logo
Итальянское Возрождение

Вопрос 7. Микеланджело Буонаротти (1475-1564).

Микеланджело родился 6 марта 1475 г. в тосканском городке Капрезе в семье городского советника. В 1488 г. Микеланджело против воли своего отца поступает учеником в мастерскую Доменико Гирландайо.

В мастерской Гирландайо он пробыл недолго, ибо хотел стать ваятелем, и перешел в ученики к Бертольдо, последователю Донателло, руководившему художественной школой в садах Медичи на площади Сан-Марко. Его сразу же заметил Лоренцо Великолепный, оказавший ему покровительство и введший его в свой неоплатонический кружок философов и литераторов. Уже в 1490 году стали говорить об исключительном даровании совсем еще юного Микеланджело Буонарроти. В 1494 году, с приближением войск Карла VIII, он оставил Флоренцию, вернулся в нее в 1495 году. В двадцать один год Микеланджело отправляется в Рим, а затем в 1501 году снова возвращается в родной город.

Основы культуры Микеланджело носили неоплатонический характер. Неоплатонической до конца остается и идейная сущность его деятельности и противоречивой религиозной жизни. Несмотря на учебу у Гирландайо и Бертольдо, Микеланджело можно считать самоучкой. Искусство он воспринимал неоплатонически, как неистовство души. Но источником вдохновения для него, в отличие от Леонардо, служила не природа, а культура как история человеческой духовности, борьбы за спасение души. Он изучает классическое искусство, и некоторые из его творений принимают даже за античные, что служит доказательством его стремления не столько к истолкованию исторической действительности, сколько к овладению ею в целях дальнейшего преодоления. Первые его работы того времени: «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров».

Первый Римский период (1469-1501).

В Риме Микеланджело продолжил начатое в Садах Медичи изучение античной скульптуры. К этому периоду относится статуя Вакха и скульптурная группа «Пьета» (Оплакивание Христа). Это единственная работа, которую он подписал. Молодая Мария изображена с мёртвым Христом на коленях.

Флорентийский период (1501-1506).

Вернувшись во Флоренцию, Микеланджело получил от правительства заказ на создание 5,5-метровой статуи Давида. Герой Ветхого завета изображён Микеланджело в виде красивого мускулистого обнажённого юноши, который с тревогой смотрит вдаль, как будто оценивает своего врага – Голиафа – с которым ему предстоит биться. Статуя стала символом Флоренции и помещена перед Палаццо Веккио перед флорентийской ратушей.

Установленная на главной площади Флоренции рядом с ратушей Палаццо Веккио (ныне заменена копией), она должна была стать символом свободы республики. Микеланджело изобразил Давида не в виде хрупкого подростка, попирающего отрубленную голову Голиафа, как это делали мастера 15 в., а как прекрасного, атлетически сложенного гиганта в момент перед сражением, полного уверенности и грозной силы.

Флоренция изнемогала от борьбы партий, внутренних раздоров и внешних врагов и ждала освободителя. С очень давних лет во дворе Санта Мария дель Фьоре лежала огромная глыба каррарского мрамора, которая предназначалась для колоссальной статуи библейского Давида для украшения купола собора. Глыба имела 9 футов высоты и осталась в первой грубой обработке. Никто не брался завершить статую без надставок. Микеланджело решился изваять цельное и совершенное произведение, не уменьшая его величины, и именно Давида. Микеланджело работал один над своим произведением, да и невозможно было здесь чужое участие - так трудно было рассчитать все пропорции статуи. Художник задумал не пророка, не царя, а юного гиганта в полном избытке молодых сил. В тот момент, когда герой мужественно готовится поразить врага своего народа. Он твердо стоит на земле, отклонившись немного назад, отставив правую ногу для большей опоры, и спокойно намечает взором смертельный удар врагу, в правой руке он держит камень, левой снимает с плеча пращу. В 1503 году 18 мая статуя была установлена на площади Сеньории.

Одновременно с работой над статуей Давида Микеланджело получил возможность доказать свой талант живописца. Ему была заказана для Зала Пятисот Палаццо Веккио фреска «Битва при Кашине». Одновременно Леонардо да Винчи должен был написать вторую фреску для того же зала – «Сражение при Ангиари». Ни тот ни другой художник не закончили своей работы, они остановились на стадии картонов – подготовительных изображений в натуральную величину.

Второй Римский период

В 1505 году Микеланджело был вызван к Римскому Папе Юлию П для выполнения двух заказов. Первой из них была фресковая роспись свода Сикстинской капеллы. Лёжа на высоких лесах прямо под потолком, он в период с 1508 по 1512 годы создал самые прекрасные иллюстрации к некоторым библейским сказаниям. На своде папской часовни он изобразил 9 сюжетов из Книги Бытия, начиная от отделения Света от Тьмы и включая создание Адама и Евы, Искушение и грехопадение Адама и Евы, Вселенский потоп. Для подготовки к этой работе Микеланджело выполнил огромное количество эскизов и картонов.

Кроме этого, дав ему полную свободу и не доверяя своим преемникам, папа решил при жизни создать себе достойную гробницу. Однако проект, задуманный Микеланджело так и не был осуществлен в полном масштабе. Гробница должна была стать самым великолепным из всех надгробных памятников Христианских времён. Располагаться гробница должна была в строящемся тогда новом Соборе Святого Петра. Микеланджело с энтузиазмом принялся за эту работу, которая должна была включать более чем 40 фигур. Он проводил месяцы в карьерах, чтобы получить необходимый мрамор. Однако ввиду нехватки средств, Римский папа приказал ему отложить работу над гробницей и выполнить сначала роспись свода Сикстинской капеллы. Когда Микеланджело вернулся к работе над гробницей, он повторно разработал проект, пытаясь сделать его как можно менее дорогостоящим. Он выполнил некоторые скульптуры, в первую очередь самую известную – Моисея. Моисей должен был стать центром композиции нового проекта. Мускулистый патриарх сидит в неглубокой нише. В руках его Скрижали с 10 заповедями. Его длинная борода струится между пальцев. Он смотрит вдаль, как бы общаясь с Богом.

Избрание папой в 1513 году Льва Х из семейства Медичи способствовало возобновлению связи Микеланджело с родным городом. В 1516 году новый папа поручает ему разработать проект фасада церкви Сан-Лоренцо, построенной Брунеллески. Это стало его первым архитектурным заказом. Художник принял его с энтузиазмом. Он пишет, что его будущее творение «своей архитектурой и скульптурой станет зеркалом всей Италии». Но договор был расторгнут, и Микеланджело поручили разработать проект Новой сакристии для церкви Сан-Лоренцо, где собирались поместить гробницы Лоренцо и Джулиано Медичи. В 1519 году ему был заказан фасад Библиотеки Святого Лаврентия во Флоренции, куда художник снова вернулся. В 1520-х годах он также разработал и изящный входной зал Библиотеки, примыкающий к церкви Сан Лоренцо.

Читальный зал и вестибюль библиотеки послужили отправным пунктом для архитектуры маньеризма, то есть такой архитектуры, которая не стремилась к имитации или повторению структуры универсума или к созданию «рационального» образа природы.

Читальный зал библиотеки — это длинное и узкое пространство между белыми стенами, на которых пилястры и карнизы из темного камня образуют прочный каркас, включающий и окна. Стены выступают здесь не столько в роли ограничителя, сколько в роли границы между внешним, естественным пространством и внутренним миром, предназначенным для исследований и размышлений. В это вытянутое строгое помещение попадаешь через вестибюль, где часть пространства занята лестницей, а каркас стен укреплен сдвоенными колоннами, глубоко уходящими в тело стены.

В основание этой структуры положен очень высокий цоколь, колонны же не имеют иной опоры, кроме завитков консолей. Тем самым Микеланджело ясно показывает, что взаимодействие сил идет не сверху вниз, а извне вовнутрь. Об этом говорят и белые стены, выступающие между колонн, словно под напором внешних сил, и ложные окна. Доминирующим мотивом является не равновесие, а сдерживание внешних сил. Переход от вестибюля к залу осуществляется благодаря пластической массе лестницы, врывающейся в помещение вестибюля подобно потоку лавы или морской волны. Ее удерживает балюстрада, играющая роль канала, по которому ступени лестницы устремляются вниз наподобие полноводного потока.

Падение Флорентийской Республики ознаменовало собой самый тревожный период в жизни Микеланджело. По одним источникам он принимал участие в обороне родного города, а после его падения был вынужден сотрудничать с папой из семейства Медичи. По другому мнению, мастер, несмотря на свои твердые республиканские убеждения, не выдержал тревоги перед наступающими событиями: он бежал в Феррару и Венецию (1529), хотел укрыться во Франции. Флоренция объявила его бунтовщиком и дезертиром, но затем простила и предложила вернуться. Скрываясь и переживая огромные мучения, он стал свидетелем падения родного города и лишь позднее робко обратился к папе, который в 1534 году поручил ему закончить роспись Сикстинской капеллы. Речь идет об огромной фреске на алтарной стене.

Третий Римский период.

В 1534 году Микеланджело вернулся в Рим и через два года приступил к созданию своего знаменитого произведения — картины «Страшного суда», законченной им в 1541 году. Эта фреска на алтарной стене Сикстинской капеллы, заказанная папой Павлом Ш. Микеланджело отступил от традиционного написания этого сюжета. Он изображает не момент свершения суда, когда праведники уже отделены от грешников, а его начало. Христос карающим жестом поднятой руки обрушивает гибнущую Вселенную. Фигуры увлекает, словно вихрь, внешняя, превосходящая их сила. Персонажи утрачивают свою красоту, их титанические тела как бы вспухают буграми мышц, нарушающими гармонию линий. Их жесты полны отчаяния, они резки и дисгармоничны. Увлекаемые общим движением праведники неотличимы от грешников.

Сцену «Страшного суда» художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу. В этой огромной по масштабу и грандиозной по замыслу фреске нет (да и не могло быть) образов жизнеутверждающей силы, подобных тем, которые были созданы при росписи плафона Сикстинской капеллы. Если раньше творчество Микеланджело было проникнуто верой в человека, верой в то, что он является творцом своей судьбы, то теперь, расписывая алтарную стену, художник показывает человека беспомощным перед лицом этой судьбы.

Микеланджело изобразил всех персонажей нагими, и в этом был глубокий расчет великого мастера. В телесном, в бесконечном разнообразии человеческих поз он, так умевший передавать движения души, через человека и посредством человека изображал всю огромную психологическую гамму обуревавших их чувств. Но изображать нагими Бога и апостолов — для этого в те времена нужна была великая смелость.

Центром композиции является фигура Иисуса Христа, единственно устойчивая и не поддающаяся вихрю движения действующих лиц. Лицо Христа непроницаемо, в карающий жест его руки вложено столько силы и мощи, что он истолковывается только как жест возмездия. Правую руку он возносит, проклиная грешников, а левой рукой кротко подзывает к себе избранных. Рядом с Христом сидит его мать.

Среди святых, предъявляющих свидетельства своих мучений, есть фигура святого Варфоломея, с которого заживо сняли кожу. Свою снятую кожу он держит в руках, а его лик представляет собой автопортрет Микеланджело. Ангелы, изображённые на двух полукружьях в верхней части картины, несут приметы Страстей Христовых – колонну, возле которой его бичевали, и крест, на котором он был распят.

Внизу картины изображён лодочник, который перевозит души грешников в ад. Это Харон, персонаж древнегреческой мифологии.

«Страшный суд» Микеланджело вызвал яростные споры как среди его поклонников, так и среди противников. Еще при жизни художника папа Павел IV, но потом решил «одеть» всех персонажей и приказал обнаженные тела записать драпировкой. Когда Микеланджело узнал об этом, он сказал: «Передайте папе, что это дело маленькое и уладить его легко. Пусть он мир приведет в пристойный вид, а с картинами это можно сделать быстро».

Эти записи будут частично удалены во время реставрации в 1993 году.

Окончив «Страшный суд», Микеланджело достиг вершины славы среди современников. Он забывал обнажить голову перед папой, и папа, по его собственным словам, не замечал этого. Папы и короли сажали его рядом с собой.

В отличие от Рафаэля, Микеланджело был совершенно равнодушен к земным благам: пище, вину, одежде. Всю жизнь он ходил чуть ли не в рубище. Но папа поручил ему одеть дворцовую стражу Ватикана, и Микеланджело оказался феноменальным модельером. Он их одел в старинные одежды и большие заломленные береты.

В 1546 году Микеланджело был назначен главным архитектором строящегося собора Святого Петра в Ватикане. Строительство было начато Браманте, успевшем к моменту смерти возвести 4 гигантских столба и арки средокрестия, а также частично один из нефов. Микеланджело вернулся к центрическому плану Браманте, одновременно укрупнил все формы, придав им пластическую мощь.

Умирая, Микеланджело оставил краткое завещание; как и в жизни, он не любил многословия. «Я отдаю душу Богу, тело – земле, имущество – родным», — продиктовал он друзьям.

Микеланджело умер 18 февраля 1564 года. Тело его погребено в церкви Санта-Кроче во Флоренции.

Не правда ли, примерам нет конца

Тому, как образ, в камне воплощённый,

Пленяет взор потомка восхищённый

И замыслом, и почерком резца?

Творенье может пережить творца:

Творец уйдёт, природой побеждённый,

Однако образ, им запечатлённый,

Веками будет согревать сердца.

И я портретом в камне или в цвете,

Которым, к счастью, годы не опасны,

Наш век могут продлить, любовь моя, -

Пускай за гранью будущих столетий

Увидят все, как были вы прекрасны,

Как рядом с вами был ничтожен я.