Раздел 1. Теоретико-методологические проблемы библиотековедения
1. Содержание методологии библиотековедения составляют:
философские законы, принципы, категории;
основные законы и теории логики;
научно-методические основы библиотековедения;
социальные функции библиотек;
наиболее общие и стабильные формы организации научного исследования.
2. Методология библиотековедения не даст ответ на вопрос:
через какие этапы проходит ученый, чтобы достичь научного открытия;
как формулируется и исследуется научная проблема;
каким закономерностям подчиняется анализ фактического материала, которым оперирует наука;
как совершается проверка получаемых результатов исследований;
как осуществляется суммарный и индивидуальный учет поступающих в фонд документов.
3. Методологическое знание в библиотековедении выступает:
в форме предписаний и норм;
описаний фактически выполненной деятельности (научных исследований, практических работ);
в форме технологических инструкций по осуществлению библиотечно-библиографических процессов и операций;
проектирования, планирования и прогнозирования деятельности библиотек.
4. К основным законам логики, составляющим логико-методологическое основание библиотековедения относятся:
закон противоречия;
закон исключенного третьего;
закон сохранения и превращения энергии;
закон тождества;
закон отрицания отрицания;
закон достаточного основания.
5. Рассматривая методологию как совокупность методов библиотечных исследований, Крейденко В.С. в диссертационном исследовании «Исследовательские методы в библиотековедении…», обосновывая многоуровневую структуру методологии библиотековедения, не выделил один из нижеперечисленных уровней:
общеметодологический уровень;
общенаучный уровень;
междисциплинарный уровень;
частнонаучный уровень;
узкопроцедурный уровень.
6. Вставьте пропущенное в утверждении: «методология — теоретическая область библиотековедения, методика — _______________ часть методологии».
7. Продолжите высказывание: «научная методика библиотековедения — это совокупность ______________________________________________________
_________________________________________________________________».
8. К общелогическим методам научных исследований относятся (дополните список):
анализ;
синтез;
абстрагирование;
обобщение;
индукция;
_______________
_______________
_______________
_______________
9. Метод контент-анализа применяется в библиотечном деле для:
определения сущности и значения современных библиотечных терминов;
целеустремленного, специального организованного непосредственного восприятия объектов библиотечной действительности;
изучения значительного массива текстов;
сбора первичной вербальной информации, содержащей массовые суждения библиотекарей и читателей по различным аспектам библиотечной работы.
10. Какие из перечисленных методов относятся к методам индивидуальных экспертных оценок:
метод Дельфи;
экспертное интервью;
метод коллективной генерации идей;
аналитические экспертные оценки;
метод экспертной комиссии.
11. К методам изучения библиотечного фонда относятся (дополните список):
метод статистического анализа фонда;
аналитический метод изучения фонда;
метод изучения обращаемости конкретного отраслевого раздела фонда;
___________________________________________________________
___________________________________________________________
12. В современном библиотековедении выделяют 6 основных концепций (парадигм) научного познания (дополните список):
формально-техническая концепция;
«процессная» парадигма В.П. Леонова;
документалистская (структурно-функциональная) концепция;
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
13. По документалистской концепции сущность библиотековедения сводилась:
к вопросам практического обустройства библиотек;
к информационному подходу в рассмотрении всех теоретических проблем библиотековедения;
к изучению взаимодействия читателя и документа, опосредствуемого библиотекарем, т.е. обеспечиваемого им в необходимых отношениях.
14. Продолжите высказывание: «Библиотечная когнитология — научная дисциплина, исследующая процессы функционирования и движения знаний в библиотечной действитьльности, а также процессы _________________________
_________________________________________________________________»
15. В понятийную базу библиотечной когнитологии, образованной на основе пересечения и взаимодействия двух терминосистем, — библиотековедческой и когнитологической, входят следующие понятия (дополните список):
«знание»;
«информация»;
«библиотечный фонд знаний»;
«когнитивная библиотека»;
«библиотечная инженерия знаний»;
______________________________
______________________________
______________________________
16. Что является «объектом», а что «предметом» библиотечной когнитологии как интегральной науки:
библиотечно-когнетивная действительность как единое целое;
закономерности и строение процессов функционирования знаний в библиотеке.
17. Специалисты выделяют 6 основных направлений философии библиотековедения за рубежом (дополните список):
формально-дедуктивное;
культурно-просветительское;
либерально-демократическое;
этическое;
_________________________
_________________________
18. В литературе рассматривается несколько подходов к философскому обоснованию библиотековедческих проблем. Один из нижеперечисленных к ним не относится. Укажите какой?
маркетинговый подход;
информационный подход;
коммуникационный подход;
просветительский подход.
19. Продолжите высказывание: «Философия библиотеки и есть философия библиотековедения, а идеология относится к ___________________________
_________________________________________________________________».
20. Основные направления теоретических взглядов на проблему определения идеологии нового этапа развития библиотечного дела следующие (дополните информацию):
отказ от какой-либо идеологии в библиотечном деле;
библиотека неизбежно участвует в идеологическом процессе, т.е. выполняет идеологическую функцию;
идеологией библиотечного дела должна стать ориентация на общечеловеческие ценности;
вопрос о профессиональной библиотечной идеологии остается открытым, пока _____________________________________________
___________________________________________________________
- Раздел 1. Теоретико-методологические проблемы библиотековедения
- Тема 1. Методология библиотековедения
- Тема 2. Методы библиотечных исследований, их классификация
- Тема 3. Парадигмы научного познания в библиотековедении
- Тема 4. Философская основа библиотековедения
- Раздел 2. Теоретико-методологические проблемы библиографоведения
- Тема 5. Эволюция представлений ученых о сущности библиографии
- Тема 6. Современные научные концепции по вопросу о сущности библиографии
- Тема 7. Общее представление о библиографической методологии
- Тема 8. Роль философских и общенаучных методов в исследовании и развитии библиографии
- Тема 9. Библиографический метод и его специфика
- Раздел 3. Теоретико-методологические проблемы книговедения
- Тема 10. Система книговедческого знания
- Тема 11. Методы книговедения
- Тема 12. Феноменология книги
- Тема 13. Теоретико-методологические проблемы книжной культуры
- Тема 14. Развитие книговедческой мысли в трудах зарубежных ученых
- Тематический план
- Методические указания для семинаров тематика семинаров
- Раздел 1. Теоретико-методологические проблемы библиотековедения Семинар 1. Методология библиотековедения
- Литература
- Семинар 2. Методы библиотечных исследований
- Литература
- Семинар 3. Концепции (парадигмы) научного познания в библиотековедении
- Литература
- Семинар 4. Философия и библиотековедение
- Литература
- Раздел 2. Теоретико-методологические проблемы библиографоведения Семинар №1 Современные научные концепции о сущности библиографии
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Семинар №2. Роль философских, общенаучных и специальных методов в исследовании библиографии
- Вопросы для обсуждения:
- Литература:
- Семинар №3 Библиографический метод и его специфика Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Раздел 3. Теоретико-методологические проблемы книговедения Семинар №1 Теоретико-методологические проблемы книговедения
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Семинар № 2 Методология и методы книговедения
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Семинар № 3 Феноменология книги
- Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Семинар№ 4 Теоретико-методологические проблемы книжной культуры Вопросы для обсуждения:
- Литература
- Методические указания для самостоятельной работы магистрантов
- Раздел 1. Теоретико-методологические проблемы библиотековедения
- Тема 1. Методология библиотековедения
- Литература
- Тема 2. Методы библиотечных исследований, их классификация
- Литература
- Тема 3. Парадигмы научного познания в библиотековедении
- Литература
- Тема 4. Философская основа библиотековедения
- Литература
- Литература
- Раздел 2. Теоретико-методологические проблемы библиографоведения
- Раздел 3. Теоретико-методологические проблемы книговедения
- Тема 1. Система книговедческого знания
- Литература
- Тема 2. Методы книговедения
- Литература
- Тема 3. Историография книговедения
- Литература:
- Тема 4. Феноменология книги
- Литература
- Тема 5. Теоретико-методологические проблемы книжной культуры
- Литература
- График контроля за самостоятельной работой
- Раздел 1. Теоретико-методологические проблемы библиотековедения
- Тесты для самопроверки студентов
- Раздел 1. Теоретико-методологические проблемы библиотековедения
- Условия использования рейтинговой системы Рейтинговый регламент
- Раздел 1. Теоретико-методологические проблемы библиотековедения
- Раздел 2 Теоретико-методологические вопросы библиографоведения
- Темы магистерских работ
- Раздел 1. Теоретико-методологические проблемы библиотековедения
- Список литературы по курсу
- Раздел 1. Теоретико-методологические проблемы библиотековедения
- Раздел 2 Теоретико-методологические вопросы библиографоведения
- Раздел 3. Теоретико-методологические проблемы книговедения
- Вопросы по курсу
- Раздел 1. Теоретико-методологические вопросы библиотековедения
- Раздел 2 Теоретико-методологические вопросы библиографоведения
- Раздел 3. Теоретико-методологические проблемы книговедения
- Индивидуальные задания магистРантам
- Раздел 1. Теоретико-методологические проблемы библиотековедения