logo
Искусство Западной Европы XYII в

Тема «Искусство Западной Европы в XVII веке»

Мировоззрение XVII столетия пронизано ощущением трагического противоречия человека и мира, в котором он занимает совсем не главное место, а растворен в его многообразии. Сложность и противоречивость эпохи интенсивного образования абсолютистских национальных государств в Европе определили характер новой культуры, которую принято в истории искусства связывать со стилем барокко, но которая не исчерпывается только этим стилем. 17 столетие — это не только искусство барокко, но и классицизм и реализм.

Мировоззрение Ренессанса строилось, прежде всего, на безграничной вере в гармонию мира, в силу и волю человека-героя, в то, что человек — мера всех вещей. Возрождение дало нам примеры объединения науки и искусства в одной творческой индивидуальности.

Отражая сложную атмосферу времени, барокко соединило в себе несоединимые черты. Черты мистики, фантастичности, иррациональности, повышенной экспрессии. При всей противоречивости барокко вместе с тем имеет вполне выраженную систему изобразительных средств, определенные специфические черты. В нем преобладает в религиозной тематике интерес к сюжетам чудес и мученичества, где смогли ярко проявиться излюбленная для этого стиля патетика.

Для барокко характерна живописная иллюзорность, желание обмануть глаз, выйти (например, в плафоне) из пространства изображенного в пространство реальное. Барокко тяготеет к ансамблю, к организации пространства: городские площади, дворцы, фонтаны, террасы, партеры, бассейны; городские и загородные резиденции построены на принципе синтеза архитектуры и скульптуры, подчинения общему декоративному оформлению.

Барокко в живописи предпочитает линии живописное пятно, светотеневые контрасты, с помощью которых и лепится форма. Оно нарушает принципы деления пространства на планы, принципы прямой линейной перспективы (которой столько отдали художники Кватроченто) для усиления глубины, иллюзии ухода и бесконечности.

Парковые и дворцовые ансамбли, культовая архитектура, декоративная живопись и скульптура, находящиеся в тесной зависимости от архитектуры, парадный, репрезентативный портрет становятся основными видами искусства барокко. Натюрморт и пейзаж как самостоятельные жанры, равно как и жанр анималистический, дополняют картину развития изобразительных искусств этой эпохи.

Место и время развития барокко —XVII век и, прежде всего те страны, где торжествовали феодальные силы и католическая церковь. Основные пути развития искусства 17 в. определяют ведущие национальные школы: итальянская, испанская, фламандская, голландская и французская.