§ 1. Из истории календаря.
Слово "календарь" восходит к латинскому "calenda" (первый день месяца), а оно, в свою очередь, - к глаголу "calare", что означает "выкликать": в Древнем Риме обязанностью главного жреца было громкое провозглашение первого дня нового месяца.
Археологические и лингвистические данные позволяют утверждать, что задолго до принятия христианства у древних славян был свой календарь, основанный на наблюдениях за изменениями фаз луны. Славяне различали 4 времени года: зиму, весну (яръ), лето и осень (есень). Года исчислялись по одному из этих сезонов - зиме или лету (чаще лету) (ср. выражение "ему столько-то лет", "с тех пор прошло много лет" и др.). Русское слово год или родственное ему болгарское и сербское година обозначали праздничное время или время вообще.
С принятием христианства Древняя Русь стала пользоваться юлианским (римским) календарем с латинскими названиями месяцев, с делением каждого из них на 4 недели. До принятия христианства неделя называлась "седмица", в то время как само слова "неделя" обозначало день, когда ничего "не делают", т.е. нерабочий день. С переходом на юлианский календарь, этот день стал называться воскресеньем, а слово "неделя" приобрело свое современное значение. Поэтому первый день, следующий за нерабочим днем, за "неделей" назывался по-недельник. Остальные дни стали обозначаться порядковыми числительными. И только "преднедельный" день получил христианское название суббота (от древнееврейского слова, обозначающего отдых, покой).
Сутки славяне делили на четыре части (утро, полдень, вечер и ночь). В свою очередь ночь делилась на три части по крику петухов. Словом день обозначалась светлая половина суток, а сами сутки считались в древности по ночам.
По юлианскому календарю летописание велось от даты "сотворения мира". Вплоть до конца 15 в. началом года считалось 1 марта, с 1492 г. - 1 сентября. Так продолжалось до Петровских времен. В соответствие с реформой Петра I началом года считается 1 января и вводится христианское летоисчисление - от "рождества Христова" В 18 век Россия вступала по-новому. Еще одна важнейшая реформа была при советской власти (переход на "новый стиль" - григорианский календарь).
Связь календаря с трудовой деятельностью в традиционной народной культуре не столь прямолинейна и однозначна, как нередко представляется. К этой проблеме нельзя подходить с современными мерками. Для нас время нейтрально, по отношению к нему доминирует количественный подход. Для человека традиционной культуры каждый отрезок времени имел свое специфическое содержание, другими словами, преобладал качественный подход.
Не менее существенные отличия обнаруживаются в ценностных ориентациях. Если в современном обществе определяющей категорией жизнедеятельности считается труд, то в культуре традиционного типа - ритуал. Не случайно еще в прошлом веке количество праздничных дней у многих народов приближалось к половине всего годового ресурса времени.
И, наконец, в современном сознании существует четкая граница между трудом и праздником (ритуалом), в то время как в традиционной культуре повседневный труд включен в общую ритуализированную деятельность человека по поддержанию установленного и освященного традицией порядка. Отсюда следует, что связь календаря и трудовой деятельности в традиционной народной культуре всеобъемлющая и непосредственная, но не столь очевидная как в современной культуре.
- Глава 1. Календарные обряды и фольклор.
- § 1. Из истории календаря.
- § 2. Русский народный земледельческий календарь. Календарно-обрядовые жанры.
- Календарь основных крестьянских праздников.
- Библиография.
- Глава 2. Обряды жизненного цикла.
- § 1. Родильный обряд.
- § 2. Свадебный обряд.
- 2. 2. Песенные жанры свадьбы.
- 2. 3. Функции дружки в свадебном обряде. Приговор дружки.
- Все действия, выполняемые дружкой, разбиваются на 3 периода. Каждый период содержит определенный набор поэтических мотивов:
- § 3. Похоронный обряд.
- 3.1. Этнография похоронного обряда.
- 3.2. Жанр причитания.
- Библиография