logo
Реферат Русское средневековое зодчество

VI. Заключение

Зодчество в древней Руси, как искусство проектирования и строительства, зарождалось постепенно. Как вид искусства, зодчество входит в сферу духовной культуры и эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах. В древней Руси все начиналось с церковного зодчества.

Молодому государству требовалось установить свою идеологию, создать мощный религиозный блок. Константинополь, который русские называли Царьградом, был в то время важнейшим политическим и культурным центром и выступал в роли хранителя христианства и древнего искусства Греции и Рима. Именно здесь зарождалось и развивалось множество разнообразных учений, так как в Константинополе сплетались воедино достижения античного мира и современности, безудержная роскошь и крайний аскетизм.

Русские восприняли восточное христианство в его праздничной ипостаси и служили Богу своему с искренностью, свойственной их природе. На Руси новая религия стала называться православием, что означает «истинная Вера». Или «истинное православие» Бога. Церкви называются здесь «храмы Божии». Вскоре соборы и церкви стали самыми примечательными строениями во всех русских княжествах.

Византия была заинтересована в поддержании дружественных отношений с Русью, поэтому она предоставила все необходимое для установления на Руси новой религии. Византийские мастера и зодчие начали возводить в государстве архитектурные постройки, в первую очередь религиозные, доселе не виданные на Руси. Так как в большинстве случаев обходились строительными материалами, которые были в той местности, где проводилось строительство, то начал складываться особый тип зодчества, характерный только для Руси. Церкви и соборы, построенные в тот период, имели грандиозный и неповторимый вид. В Византии не любили многокупольных храмов, которые, напротив, стали характерны для Руси. Здесь число куполов несет в себе особый смысл. Один купол символизирует Господа как главу Церкви; три – олицетворяют Святую Троицу; пять – Христа и Евангелистов; девять куполов – девять ангельских чинов. Основной купол с двенадцатью малыми куполами вокруг возводились в честь Христа и Его Апостолов. Все купола увенчивались крестами; как правило, православный крест имеет наклонную перекладину нижней части (здесь были ноги Спасителя) и еще одну наверху, указывающую на место, где над головой Христа была прибита табличка с надписью. Позднее у самого основания появился полумесяц как символ победы русских над мусульманами – татарами.

У самых первых церквей на Руси были округлые купола, такие же, как на византийских храмах, но очень скоро они стали похожи на луковицы. В практическом смысле, при частых обильных снегопадах, такая форма была предпочтительней, но есть и более поэтичные объяснения. По одному из них в куполах – луковицах «собираются» молитвы верующих с тем, чтобы устремиться ввысь. По другому – купола приняли форму воинских шлемов, поскольку Русь была последней линией обороны Запада от Востока, и ее церкви стояли подобно воинам, защищая Запад от истребления…

Относительно большое количество сохранившихся древних памятников позволяет достаточно детально изучать развитие различных течений архитектуры Руси. Церковное зодчество Руси уникально, и поэтому сохранение древнерусского архитектурного наследия является одной из важных задач современной историографии.

Приложения.

Архитектурные термины.

Апсида – полукруглый (иногда снаружи граненый) выступ в восточной части церкви, в котором расположен алтарь. Если церковь имеет не одну, а три апсиды, то в боковых расположены жертвенник и дьяконник.

Барабан – вертикальная цилиндрическая вставка под куполом, прорезанная окнами и служащая для освещения церкви.

Закомара – полукруглое завершение членения фасада, отвечающее конструкции перекрытия, т.е. торцу цилиндрического свода.

Крестовокупольная система – система перекрытия церкви, при которой в центре находится купол, опирающийся с помощью парусов на четыре столба, а к центральному пространству примыкают крестообразно расположенные цилиндрические своды. Если при этом угловые членения имеют такую же высоту, как ветви архитектурного креста, и в интерьере не отделены от крестообразного пространства глухими стенами, то данный вариант обычно называют вписанным крестом.

Лопатка – плоская вертикальная тяга, утолщение стены, отвечающее конструктивным членениям здания. Если лопатка не плоская, а имеет более сложную профилировку, то в древнерусском зодчестве ее обычно называют пилястрой.

Неф – продольное помещение внутри церкви. Если нефов несколько, они отделяются друг от друга рядами столбов.

Плинфа – плоский и широкий кирпич, применявшийся в домонгольской Руси.

Хоры – балкон в церкви, предназначенный для привилегированных лиц.

Иллюстрации.

Киев. Десятинная церковь.

1 – план фундаментов, 2 – частичная схематическая реконструкция плана.

Киев. Софийский собор. Реконструкция восточного фасада.

Киев. Софийский собор. Фрагмент центральной апсиды.

Новгород. Софийский собор. Реконструкция западного фасада. По Г. М. Штендеру.

Новгород. Георгиевский собор Юрьева монастыря.

Чернигов. Пятницкая церковь.

Список используемой литературы:

  1. П.А. Раппопорт, «Зодчество древней Руси». – Ленинград: Лениздат, 1986.

  1. И.И. Кушнир, «Архитектура Новгорода». - Ленинград: Лениздат, 1982.

  1. З.И. Пастухова, «Шедевры русского зодчества». – Смоленск: Русич, 2000.

  1. С. Масси, «Земля Жар – птицы». – СПб: Лики России, 2000.

  1. Е. Шелаева, Л. Процай, «Русь Православная». – СПб: Лики России; М.: Джулия, 1993.

15