logo
Именно в 90

Пьер Боннар. Плакат журнала "La Revue Blanche”. 1894

 

В Австрии, которая в 90-е годы внесла свой большой вклад в модерн, он получил название «стиль сецессион» («Sezes-sionstil»). Сецессион — вид объединения художников. Такие объединения существовали в Вене, в Берлине, в Мюнхене. Такое же название стиля было в Польше и в Чехии. В Польше модерн называли также «новым стилем», «модернизмом».

В России распространение получило название «стиль модерн» или просто «модерн». Однако часто применяли и слова «новый стиль».

В Испании употребляли слово «модернизм» . Кроме всех этих основных названий были многочисленные, подчас смехотворные наименования — «яхт-стиль», «стиль вермишель», «кондитерский стиль».

Вся эта пестрота не должна нас смущать. Надо иметь в виду, что практически речь идет о едином стиле, который получил различные имена. Пестрота эта образовалась в результате того, что стиль действительно возникал в самых различных концах Европы, как мы уже видели, создавался целенаправленно, сознательно. За ним закрепляли имя.

Как мы уже говорили, к 90-м годам относится и своеобразный журнальный бум. Можно сказать — пошла мода на журналы, возникавшие один за другим, иногда по нескольку в одной стране. Пример одного журнала порождал подражания, переносился в соседние национальные школы. К тому же чаще всего в программу этих журналов входило международное художественное сотрудничество. Редакции охотно привлекали критиков из других стран, которые знакомили с положением дел в своей национальной художественной школе. Журналы вырабатывали и переносили новинки книжной графики. Они сами по себе являлись произведениями искусства модерна, не говоря о том, что обширно публиковали современное творчество мастеров модерна. Чаще всего они посвящали свои страницы различным видам искусства, содержали также литературные разделы.

Как мы уже говорили, у журналов модерна 90-х годов были предшественники в 80-е — английский «Конек» и бельгийское «Современное искусство». А список журналов 90-х годов открывает начатая изданием в 1891 году «La Revue Blanche». Издавался этот журнал братьями Натансон — известными в то время деятелями культуры. В нем принимали активное участие мастера группы Наби. Можно даже сказать, что это был орган Наби. Среди сотрудников журнала мы встречаем таких известных писателей и критиков, как Андре Жид и Поль Валери. Этот журнал отличается от своего английского предшественника тем, что в нем не было преобладания проблематики прикладного искусства. В основном материал, публиковавшийся в нем, был посвящен живописи, театру, теории искусства, художественной жизни. Знаменитый плакат Пьера Боннара, выполненный в черно-серых и бело-желтых тонах в 1894 году и представляющий модно одетую даму, только что приобретшую журнал и держащую его в руке, являет собой яркий пример рекламной графики модерна. Она зиждется на орнаментальной основе. В орнамент вплетаются и изображения двух фигур, и буквы, которыми усеян фон, и детали одежды. Построенный на соотношении двух цветов, плакат соответствует анонсированному в заглавии журнала белому.

 

 

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4