Глава 2 Творчество Художников-Передвижников
Г Григорий Григорьевич Мясоедов Родился в селе Паньково Орловской губернии в семье мелкопоместного дворянина. Учился в Петербургской Академии Художеств, в мастерской у Т.Неффа и А.Маркова. В Академии им были написаны картины «Поздравления в доме молодых» (1861) и «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» (1862), определившие дальнейшее направление его творчества - бытовой и исторический жанр. После окончания обучения в качестве пенсионера был отправлен в Европу, посетил Париж, Берлин, Брюссель, города Италии и Испании («Похороны у испанских цыган», «Франческо и Паоло», «Две судьбы», 1863-1868). По возвращении на родину художник развернул активную общественную деятельность, именно ему принадлежала инициатива создания организации нового типа - Товарищества Передвижных художественных выставок. Проявляя большой интерес к жизни крестьянства, Мясоедов создал как острокритические полотна («Земство обедает», 1872), так и картины, рассказывающие о старинных русских поверьях и обрядах («Опахивание», 1876; «Засуха», 1878-1880), о радости и красоте крестьянского труда («Косцы», 1887). Историческая тематика была продолжена художником в работах «Дедушка русского флота. (Ботик Петра I)» (1871), «Чтение положения 19 февраля 1861 года» (1873), «Самосожжение» (1884). Мясоедов писал также пейзажи, преимущественно крымские, отличающиеся простотой и выразительностью мотивов («Сумерки», «Скалы Гурзуфа», «Дорога во ржи», все 1881), изредка портреты (И.И. Шишкин, 1891), занимался гравированием (офорты «Дорога из Бахчисарая в Успенский монастырь»). В последние годы жизни художник провел в усадьбе Павленки под Полтавой, где организовал рисовальные классы.
|