logo
глава2(10стр)

Глава 2. Укрепление красочного слоя монументальной живописи и раскрытие его от поздних наслоений

Для процесса укрепления красочного слоя живописи очень важно правильно выбрать укрепляющие материалы. На протяжении нескольких десятилетий в качестве укрепляющих материалов реставраторами применялись казеиновый и глютиновый клеи, желток куриного яйца, растительные камеди. В настоящее время, учитывая свойства этих материалов и современные достижения науки и техники, многие реставраторы нашей страны стали применять для укрепления и расчистки монументальной живописи новые, более эффективные синтетические материалы.

Свойства старых традиционных материалов подробно описаны в работах исследователей прошлых лет и работающих в настоящее время. Это работы Д. И. Киплика (1), Е. А. Домбровской (2) и др.

В отчетной реставрационной документации прошлых лет, хранящейся в архивах реставрационных мастерских и музеев, неоднократно подчеркивались отрицательные свойства широко применявшегося для нужд реставрации казеинового клея (3).

Исчерпывающий обзор применяемых старых материалов сделан В. В. Филатовым в его работе "О материалах для укрепления красочного слоя древнерусской монументальной живописи" (4).

В статье А. В. Ивановой "Причины разрушения настенной живописи" (5) дан анализ факторов, приводящих к разрушению, в том числе и в результате применения старых материалов, а также сформулированы требования к укрепляющим материалам. Из этих работ, обобщенных в главе 1 данного сборника, и, учитывая опыт практической реставрации живописи, можно сделать вывод, что старые традиционные материалы во многом уступают новым, синтетическим.

Применение более эффективных синтетических материалов дает возможность не только укрепить любой по степени разрушенности красочный слой монументальной живописи, но и произвести его дальнейшую расчистку от поздних наслоений, полностью сохранив при этом слой изначальной живописи, что практически невозможно сделать старыми, традиционными укрепляющими материалами.

Фресковая, темперно–клеевая и масляная монументальная живопись в зависимости от разнообразия воздействующих на нее факторов находится в состоянии различной степени сохранности. Кроме этого она может находиться под одним или несколькими слоями записей, известковых набелов и поверхностных загрязнений. В зависимости от этого изменяется и сам процесс исполнения реставрации настенной живописи. Следует иметь в виду, что даже в одном памятнике, на одной стене, но на разных ее участках состояние живописи может быть различным, и поэтому процесс ее укрепления и дальнейшего раскрытия требует тщательного изучения и творческого подхода.