III. Древние храмы Новгорода
Закончив возведение Софийского собора в Киеве, строители приступили к сооружению Софийских соборов в Новгороде и Полоцке. Новгородский собор был начат в 1045 г., закончен в 1050 г.; полоцкий возведен, по-видимому, в 50-х гг. XI в. О том, что эти соборы были построены той же артелью киевских мастеров, свидетельствуют их типологическая близость, строительно-технические приемы, система пропорциональных построений и даже многие детали. Опытные строители не повторяли своих старых решений, а многое делали по-старому, исходя из других условий заказа и обстановки. В Новгороде, чтобы ускорить и удешевить строительство, мастера широко использовали местный строительный материал – известняковую плиту. Поэтому стены новгородской и киевской Софии внешне очень сильно различаются, хотя все наиболее ответственные конструкции в Новгороде выполнены, как и в Киеве, из кирпича в технике со скрытым рядом.
Новгородский Софийский собор был придворным княжеским храмом. В нем принимали иностранных послов и именитых гостей. Перед собором иногда проходило бурное вече. Собор имел важное значение в общественно-политической жизни новгородцев. Здесь были казна, архив, библиотека, происходила церемония назначения на высшие государственные должности, объявлялись указы. Строительство Софийского собора было выдающемся событием в истории древнерусского зодчества и большим техническим достижением того времени. За девять веков своего существования Софийский собор подвергся некоторым изменениям. В XI в. к нему был пристроен небольшой придел Рождества богородицы. Впоследствии заложена аркада южной галереи. Значительные ремонтно-реставрационные работы проводились и в конце XIX в. К сожалению, в архитектуру храма было внесено немало изменений, нарушивших его первоначальный облик.
Новгородский и полоцкий Софийские соборы в общих чертах повторяют плановую схему киевской Софии, но в несколько упрощенном виде. Это пятинефные храмы, но если в Киеве к собору примыкают два ряда галерей, то в Новгороде - только один ряд, а в Полоцке вообще нет галерей. У киевского собора пять апсид и две лестничные башни, у новгородского и полоцкого – по три апсиды и по одной башне. Киевская София имеет 13 глав, Новгородская – только пять, а в полоцкой, судя по упоминанию в летописи, их было семь. Хоры новгородского и полоцкого соборов открывались в центральное пространство двойными арками, опиравшимися на один промежуточный столб, тогда как в киевском арки тройные, на двух столбах. Декоративное убранство первых двух соборов также было заметно проще, чем киевского: использовалась только фресковая монументальная живопись; очевидно, организовать на новом месте мозаичное производство было слишком дорого и сложно.
Связь новгородского и полоцкого соборов с киевским проявляется не только в сходстве, но и в различиях. Например, площадь новгородской Софии вместе с галереями равна площади киевского собора с внутренними галереями. Но так как внутренние галереи киевского собора уже новгородских, то размер основного здания храма в Киеве оказался большим, чем в Новгороде. В Киеве мастера приравняли высоту собора его длине, но в Новгороде при меньшей длине здания собор казался бы слишком приземистым, и его высоту сделали равной длине вместе с галереями. Поэтому новгородский собор имеет гораздо более стройные пропорции. Таким образом, даже указанное существенное различие соборов свидетельствует о единстве приемов, которыми пользовались зодчие.
Попытки некоторых исследователей увидеть в Софийских соборах Новгорода и Полоцка другие архитектурные традиции, кроме киевских, не увенчались успехом: ни романского влияния, ни явно выраженных местных художественных форм в них не обнаружено. О том, что в Новгороде и Полоцке работали в основном киевские мастера, хорошо свидетельствует и тот факт, что после возведения Софийских соборов монументальное строительство здесь надолго прекратилось. Очевидно, что достаточно квалифицированных местных кадров строителей ни в Новгороде, ни в Полоцке еще не было.
До каменной Софии существовала дубовая церковь Софии «о тринадцати верхах», сооруженная в 989 году епископом Иоакимом, впоследствии сгоревшая. Место ее расположения до сих пор вызывает у ученых разное толкование. Одни предполагают, что она была внутри стен первоначального детинца, другие – что церковь находилась за пределами укреплений кремля.
В 1113 году вблизи Вечевой площади князь Мстислав заложил каменный пятиглавый Николо – Дворищенский собор, ставший композиционным центром Торговой стороны. Он благодаря мастерству зодчих не только не оказался противопоставленным Софийскому собору, но способствовал образованию у Волхова нового монументального архитектурного комплекса. Композиционно ансамбли были взаимно связаны и объединили в единое целое обе части города, а река стала как бы внутригородской магистралью.
Николо-Дворищенский собор – это шестистолпный крестово-купольный храм. Пятиглавое завершение Николо-Дворищенского храма напоминало Софию. Собор был расписан фресками, от которых уцелели незначительные фрагменты.
Вслед за Николо-Дворищенским были возведены соборы Рождества богородицы и Георгиевский, ставшие важными доминантами в панораме города.
Собор Рождества богородицы – основное сооружение Антониева монастыря; до наших дней собор сохранился со значительными переделками и перестройками. Были пробиты широкие окна, устроена шатровая железная кровля, уничтожены древние хоры. Впервые в зодчестве Древней Руси строители отошли от канона – трехнефного шестистолпного здания, в котором опорные столбы всегда имели крестчатое сечение. Столбы собора восьмигранного и прямоугольного сечения.
В 1119 году на возвышенном берегу Волхова началось строительство Георгиевского собора. В нем была повторена трехглавая, ассиметричная композиция собора Рождества богородицы. Фасады отражают внутреннюю структуру здания. Предельно лаконичны формы и строги пропорции храма. В отличие от собора Рождества богородицы лестничная башня имела в плане квадратную форму. Сооружение трехнефное, шестистолпное. Георгиевский собор – наиболее монументальная после Софийского собора княжеская постройка.
После окончания строительства этих монастырей определились пять основных архитектурных комплексов Новгорода, составивших его архитектурный костяк: кремль, Ярославово дворище, Антониев и Юрьев монастыри и городище с храмом Благовещенья. Сооружение церковных зданий разных типов было связано с социальной структурой города и во многом определялось их принадлежностью.