logo
из пособия

3.1. Этнография похоронного обряда.

Традиционный похоронный обряд у русских формировался за счет целого ряда архаических обрядовых элементов и комплекса представлений о смерти и загробной жизни, свойственных в прошлом многим европейским народам. Основные функции очень долго оставались весьма устойчивыми. Прежде всего, совершая те или иные действия при похоронном обряде, стремились облегчить умершему переход в иной мир, далее - обезопасить себя от возможных отрицательных последствий соприкосновения со смертью. Поэтому для похоронного обряда было исключено перерождение обрядовых элементов в игровые или развлекательные, как это было свойственно для календарных и других обрядов жизненного цикла. Некоторые элементы «ритуального веселья», наблюдаемые при совершении похоронного обряда, были органически связаны с системой архаических обережных обрядов, а не сменой функций обрядовых действий.

Одной из характерных особенностей похоронного обряда русских является структурная неопределенность момента его завершения. Обрядовый цикл, начинавшийся в момент наступления смерти, продолжался в ряде послепохоронных обрядов, переходивших после сорокового дня в календарные поминания покойного (родительская или Дмитриевская суббота, страстная суббота в Великий пост, радуница и др.).

Вера в продолжение существования человека после смерти и сохранение каких-то его потребностей, в том числе и физических, сложилась задолго до перехода к трупоположению (процесс перехода от трупосожжения к трупоположению продолжался с 8 по 12 вв.). По народным представлениям, смерть в любом случае наступала внезапно. Поэтому стремились узнать о ее приближении и, если возможно, к ней приготовиться (переодевались во все черное, прощались с близкими, исповедывались и т.д.). Пожилые люди заранее готовили для себя смертную одежду, материал для гроба. Гроб же было принято изготовлять только после наступления смерти. Приметы, предвещающие смерть, связывались с разрушительными действиями в доме (скрип стен, стола, образование трещины и др.) или вне дома (падение звезды, образование на ниве пустых мест и др.), с поведением животных или птиц (собака воет на дом, курица поет по петушиному и др.); необычными снами (строительство нового дома, выпадение зуба и др.). С этим же кругом представлений была связана убежденность в том, что родным очень важно быть около покойника в момент смерти.

После наступления смерти торопились оповестить родственников и односельчан, чтобы они приходили навестить покойного. Всю воду в доме выливали, зеркала занавешивали. Обряжение покойника начиналось с обмывания, которому придавался обережный смысл. Предметы, с помощью которых совершалось обмывание, зарывали в землю в укромном месте, чтобы они не могли повредить живым. Покойника одевали в смертную одежду (белую, сейчас просто праздничную), покрывали сверху саваном или покрывалом. Архаические модификации гроба сводились к форме лодки или долбленой колоды. В гроб стлали солому, стружки, листья от веника, туда клали хлеб, соль и часто какие-либо орудия труда. Под гроб с покойником в качестве оберега клали топор или камень (ухват или квашню). Элементы похоронного обряда могли варьироваться в зависимости от статуса покойника: они дифференцировались на чистых и нечистых или родителей и заложных (мертвяков).

Обязательным моментом похорон были ночные бдения у гроба покойника (поочередные или многолюдные), т.к. ночь считалась особенно напряженным сегментом ритуального времени. В похоронах, которые устраивались обычно через три дня после смерти, участвовали все родственники покойного. Особые обрядовые действия сопровождали момент выноса покойного из дома (ногами вперед в дверь или через окно, сразу же мыли пол или сыпали зерно и т.д.). Гроб с покойным до кладбища раньше везли на телеге или санях, перед кладбищем несли на руках. В обратный путь с кладбища лошадь перепрягали. Гроб в могилу опускали на полотенцах. Каждый из присутствующих кидал в могилу щепотку земли. Возвратившиеся домой справляли «тризну» - поминальную трапезу, состоявшую из особых блюд: горох, яичница, блины, брага, кутья, кисель. Во время трапезы покойнику в почетном углу оставляли место, положив ложку под скатерть, а кусок хлеба сверху. Тризне обычно предшествовали «поиски» покойника - ритуальный обход жилых и хозяйственных помещений. Подобные же трапезы совершались через день, через неделю, на девятый, сороковой дни и через год после похорон. Они также сопровождались посещением могилы покойного. С поминальными днями связаны обряды, исполнявшиеся после смерти до сорокового дня, - кормить покойника (пекли хлеб) и греть покойника (топили баню, обметали могилу банным веником).

Со дня похорон до года ритуальное время становится прерывистым, после года оно теряло свою зависимость от даты и приобретало ритм годового календарно-обрядового цикла. В настоящее время под воздействием городской культуры умершего принято поминать ежегодно в день смерти.

Похоронный обряд оказался одним из наиболее консервативных элементов культуры благодаря устойчивости определяющих представлений, на базе которых он сформировался. Не случайно христианизация именно в этой области не принесла сколько-нибудь существенных результатов. В центре погребального ритуала оказался страх, причем не страх перед смертью, а страх перед мертвым. Он и поддерживал строгость соблюдения и поразительную устойчивость данного ритуала в течение многих веков. Все обряды имели предохранительную цель.

Тем не менее влияние церковно-христианского начала сказалось и здесь: перед смертью человек должен был исповедаться перед священником, после смерти его «отпевали» в церкви и потом в течение продолжительного времени родственники «заказывали» поминальные службы.