2.3. Мгу в начале XX века.
Студенты Московского университета были в первых рядах борцов за свободу в революции 1905-1907гг. На сходке 9 сентября 1905 года студентами была принята резолюция, требовавшая свержения самодержавия и превращения России в демократическую республику.
Подъем революционного движения накануне первой мировой войны также затронул Московский университет. В 1911 году в знак протеста против незаконного увольнения ряда профессоров и нарушения университетской автономии его стены демонстративно покинули более 130 профессоров и преподавателей. Среди них - ученые с мировым именем: К.А.Тимирязев, П.Н.Лебедев, Н.Д.Зелинский, Н.А.Умов, С.А.Чаплыгин, В.И.Вернадский, В.И.Пичета и др. Правительство ответило исключением из университета более тысячи студентов, арестами и высылкой из Москвы революционно настроенных учащихся. Резко сократилось число студентов и в связи с начавшейся в 1914 году первой мировой войной.
Несмотря на многочисленные трудности, Московский университет за первые 150 лет своего существования внес огромный вклад в развитие российской науки икультуры. В XIX - начале XX века здесь работали крупнейшие ученые - представители русских научных школ математиков и механиков Н.Д.Брашмана, Н.Е.Жуковского, Н.В.Бугаева, С.А.Чаплыгина; физиков и астрономов А.Г.Столетова, Ф.А.Бредихина, А.А.Белопольского, Н.А.Умова, П.Н.Лебедева, П.К.Штернберга; химиков В.В.Марковникова, В.Ф.Лугинина, И.А.Каблукова, Н.Д.Зелинского; биологов и почвоведов - К.Ф.Рулье, А.И.Филомафитского, И.М.Сеченова, К.А.Тимирязева, А.Н.Северцова, М.А.Мензбира, А.Н.Сабанина, Д.Н.Прянишникова; медиков М.Я.Мудрова, Ф.И.Иноземцева, Н.В.Склифосовского, Г.А.Захарьина, А.А.Остроумова, Н.В.Филатова, Ф.Ф.Эрисмана, В.Ф.Снегирева; географа и антрополога Д.Н.Анучина; геологов Г.Е.Щуровского, В.О.Ковалевского, А.П.Павлова; геохимика В.И.Вернадского; историков Т.Н.Грановского, Н.И.Надеждина, М.Т.Каченовского, М.П.Погодина, И.Д.Беляева, С.М.Соловьева, В.О.Ключевского, В.И.Герье, Н.А.Рожкова, М.Н.Покровского, Ю.В.Готье; филологов Н.С.Тихонравова, Ф.И.Буслаева, Н.И.Стороженко, Ф.Ф.Фортунатова, Ф.Е.Корша, В.Ф.Миллера, С.К.Шамбинаго, М.Н.Сперанского, М.М.Покровского, В.Н.Щепкина; юристов Б.Н.Чичерина, К.Д.Кавелина, М.М.Ковалевского, П.И.Новгородцева; экономистов И.К.Бабста, А.И.Чупрова, И.И.Янжула; философов Е.Н. и С.Н.Трубецких и др.
Пронесшийся над Россией революционный вихрь 1917 года оставил противоречивый след в судьбе высшей школы. С одной стороны, произошла ее глубокая демократизация. Отменялась плата за обучение, студенты обеспечивались государственными стипендиями. С 1919 года университет полностью был переведен на государственное финансирование. Для того, чтобы выходцы из рабочих и крестьянских семей смогли получить необходимую для поступления в вуз сумму знаний, при университете с 1919 года действовал подготовительный Рабочийфакультет (оставался в составе МГУ до 1936г.). Преподавание в университете в первое послереволюционное десятилетие продолжали ученые с мировым именем: Д.Н.Анучин, Н.Е.Жуковский, Н.Д.Зелинский, А.Н.Северцов, К.А.Тимирязев, С.А.Чаплыгин и др.
Вместе с тем на университетской жизни тяжело отразился раскол общества в ходе революции. Часть студентов и известных ученых, не принявших новые политические порядки, была вынуждена покинуть Московский университет. Определенный ущерб причинили и реорганизации 20-30-х годов, затеянные в погоне за увеличением числа специалистов. Из университета были выведены медицинский, советского права и химический (временно) факультеты и на их базе созданы самостоятельные вузы. В такие же вузы преобразовали геологическое, минералогическое и географическое отделения на естественных факультетах. На основе гуманитарных факультетов в 1931 году открылся Московский институт философии, литературы и истории, слившийся вновь с МГУ только спустя десять лет. Были допущены перегибы и в организации учебного процесса: вводился "бригадно-лабораторный метод" обучения, отменявший лекциии, отдававший проработку материала на самотек студенческим бригадам из 3-5 человек, индивидуальный экзамен заменялся коллективными отчетами бригад.
К счастью, этот период в жизни университета был непродолжительным. В 1932 году "бригадно-лабораторный" метод был отменен, Вводились новые учебные программы, менялся режим работы в высшей школе. В 1934 году в университете были защищены первые за годы Советской власти кандидатские диссертации.
Не обошли стороной университет и трагические события общественной жизни 30-50-х годов. Идеологический и административный диктат со стороны властей препятствовал свободе творчества. Ограничивались контакты с зарубежными научными центрами. Многие ученые подверглись необоснованным репрессиям, целые направления исследований, особенно в общественных науках, филологии, кибернетике, биологии были свернуты.
Несмотря на эти тяжелые потери, университетская наука в целом достигла в 20 - 30-е годы значительных результатов. К 1941 году только на дневном отделении занималось около 5 тыс. студентов. Свыше 30 профессоров и научных сотрудников стали действительными членами АН СССР. Ученые университета разработали учебники для высшей и средней школы.
- Глава 1. Царскосельский лицей.
- Глава 2. Московский государственный университет.
- Глава 1. Царскосельский лицей.
- 1.1. Историческая справка.
- 1.2. Лицей
- 1.3. ”Союз лицеистов”
- Глава 2. Московский государственный университет.
- 2.1. Основание мгу.
- 2.2. Мгу в XIX веке.
- 2.3. Мгу в начале XX века.
- 2.4. Мгу в годы Великой Отечественной войны.
- 2.5. Мгу во второй половине XX века.
- 2.6 Мгу сегодня.