Выборочное укрепление красочного слоя живописи и удаление поверхностных загрязнений
Если красочный слой живописи находится в состоянии меления и незначительного шелушения отдельных пигментов росписи, сначала выполняется выборочное укрепление его, а затем дальнейшее раскрытие. Укрепление красочного слоя росписей выполняется лишь в местах обнаруженного шелушения живописи с помощью разбавленной до одного процента водной дисперсии ВА 2–ЭГА. Разрушенный участок живописи для улучшения смачиваемости поверхности и проникновения вглубь укрепляющего состава предварительно обрабатывается водно–спиртовой смесью (1:1),«затем по мере подсыхания наносится укрепляющий состав с помощью мягких мелких кистей. Насыщение раствором обильное. Дав участку провянуть, разрушенный красочный слой живописи укладывают торцевыми движениями кисти, которой выполнялось укрепление, а затем прикатывают ватным тампоном через фильтровальную бумагу. По окончании выборочного укрепления выполняется обработка расчищаемой поверхности живописи растворами смолы К–42; дальнейшее ее раскрытие от поверхностных загрязнений производится по схеме, приведенной выше (см."Удаление поверхностных загрязнений с прочной живописи"), в местах выполненных подклеек выборочного укрепления, раскрытие живописи выполняется мелкими ватными тампонами, смоченными смесью этилового спирта с ацетоном и водным раствором моющих средств в соотношении 1:1:0,5. При этом вместе с поверхностными загрязнениями удаляется образовавшаяся на поверхности живописи пленка укрепляющего состава. Если в процессе раскрытия выявляются участки повторного шелушения, то работа прекращается и живопись вновь укрепляется 1–процентной водной дисперсией ВА 2–ЭГА. После высыхания процесс раскрытия продолжается.
По окончании раскрытия состояние живописи тщательно проверяется, обнаруженные участки отставшего красочного слоя подклеиваются дисперсией ВА 2–ЭГА и затем выполняется общее структурное укрепление живописи растворами смолы К–15/3 3–8–процентной концентрации. Следует отметить, что на светлых охрах К–15/3 может вызвать потемнение, поэтому концентрацию раствора в таком случае надо взять минимальную. Концентрация рабочего раствора выбирается опытным путем, путем пробного укрепления и дальнейшего наблюдения за состоянием укрепленного участка.
Структурное укрепление живописи выполняется путем пропитки с мягких кистей раствором вначале минимальной концентрации, затем постепенно ее увеличивают и доводят до максимальной. Подобный метод укрепления позволяет достичь максимальной глубины пропитки и равномерного распределения укрепляющего состава.
Применение смолы К–15/3 позволяет получать хорошее структурирование как красочного слоя, так и верхней части фунта, на котором он находится, и придать живописи изначальные свойства, позволяющие защитить ее от намокания. Образовавшаяся в отдельных местах глянцевая пленка тотчас же удаляется тампоном, смоченном в ацетоне.
- Глава 2. Укрепление красочного слоя монументальной живописи и раскрытие его от поздних наслоений
- Для проведения реставрационных работ, связанных с укреплением и раскрытием изначальной фресковой и темперно–клеевой живописи, необходимы следующие условия:
- Выборочное укрепление красочного слоя живописи и удаление поверхностных загрязнений
- Укрепление деструктированного и сильно шелушащегося красочного слоя живописи и его дальнейшее раскрытие
- Укрепление и расчистка настенной живописи, находящейся под слоем набелов
- В) слои записи и красочный слой изначальной росписи разрушены.
- Живопись под масляными записями
- Примечание:
- Список литературы