Возникновение и развитие книги
Книга: 1) приспособление для фиксации, хранения и распространения во времени и пространстве информации, кодированной с помощью условных знаков; 2) специальная форма организации продуктов письменности и текстов других знаковых систем (например, иконической), обладающая определенной конструкцией и пространственно-смысловой структурой. Книга как функциональная форма способна влиять на интенсивность считывания и усвоения информации. В первопечатных книгах проявляются специфические черты оформления: печатный шрифт, графическая иллюстрация, тиражный формат. Для декора печатной книги использовались ксилография, резцовая гравюра на металле и офорт, позже, в XIX веке – литография, линогравюра.
Изобретение литографии и торцовой гравюры на дереве расширили возможности иллюстрирования книги, привели к ее удешевлению. Во второй половине XIX века с применением фотографии в издательском деле распространяются фотомеханические способы репродуцирования, что способствует появлению книг и журналов с большим количеством цветных иллюстраций [3, c. 5].
На рубеже XIX-XX столетий появляется офсетная печать. Книжные иллюстрации — одна из наиболее важных составляющих издания. Цветные и черно-белые иллюстрации располагаются на обложке, переплете, форзаце, фронтисписе, шмуцтитуле, на полях, исполняют роль буквиц, заставок и концовок. Иллюстрации представляют собой орнаменты, сюжетные изображения, связанные непосредственно с текстом книги, разнообразные технические вспомогательные рисунки и чертежи (например, в анатомических или ботанических атласах, в книгах по математике), карты, схемы, графики. Книга как техническое приспособление для чтения литературного произведения и как пространственное изображение литературного произведения.
Архитектура книги. Линейное прочтение книги. Фаворский о конструировании книги. Детали книги: переплет, форзац, титул, фронтиспис, иллюстрации, заставки, концовки. Стиль книги. Буквица как знак, выражающий стилистику текста, характер содержания. Традиция оформления первой буквы в рукописном тексте. Монограмма – личный знак. История монограммы как торгового знака, знака качества, знака происхождения.
Экслибрис (лат. „из книг”) – личный знак, выражает характер владельца книга, его профессию или тематику его библиотеки.
Что такое ex-libris. В переводе с латинского языка это означает „из книг”. Ещё во времена средневековья принадлежность книги обозначалась надписью, которая обыкновенно начинались с этих слов, а далее, как правило, следовали имя владельца, название библиотеки или монастыря. Искусство экслибриса берёт соё начало в средние века, в Германии, где, по традиции, принято было самые ценные вещи снабжать неким знаком принадлежности. Иногда наличие подобного знака помогало установить истинного владельца даже при судебном разбирательстве, ведь книги в тот период представляли большую ценность, и обладатели библиотек, коих было весьма мало, только так могли защитить себя от похитителей [21, c. 47].
Первоначально письменные указания о принадлежности книги просто делались переписчиком. Более поздние экземпляры – это рисованные виньетки в начале или конце книги. Таких примеров совсем немного – библиотеки, составленные из рукописных книг, были небольшими.
Вскоре после изобретения книгопечатания появляется новый вид экслибриса – гравированный ярлычок с напечатанным изображением, который наклеивался на внутреннюю сторону переплёта, на форзац. Параллельно с печатным знаком возник и так называемый суперэкслибрис – знак, а чаще – герб, оттиснутый прямо на верхней крышке переплёта книги. О суперэкслибрисе стоит сказать особо – или украшались книги из собраний царских библиотек, с начала книгопечатания в России. Вообще в России суперэкслибрисы наибольшее распространение получили в среде самых богатых и влиятельных людей, ведь не только книга но и сам переплёт стоили очень и очень дорого [11, c. 17].
Необыкновенно пышные гербовые суперэкслибрисы на кожаных переплётах книг графа Шереметева и князя Голицына, изящнейший герб на сафьяновых переплётах книг графа Панина. Искусство книжного знака развивалось на протяжении нескольких веков. Есть прочная связь между внешним видом экслибриса и современной ему традицией украшения книг и переплётов. Роскошны в эпоху барокко, изящны и спокойны во времена классицизма, вычурны и графичны в эпоху модерна.
Книжные знаки можно разделить условно на четыре вида: гербовые, вензелевые, сюжетные и просто шрифтовые. Гербовые экслибрисы представляют собой изображение герба владельца, вензелевые – переплетение первых букв имени владельца, зачастую обрамлённые изящными рамками и венками, сюжетные же, как правило, состояли из различных сочетаний книжных украшений с пейзажами, портретами, символами, элементами геральдики.
Наиболее простой тип экслибриса – шрифтовой, он представляет собой наборный текст на бумажном отрезке, напечатанный типографским способом или даже с резинового штемпеля. Техники исполнения экслибрисов были, и есть весьма разнообразны. Это и всевозможные виды гравюры на дереве, меди, и офорт, и литография. В разное время над созданием экслибрисов работали лучшие представители мира художников – чего стоят имена таких мэтров как Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах, Ганс Гольбейн-младший. И это только Германия, а если упомянута Франция, то в разные времена это Франсуа Буше, Анри Матисс, Англия – Уильям Хогарт, Обри Бёрдслей .
В России в разное время создавалось большое количество экслибрисов, расцвет же пришёлся на конец 19-начало 20 века – когда объединение художников "Мир искусства" в лице таких мастеров как Бенуа, Бакст, Билибин, Кустодиев, Нарбут, Сомов создавали новое направление в оформлении отечественной книги [15, c. 146].
Следующий период расцвета экслибриса пришёлся на послереволюционные годы, и, без сомнения, наиболее влиятельной фигурой в создании книжного знака являлся мастер ксилографии, крупнейший русский график Владимир Андреевич Фаворский. Именно он основал настоящую школу оформления советской книги, а благодаря ему несколько поколений художников-графиков, в числе которых Гончаров, Кравцов, Пиков, Павлинов и другие создавали книжные знаки и иллюстрации высочайшего уровня.
Рукописные и печатные издания в России до начала XVIII века характеризуются богатством оформления, обилием иллюстраций, дорогими переплетами и большими форматами. В петровское время форматы уменьшаются, переплеты становятся простыми, заметно уменьшается и количество иллюстраций (гуманитарные книги почти не иллюстрируются, в книгах же учебного характера текст сопровождается графиками и чертежами).
В то же время большое внимание уделяется рисунку шрифта и качеству печати, в качестве оформления используются звездочки, точки и проч. типографские наборные украшения [1, c. 27].
В петровскую эпоху неотъемлемым элементом книги становится титульный лист – главный элемент художественного оформления книги XVIII века, впервые появляются оглавление, деление текста на главы и параграфы, различные вспомогательные указатели, разъяснения терминов, списки опечаток („типографских погрешностей”), широко используются чертежи, схемы, таблицы, диаграммы, карты. При Елизавете Петровне происходит возвращение к роскошно оформленным изданиям с обилием гравированных иллюстраций, с золотым тиснением на переплетах из дорогих материалов, форзацами под мрамор, павлинье перо и золотыми и разноцветными обрезами. В книге XVIII века широкое распространение получают орнаментальные или сюжетные виньетки, помещаемые на титульном листе или на ее последних страницах. XIX век и особенно рубеж XIX-XX столетий, стал эпохой расцвета книжной иллюстрации в России. Изготовлением книжных иллюстраций и оформлением всей книги целиком занимались многие выдающиеся художники этого столетия.
Конструктивные особенности книги.
Исторически сформировавшиеся виды конструкции книги. Наиболее распространенная материальная конструкция современной книги – „мягкий (или гибкий) кодекс”. Помимо этого существует конструкция „раскладушка” (иначе «гармоника», или «ширма»), реже встречается конструкция „стопа таблиц”, еще реже „свиток”. Удобство кодекса заключается в том, что он предусматривает возможность и сквозного, и выборочного чтения. Свиток удобен только в последовательном чтении, стопа таблиц – в выборочном. Раскладушка являет собой переходную форму от свитка к кодексу и повышает эффект рекламного, игрового экспонирования образно выраженной информации [7, c. 30].
Гибкий кодекс представляет собой блок сфальцованных (согнутых и скрепленных по корешку листов бумаги или любого другого гибкого материала. В Древнем Риме существовала конструкция жесткий кодекс, состоящая из деревянных вощеных таблиц, скрепляемых шнуром, продетым в отверстия, просверленные по внутреннему полю. Другая конструкция, известная современности, – это раскладушка, или ширма. Наибольшее распространение она имеет в изданиях для самых маленьких детей и в рекламной продукции. Прототипы таких конструкций находим в средневековой китайской и японской книге. Конструкция „ширма” несколько затрудняет выборочное чтение, однако обладает тем преимуществом, что книжное пространство, состоящее из текстовых и изобразительных элементов, позволяет представить как панораму, в чем выражается, в известном смысле, игровой момент. Третья конструкция, используемая в книгопроизводстве, – стопа таблиц заключенных в папку. Так издаются альбомы, пользование которыми предполагает, в основном, выборочное восприятие элементов (подобных экспонатам выставки), составляющих издание. Весьма распространенной в прошлом и чрезвычайно редко используемой в настоящее время конструкцией книги является конструкция „свиток”. Папирусный свиток египтян, шелковый и бумажный свитки китайцев и японцев принадлежат, в основном, древнему миру. Достоинство свиткообразной конструкции – простота и компактность формы, где целостность книги предопределяется не дополнительными приспособлениями, а изначальной целостностью материала, несущего информацию. Внешний вид книги, ее формат, переплет, декоративное убранство непосредственно влияют на ее ценность. Современная конструкция книги сформировалась на рубеже I-II веков н.э., придя на смену свитку, представляющему собой свернутую в рулон ленту. Древнейшими из сохранившихся кодексов считаются списки Библии, созданные в IV-V веках н.э. Возникновение новой формы книги – кодекса – связано с началом использования для создания книги нового материала – пергамента, тонко выделанной кожи животных. Кодекс был прочнее свитка и удобнее. Кроме того, если папирусные свитки хранили в специальных капсулах цилиндрической формы, то кодексы для сохранности стали заключать в переплеты из кожи и дерева. В первые же века существования формы кодекса складываются и основные составляющие элементы книги, как конструктивные, так и декоративные: конструкция переплета, титульный лист, иллюстрации, характер оформления текста и прочее [27, c. 12].
Среди материалов, использовавшихся для изготовления книг, в истории человечества, помимо тех, что упоминались выше (папирус, глина, шелк, вощеные деревянные таблицы, бумага), следует назвать еще металл (листы меди), древесную кору (на Руси бересту), пальмовые листья и пергамент. Последний, будучи очень дорогим, но идеальным для письма материалом, решил судьбу конструкции книги. Дело в том, что пергамент (материал, изготавливаемый из шкурок молодых животных), в отличие от папируса, широко применяемого и в Древнем Египте и в античной Европе, не ломался на сгибах. Хотя пергамент и дороже папируса, но в конструкции кодекс, допускавшей двустороннее использование материала, удешевлялся вдвое. Таким образом, благодаря пергаменту, начиная с поздней античности и особенно со средневековья, кодекс в Европе вытесняет свиткообразную книгу. Бумага, изобретенная в Китае во 2-м веке, широкое распространение в Европе получила только тысячелетие спустя, но, по мере демократизации читательских кругов вытеснила пергамент из кни-гопроизводства. Старая китайская бумага называлась бамбициной и изготавливалась, как считают историки, из луба бумажной шелковицы. Некоторые исследователи предполагают, что сырьем для изготовления этой бумаги служил бамбук (откуда и название). Европейская бумага – тряпичная Процесс ее изготовления в качестве одной из завершающих технологических операций предполагал отливку бумажной массы на металлической сетке (куда включались фигурные и буквенные символы, переходящие на бумажный лист, как водяные знаки (филиграни). Так мастер клеймил свой товар. Лист бумаги ручной отливки невелик. Размеры его предопределяются физическими способностями, вернее, возможностями человека: сетка натянута на деревянную раму, которую мастер держит двумя руками [9, c. 65].
Формат книги определяется не только размером листа бумаги, но и тем, сколько раз гнут лист для данного издания. Самые большие средневековые книги, фолианты, – это книги в одну вторую долю листа. Дальше следует формат в четвертую долю, получаемый в результате двух сгибов. Потом – в восьмую долю (три сгиба). По-русски такой формат называется – „в осьминку”. Наиболее изящный из старых форматов – в одну шестнадцатую долю листа (четыре сгиба). В XVII веке голландские издатели Эльзевиры ввели узкие форматы, получаемые в результате более сложной фальцовки – в одну двенадцатую и в одну двадцать четвертую долю листа. С появлением рулонной бумаги и новых фальцевальных машин форматы изданий стали разнообразнее [34, c. 88].
Важной характеристикой издания является формат, т.е. размер книжного блока, хотя, нередко, различные операции, производимые владельцами книг (обрезка, изготовление нового переплета), приводили к тому, что книга утрачивала свой первоначальный формат. У русских рукописных книг XI-XIII веков устойчивых размеров не было, формат, в соответствии с желанием заказчика и имеющимися в наличии материалами, выбирал сам переписчик. Богослужебные книги имели, как правило, большие размеры (высота книжного блока более 30 см). Книги для повседневного употребления имели сравнительно небольшие форматы (до 30 см) и отличались простым оформлением. С началом применения бумаги для изготовления книг в основу их форматов был положен размер бумажного листа и его части (половина, четверть, одна восьмая). Первоначально жестко фиксированных форматов бумаги не существовало (они определялись размером сетки для отлива бумажного листа), впоследствии бумажники предпочитали два основных размера: малый 30х50 см и большой 50х70 см. Бумажный лист поступал в продажу сложенным пополам, водяной знак при этом располагался посередине одной из половин [28, c. 47].
После изобретения книгопечатания книжные форматы начинают уменьшаться, соответствуя стремлению книгоиздателей сделать книгу более дешевой. С петровских времен в России начинают использовать форматы в 1/8, 1/12, 1/32 бумажного листа. Издания же Академии наук были достаточно большими по размеру – 1/4 листа. В XVIII, особенно в первой половине XIX века в России, кроме книг обычного формата, изготовляли и миниатюрные издания с форматом 1/256. С середины XIX столетия с увеличением тиражей книг наиболее распространенным для массовой печатной продукции становится формат 1/8, в то время как на материале отдельных богатых изданий крупнейшие издательские фирмы России, например, издательство М. О. Вольфа, начинают выпускать роскошно оформленные, богато иллюстрированные крупноформатные и миниатюрные издания. Изобретение фотографии способствовало возникновению практически неограниченных возможностей уменьшения формата книг. Появляются даже сувенирные книги-брелки, которые невозможно читать без увеличительного стекла. Однако наиболее распространенным остается формат 1/8 листа. Первый стандарт книжных форматов был введен в России в 1924 году (восемь нормативных форматов), хотя попытки предпринимались еще в 1895 и 1903 годах.
Современное книгопроизводство иначе называется книгопечатанием. 'Искусство книгопечатания подвижными литерами, то есть тиражирование книг с помощью стандартизированных наборных знаков, началось в западной Европе в середине XV века. В нашей стране в связи с особенностями исторического процесса книгопечатание появилось на век позднее. До этого книга была рукописной.
- Раздел 1. Теоретические основы оформления книги …...6
- Раздел 2. Разработка оригинал-макета книги „таинственная богиня. Мэрилин монро” ….……………………….......29
- Введение
- Раздел 1. Теоретические основы оформления книги
- Возникновение и развитие книги
- 1.2. Исторические традиции оформления книги
- Композиционные и стилевые особенности оформления книги
- Раздел 2 разработка оригинал-макета авторской книги
- 2.1. Определение историко-культурного содержания книги
- 2.2. Создание композиционно-графической модели оригинал-макета книги
- 2.3. Колористическое решение книги „таинственная богиня. Мэрилин монро”
- Список использованных источников