logo
bestref-2010211111111111111111111111111111

Глава 1 Создание и развитие товарищества передвижных художников

Несомненно, что возникновение общества ТПХВ произошло в то самое время, когда это было особенно необходимо для России – как с точки зрения чистого искусства, так и с точки зрения его социального значения. К концу 60-х годов передовые художники Москвы и Петербурга приходят умудренные некоторым опытом общественной деятельности. К этому времени у них складывается твердое убеждение, что пришло время найти такую форму объединения, которая могла бы обеспечить личную независимость художника от официальных, покровительствуемых правительством учреждений и меценатов, сделать более тесными и прямыми связи искусства со зрителем, с народом. Идея создания Товарищества передвижных выставок обещала многое. Возможность приобрести необъятную народную аудиторию становилась реальной. Мечта нескольких поколений художников воочию воплощалась в жизнь. Но ни для одного из предшествующих поколений она не была так бесконечно привлекательна, как для поколения, сформированного общедемократическим подъемом конца 50-х — начала 60-х годов. Инициатором создания Товарищества, как известно, выступил в 1869 году Г.Г.Мясоедов. Этот резкий, горячий и прямой человек в течение всей своей жизни был убежден в правильности выбранного им пути и страстно боролся за осуществление своих художественных идеалов. Своей идеей Мясоедову удалось увлечь В.Г.Перова, который в эти годы пользовался огромным авторитетом. Пылким сторонником нового начинания стал А.К. Саврасов и целый ряд других московских художников. Мясоедов заручился содействием И.Н.Крамского, который сплотил под знаменем Товарищества немало художественной молодежи Петербурга. Наряду с Мясоедовым и Крамским много любви и искреннего увлечения в дело Товарищества вложил и Николай Николаевич Ге. Сначала Ге выступал в качестве связующего звена между московскими инициаторами и художниками Петербурга и возбудил симпатию многих из них к новому начинанию. Стасов указывает, что идея передвижных выставок зародилась у Мясоедова и Ге в связи с опытом английских передвижных выставок. Возможно, что английские выставки послужили одним из побудительных толчков, так как многие будущие передвижники следили за художественной жизнью Англии. В итоге предварительных встреч и переписки создавшаяся в Москве инициативная группа направила 23 ноября 1869 года письмо, обращенное в петербургскую Артель. В нем содержалось предложение объединиться для организации подвижных выставок (слово "передвижные" пришло позже) и просьба к Артели — "по возможности представить этот проект в одном из Ваших четверговых собраний, на общее усмотрение". Оканчивалось обращение следующими строками: "Надеемся, что идея устройства подвижной выставки найдет в Вас сочувствие и поддержку и что Вы будете так добры не оставить нас без ответа". К письму приложен был Проект Устава, составленный, по-видимому, не одним Мясоедовым. Проект Устава содержит и некоторые комментарии, дающие возможность проникнуть сквозь сухие официальные строки в существо нового начинания. Комментарии эти касаются, прежде всего, вопроса о творческой и материальной независимости художника, о его свободе от начальственной опеки. "Мы считаем совершенно необходимым, — говорится в проекте, — совершенную независимость товарищества от всех других поощряющих искусство обществ, для чего находим необходимым особый утвержденный устав, идея которого сохранится. Необходимо подчеркнуть, что стремление будущих передвижников к независимости, к творческой свободе, так же как и у их предшественников, меньше всего носило индивидуалистический характер. Так, Крамской, касаясь этого вопроса, в другой связи восклицает: "... свободы от чего? Только, конечно, от административной опеки ... но художнику, — продолжает он, — зато необходимо научиться высшему повиновению и зависимости от ... инстинктов и нужд своего народа и согласию внутреннего чувства и личного движения с общим движением...". Эти слова очень глубоко и ярко раскрывают

3

подлинный смысл борьбы организаторов Товарищества за создание своего самостоятельного творческого центра. Четким по своей направленности является и определение цели Товарищества, данное в первом пункте проекта Устава: "Основание Товарищества подвижной выставки имеет целью: доставление обитателям провинции возможности следить за успехами русского искусства и русской живописи". Таким образом, с самого начала вопрос об огромном расширении круга зрителей, сферы воздействия вставал с полной ясностью для инициаторов Товарищества. Крамской же в другой связи, имея возможность высказаться более открыто, говорил, что искусство передвижников должно привлечь симпатию "в той огромной массе общества, которая еще находится в состоянии усыпления". Письмо и проект были действительно зачитаны на одном из "четвергов" Артели. Аудитория встретила их с большим подъемом.

В целом идея Товарищества Передвижных Художественных Выставок по сравнению с идеей Артели обладала огромным преимуществом: ознакомление с искусством широких общественных кругов прямо декларировалось как центральная, основная форма выступлений. С точки зрения организационной Товарищество также представляло более совершенную, точнее, более отвечающую своему времени форму. Знаменитая Артель "14-ти бунтарей" и скромная вторая Артель внесли в свою деятельность утопические уравнительные начала, связали ее с бытовой коммуной. Принципы эти были благородны и великодушны, но нежизненны в условиях России, вступившей на путь капиталистического развития. Основатели Товарищества Передвижных Художественных Выставок не повторили ошибок своих предшественников. Учли они и тяжелый опыт сотрудничества с благотворителями и покровителями различных толков. Цель была поставлена совершенно ясная: создать организацию, руководимую самими художниками — членами коллектива, объединенными общностью идейных и творческих устремлений.

Если Артель была первой в русском искусстве попыткой создать художественное объединение, независимое от официальной опеки, то Товарищество осуществило эту идею.

    Так возникла учреждение Товарищества передвижных художественных  выставок, предложенная живописцем Григорием  Григорьевичем Мясоедовым.

    2 ноября 1870 года был утвержден  устав творческого содружества.  Под ним стояли подписи 14 мастеров, в том числе В.Г. Перова, И.Н.  Крамского, Г.Г. Мясоедова, А.К.  Саврасова и других. Крамской  стал душой объединения.

    Товарищество  должно было не только устраивать выставки картин в Москве и Петербурге, но и перевозить их по другим городам  России, знакомя тем самым широкие  слои русского общества с достижениями нового искусства и возбуждая в народе интерес и любовь к живописи. Высшим органом Товарищества было общее собрание. Для ведения текущих дел избиралось правление. Представить произведение на жюри очередной выставки мог любой сторонний художник. Если его работа не отвергалась, он получал права экспонента, дававшие совещательный голос на собрании и обеспечивавшие долю дохода от входной платы, делившейся между всеми участниками выставки. Экспонент, зарекомендовавший себя на ряде выставок, мог баллотироваться в члены Товарищества. Будучи избранным, он приобретал привилегию выставлять работы без жюри.

    В конце 1871 года состоялась первая передвижная  выставка. С этого времени началось триумфальное шествие русского демократического искусства, его неслыханное до сих пор “вторжение” в жизнь и сознание русского общества. Продажа картин проводившаяся на передвижных выставках Товарищества, давала художникам средства к существованию. Товарищество постоянно пополнялось новыми талантами. От выставки к выставке оно крепло, превращаясь в собирательный центр прогрессивных сил изобразительного искусства всей страны, и своей самоотверженной деятельностью подлинно обеспечило проникновение прогрессивного демократического искусства в самую толщу народных масс России.

    1870- 1890-е годы были лучшими в  истории Товарищества, когда все  наиболее талантливые художники  шли под его знамена. За это  время (по 1897 г.) передвижники, как  стали называться члены Товарищества, устроили 25 выставок в Петербурге, Москве, Киеве, Харькове, Одессе и  ряде других городов огромной  России. Всего за 53 года существования  Товарищества их было 48. Именно  в 70-90-е годы XIX века живопись была очень популярна и действенна. Она не только воспитывала вкус, но и формировала общественные взгляды русской интеллигенции. Молодежь нередко воспринимала картины передвижников как призыв к свершению самодержавия, она находила в них ответы на важнейшие вопросы современности. Никогда еще звание художника в России не было столь почетно и уважаемо. Никогда еще искусство в России не оказывало столь активного революционизируещего влияния на общество, как это было во времена передвижников.

    Выдающуюся  роль в развитии искусства передвижников  сыграл Владимир Васильевич Стасов (1824-1906 г.г.), известный художественный критик. В.В. Стасов, друг и защитник многих художников, был страстным защитником идей и принципов Товарищества передвижников.

    В своих многочисленных журнальных статьях  и обзорах Стасов со свойственной ему горячностью и эмоциональностью пропагандировал лучшие произведения передвижников, объясняя публике цели и задачи нового художественного  направления.

    Одно  из ведущих мест в творчестве передвижников  занимала жанровая живопись (живопись бытового жанра), наиболее тесно связанная  с современностью. Передвижники показывают не только бедность, но и красоту  народного быта (“Приход колдуна на крестьянскую свадьбу” В.М.Максимова, 1875, ГТГ), не только страдания, но и стойкость перед лицом жизненных невзгод, мужество и силу характера (“Бурлаки на Волге” И.Е.Репина, 1870-1873, ГРМ), богатство и величие родной природы (произведения А.К. Саврасова, А.И.Куинджи, И.И.Левитана, И.И.Шишкина), героические страницы национальной истории (творчество В.И. Сурикова) и революционного освободительного движения (“Арест пропагандиста”, “Отказ от исповеди” И.Е. Репина). 

      Стремление шире охватить различные  стороны общественной жизни, выявить  сложное переплетение положительных  и негативных явлений действительности  влечет передвижников к обогащению  жанрового репертуара живописи. Наряду  с бытовой картиной, господствовавшей в предшествующее десятилетие, в 1870-е г.г. значительно вырастает роль портрета и пейзажа, а позже исторической живописи. Следствием этого процесса явилось взаимодействие жанров – в бытовой картине усиливается роль пейзажа, развитие портрета обогащает живопись глубиной обрисовки характеров. На стыке портрета и бытовой картины возникает такое оригинальное явление, как социально-бытовой портрет ( “Полесовщик” И.Н.Крамского; “Кочегар” и “Курсистка” Н.А. Ярошенко ). Развивая отдельные жанры, передвижники в качестве идеала, к которому должно стремиться искусство, мыслили единство, синтез всех жанровых слагаемых в форме “хоровой картины”, где главным действующим лицом выступала бы масса народа. Такой синтез в полной мере был осуществлен уже в 1880-х г.г. И.Е. Репиным, В.И. Суриковым, творчество которых представляет вершины передвижнического реализма.   

5