличает нравственная стойкость, мужество, правдивость, верность долгу. Рациональная эстетика классицизма нашла отражение во всех видах искусства.
Классицизм формируется, испытывая воздействие других непосредственно соприкасающихся с ним общеевропейских направлений в искусстве: он отталкивается от предшествующей ему эстетики Возрождения и противоборствует активно сосуществующему с ним искусству барокко, проникнутому сознанием всеобщего разлада, порожденного кризисом идеалов минувшей эпохи.
Одной из важнейших черт классицизма было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения. Искусство классицизма отражало идеи гармонического устройства общества, но во многом их утрачивало по сравнению с культурой Возрождения. Конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и разума свидетельствуют о сложности искусства классицизма. Художественным формам классицизма свойственна строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов. [7, c. 123]
В живописи главное значение приобрели логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, четкая передача объема, с помощью светотени подчиненная роль цвета, использование локальных цветов (Н.Пуссен, К. Лоррен).
Четкая разграниченность планов в пейзажах выявлялась также с помощью цвета: передний план обязательно должен был быть коричневым, средний - зеленым, а дальний - голубым.
Во второй половине XVIII в. живопись обращается к республиканским идеям античности, к образам мужественных борцов против тирании (Ж. Л. Давид).
Поздний классицизм, называемый также ампир, приобретает черты парадности и пышности, выразившиеся в архитектуре и прикладном искусстве первой трети XIX в.
Русский классицизм во второй половине XVIII - начале XIX вв. воплотил новый, небывалый по размаху, национальному пафосу и идейной наполненности расцвет культуры.
В живописи видными мастерами классического истинного жанра были А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов, И. А. Акимов, А. И. Иванов, А. Е. Егоров, ранний А. А. Иванов. Принципы классицизма отразились также в живописных портретах Д. Г. Левицкого, Боровиковского В. Л., пейзажах Матвеева Ф. М..
Однако, в дальнейшем для русского изобразительного искусства все более характерным становится бездушный, надуманный академический схематизм, с которым ведут борьбу представители романтизма и реализма, пришедших на смену классицизму. [15, c. 504]
Основные принципы классицизма. |
| |
|
|
Обращение к образцам и формам античности как к идеалу. Для классицизма характерен культ идеальных форм. Представители классицизма свой эстетический идеал видели в античном искусстве и призывали подражать его высоким образцам. Стремление художников изобразить современные проблемы в зеркале античных мифов было связано с задачей выявить в том или ином явлении его родовые, устойчивые черты, понять сущность человека, идеальное воплощение которой они видели в античной классике. Принцип рационализма. Культ разума. В основе теории классицизма лежало убеждение в разумности бытия, в наличии единого всеобщего порядка, управляющего ходом вещей в природе и в жизни людей, гармоничности человеческой натуры, вера в бесконечные возможности разума, в силы человека. Разум, постигающий идеальную закономерность, выступает как высшее начало по отношению к живому разнообразию жизни, индивидуальному началу. Для теоретиков классицизма культура основана на логике: мысль, а не эмоции содействуют познанию истины. Строгое соблюдение правил, канона в построении художественного произведения. Представители классицизма рассматривали свое творчество не как способ самовыражения, а как утверждение законов «истинного искусства», которое подчинено определенным нормам, упорядочивающим художественный материал. Если кто-то создал прекрасное творение, то другим художникам не следует искать новых путей, а надо лишь подражать уже созданному на века образцу. С одной стороны, преклонение перед авторитетами, установка на соблюдение определенных правил суживала границы творчества, с другой — приводила к повышению художественного мастерства, профессионализма художников. Художники классифицировали темы, мотивы, опирались на строгую иерархию жанров, выделяя «высокие» жанры и «низкие». В произведениях «высоких» (в живописи — исторический, мифологический и религиозный жанры; их сфера — государственная жизнь или религиозная история, их герои — монархи, полководцы, мифологические персонажи, религиозные подвижники) жанров изображались монархи, полководцы, мифологические персонажи, религиозные подвижники. Произведения «низких» (в живописи — т. н. "малый жанр" — пейзаж, портрет, натюрморт) жанров обращались к частной повседневной жизни людей, принадлежащих, как правило, к средним сословиям. Таким образом художники стремились не смешивать трагическое и комическое, героическое и обыденное, возвышенное и низкое, прекрасное и уродливое. В сумму строгих правил эстетики классицизма входили требования равновесия красоты и истины, логичности замысла, точности выражения значительной мысли, стройности и законченности композиции. Эти и другие правила напрямую связаны с разработанной художниками-классицистами категорией «хорошего вкуса», под которым понималось не индивидуальное предпочтение того или иного художественного произведения, а некая коллективная эстетическая норма, выработанная «хорошим обществом». Стремление запечатлеть существенные свойства жизненного явления. Представители классицизма предпочитали общее частному, обращались в своих творениях к вечным истинам, к общечеловеческому, неизменному (к прекрасным свойствам человеческой души, к вечному великолепию природы, к устойчивым законам морали). Задачу отражения в искусстве существенных сторон бытия позволяли решать острые драматические сюжеты. Напряженные коллизии помогали измерить возможности человека, выявить масштаб личности героя, его духовную высоту или, напротив, — глубину его нравственного падения. В каждом явлении художник стремился найти и запечатлеть его существенные черты, поэтому искусство классицизма антииндивидуально, отвлеченно и рационалистично. Под верным изображением действительности в классицизме понималось не воссоздание живой жизни отдельных людей, находящихся в конкретных обстоятельствах, а изображение человека вообще, отвлеченных обобщенных норм общественной и духовной жизни людей. Основным законом классицизма является художественное правдоподобие: человека, а также явления, вещи необходимо изображать такими, какими они должны быть. Художественное правдоподобие связано с понятием нравственной нормы, психологической вероятности, благопристойности. Для классицизма не характерны мистицизм, фантастические сюжеты. |
Обращение к общественной проблематике. Классицизм полагал абсолютно ценным в человеке то, что подчиняет его норме, законам, социальным и нравственным. Столкновение долга и чувства становится излюбленной коллизией в произведениях классицистов, для которых характерна общественная проблематика, культ гражданских добродетелей, дидактико-моралистический пафос. Эта установка объясняет интерес к жанру трагедии с ее острой постановкой общественных и нравственных вопросов, высокой героикой, сильными, благородными страстями людей, возвышающихся над обычным уровнем, определяет также развитие жанра высокой комедии, которая прославляла добродетель, должна была исправлять и поучать зрителя.
Обобщённость подачи человеческих характеров. Характеры в классицистических произведениях строятся на выделении одной доминирующей черты, что способствует их превращению в универсальные человеческие типы. Все индивидуальное не является интересным объектом изображения. В классицизме прочно укоренилась традиция делить персонажи на положительные и отрицательные, противоречивый характер для классицистической традиции нехарактерен. Художник-классицист «представлял себе человеческую психику не в виде единого и сложного противоречивого потока переживаний, а в виде математической суммы несмешиваемых «способностей» или чувств, каждое из которых может быть рассмотрено в чистом виде» (Г. А. Гуковский).
Идеализация героев. Для представителей классицизма было характерно убеждение, что в основе личности человека лежит идеальное начало. Это убеждение и является источником веры в силы человека. Герой классицистического произведения представлял собой либо некий эталон для подражания, либо личность, стремящуюся стать равной своему идеальному «я», преодолеть внутреннюю раздвоенность, сделав верный выбор. Изображение идеального героя было связано с задачей воспитания человека в духе этого идеала и определяло такую важную черту классицизма, как дидактизм: истинное произведение искусства призвано поучать, воспитывать читателя. [20, c. 43]
- 050602.65 Изобразительное искусство
- Глава 1. «Человек и природа в творчестве художников классицизма и романтизма»
- 1.1. Классицизм и романтизм как культурное явление XVII –XIX веков.
- 1.2. Образ человека в пейзаже художников классицизма и романтизма.
- Глава 2. Ход работы над художественно–творческой частью диплома
- Глава 1. Классицизм и романтизм как культурное явление XVII –XIX веков.
- 1.1.1. Художественная система эпохи классицизма.
- 1.1.2. Художественная система эпохи романтизма.
- 1.1.3. Отличительные особенности классицизма и романтизма.
- Глава 1.2. Образ человека в пейзаже в творчестве художников классицизма и романтизма.
- 1.2.1. Классический идеал человека в пейзажах Никола Пуссена.
- 1.2.2. Идеология пейзажей Клода Лоррена и Камиля Коро.
- 1.2.3. Романтический идеал человека в пейзаже к.Д. Фридриха.
- 1.2.4. Образ человека в пейзаже с. Щедрина.
- Глава 2. Ход работы над художественно – творческой частью диплома.
- 2.1. Обоснование выбора темы, техники исполнения и композиционные поиски.
- 2.2. Подмалевок.
- 2.3. Основной этап. Оформление работы